Кто наши герои? Что не так с системой государственных наград в Украине и как это исправить
Система государственных наград — одно из многих наследий, полученных Украиной от Советского Союза. За более чем три десятилетия независимости подход к награждению не претерпел системных изменений. Широкомасштабное вторжение в который раз подняло вопросы о том, кто является нашими героями и как чтить их подвиги.
Поток петиций о присвоении государственных наград украинским военнослужащим свидетельствует о запросе общества на смену подходов к награждению. Но государство пока не сформировало четкого ответа на этот запрос. Вместе с тем проблема государственных наград намного шире вопроса, кому именно их нужно вручать.
Кто наши герои?
Конституция определяет, что государственные награды вручает глава государства. Согласно закону о госнаградах, высшей степенью отличия в Украине является звание Герой Украины. Его присваивают гражданам Украины за выдающиеся героические поступки (орден «Золота Зірка») или выдающиеся трудовые достижения (орден «Держави»).
Что такое героизм и что именно считать выдающимся героическим поступком, в большей степени зависит от того, кто сейчас президент и какие у него приоритеты.
Леонид Кучма присвоил звание Герой Украины 132 людям. Это были преимущественно директора заводов, реже — писатели и артисты. Военных сред них было восемь, среди них были и награжденные за героизм во времена Второй мировой войны.
Виктор Ющенко за пятилетнюю каденцию вручил 114 наград. Их получили общественные и культурные деятели, правозащитники, аграрии, народные депутаты, а также ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС. В списке награжденных были шестеро военных, награжденных за героизм во времена Второй мировой войны. Также Виктор Ющенко посмертно присвоил звание Герой Украины Степану Бандере и Роману Шухевичу. Но во времена Януковича Донецкий окружной административный суд лишил их этого звания.
Сам же Виктор Янукович вручил ордена «Золота Зірка» только 40 людям — чаще всего артистам, директорам заводов и шахтерам.
Среди 160 награжденных во времена президентства Петра Порошенко — 99 героев Небесной сотни и 47 военных. 85% награжденных военных были офицерами, 6 — старшинами и 10% — солдатами. При этом все награжденные им солдаты и старшины получили награды посмертно. Среди офицеров 42% наградили при жизни, соответственно 58% получили звание Герой Украины после гибели.
По состоянию на апрель 2024 года президент Владимир Зеленский наградил званием Герой Украины 397 человек, среди которых преимущественно военные. Очевидно, это обусловлено широкомасштабным вторжением, выявившим, кроме горя, и много героизма, который надо признать и отметить.
Среди всех награжденных президентом Зеленским военных — 68% офицеров. 22% награжденных — старшины и еще 10% — солдаты. При этом при жизни награждены 5% солдат, 28% старшин и 53% офицеров. Остальные получили звание Герой Украины посмертно.
Анализируя данные о награждениях во время войны, начиная с 2014 года, можно проследить определенные тенденции. Во-первых, офицеров награждают значительно чаще, чем солдат. Во-вторых, очень редко солдаты и сержанты получают награды при жизни.
Почему сложилось так, что офицеров награждают больше всего, а солдат и старшин — меньше и преимущественно посмертно? Конечно, планирование действий подразделения, управление им и в целом лидерство в войске требуют немало умений и навыков. Поэтому логично, что довольно много офицеров получают высшее государственное отличие. Но непосредственно на линии столкновения с врагом находятся именно солдаты и сержанты, и, вероятно, многие из них заслуживают звания Герой Украины. Но по ряду причин о подвигах солдат не часто докладывают наверх. Или же отмечают их ведомственными отличиями или другими видами поощрения вместо государственных наград.
Что делать с предателями, имеющими геройские звания?
В Украине были разные президенты с разными политическими ориентациями, поэтому и награждали они очень разных людей. Это привело к тому, что в одном ряду оказались те, кто положил свою жизнь в борьбе с российской агрессией, и те, кто этой агрессии способствовал. Например, крымский экс-депутат Александр Баталин, которого подозревают в государственной измене, или бывший народный депутат Борис Дейч, поддерживавший аннексию Крыма.
Лишить таких «героев» государственных наград — большая проблема. Закон определяет два возможных способа. Первый — в случае осуждения награжденного за тяжкое преступление. В таком случае суд должен отдельно обратиться к президенту с соответствующим представлением. Кстати, именно таким путем звания Герой Украины лишили Степана Бандеру и Романа Шухевича.
Второй способ лишить госнаград — через наложение санкций. Так Петр Порошенко сделал с Иосифом Кобзоном еще в мае 2018 года. А Владимир Зеленский в 2023-м лишил Вячеслава Богуслаева статуса Герой Украины.
Обе описанные процедуры слишком усложнены и неэффективны. Правительство еще в феврале 2023 года пообещало зарегистрировать проект, который сделал бы процесс лишения государственных наград более простым, но это до сих пор не произошло.
Частично решить проблему могут несколько зарегистрированных в Верховной Раде законопроектов. Народные депутаты предлагают лишать государственных наград людей, совершивших преступления коллаборационизма, незаконно распространявших информацию о передвижении войск и пропаганду войны или оправдывавших агрессора.
Еще одно предложение — лишать наград по представлению Совета национальной безопасности и обороны, если к награжденному применены санкции или он участвовал в агрессии против Украины. Или же забирать награду по представлению СБУ, если владелец «геройского» звания имеет гражданство или награды от государства-агрессора или же является членом партии, запрещенной судом. Также забирать государственные награды предлагают за преступления против национальной безопасности, мира, безопасности человечества и другие тяжкие или особо тяжкие преступления.
С одной стороны, пересматривать свою историю и ее героев не очень правильно. Но, с другой — в уникальной украинской ситуации сделать это стоит хотя бы для того, чтобы явные предатели с антиукраинской позицией не стояли рядом с реальными героями, отдавшими за Украину самое дорогое — свои жизни и здоровье. Как минимум это неэтично, а как максимум — дискредитирует институт государственных наград как таковой.
Для воплощения желаемого нужно сделать немного — изменениями в закон ввести проверку награжденных Героев на предмет сотрудничества с Россией. Это продиктовано необходимостью как вычистить из системы элементы, представляющие угрозу национальной безопасности, так и восстановить репутацию и доверие к государственному награждению в обществе.
Как награждать военных?
Сейчас не существует четкого размежевания гражданских и военных наград. На примере Героев Украины мы видим, что одну и ту же награду могут вручить как гражданским, так и военным, а это не учитывает многомерную природу актов героизма новой фазы войны. Поэтому было бы целесообразно разделить награды для гражданских и военных.
Важный маркер потребности общества в награждении военных — большое количество петиций о присвоении государственных наград погибшим защитникам. Похожая ситуация возникла и с ранеными — петиций о присвоении наград военным с инвалидностью вследствие войны стало очень много.
С учетом запросов имело бы смысл создать для семей погибших и раненых специальные государственные награды. Сейчас их часто выдают как ведомственные отличия Министерства обороны, Главнокомандующего, командующего родов или видов войск Вооруженных сил Украины. Вместо этого должна бы быть награда, которая вручается от лица президента, а не министра обороны или Главнокомандующего, потому что люди потеряли здоровье, защищая именно государство, а не армию или министерство.
Так, одна из самых весомых наград в США — «Пурпурное сердце» — вручается от лица президента Соединенных Штатов любому военнослужащему, который во время службы в Вооруженных силах США после 5 апреля 1917 года был ранен или убит в бою с каким-либо врагом.
Сегодня в Украине существует минимум три десятка разных поощрительных ведомственных отличий от Министерства обороны. Среди них очень распространены медали «За зміцнення обороноздатності», «За зразкову службу» и «Захиснику України». Также Минобороны имеет специализированные медали для разных типов войск — от «Хреста Сухопутних військ» до «Хреста Військ зв’язку та кібербезпеки».
Собственные отличия имеет и Главнокомандующий Вооруженных сил Украины — кресты, которые тематически отличаются от наград министерства. Это, в частности, нагрудные знаки «За збережене життя», «За знищення ворожої авіаційної техніки», «Комбатантський хрест» и знак «За незламність».
Нематериальные поощрения к службе
Отличия — важная часть нематериального поощрения к службе. Такая награда помогает человеку почувствовать свою причастность к чему-то большему и подтверждает, что его вклад в общее дело видят и ценят. Это в свою очередь способствует сплоченности коллектива, а когда атмосфера в подразделении дружеская, оно значительно эффективнее.
Дисциплинарный устав Вооруженных сил Украины определяет, что отличиями могут быть грамота, дополнительный отпуск, занесение фамилии в Книгу почета воинской части, сообщение коллективу об образцовом исполнении обязанности и т.п. И такие поощрения не менее важны, чем материальная мотивация, о которой сейчас активно говорят законодатели. Кроме того, вручить отличие — хороший инструмент позитивного влияния на подчиненных со стороны командования, а это очень важно в сложных условиях фронта.
Вместе с тем такой эффективный и несложный инструмент надлежащим образом не нормирован, и воспользоваться им очень проблематично. Дело в том, что Дисциплинарный устав ВСУ не дает полномочий ни одному из командиров вручать почетные нагрудные знаки. Кроме того, законодательство не регулирует вопрос об утверждении эскизов этих знаков. То же и с использованием бюджетных средств или помощи благотворителей для изготовления или приобретения нагрудных знаков и ведомственных поощрительных отличий.
Почему это проблема? Потому что командование и воинские части могут делать только то, что прямо позволяют закон и подзаконные акты. Соответственно, то, что не урегулировано, не разрешается. Поэтому легально изготовлять отличия или нагрудные знаки для поощрения военных невозможно. И это нужно изменить.
Как можно изменить систему государственных наград?
Система государственных наград нуждается в реформировании, потому что ее нынешнее состояние не соответствует запросам военного времени и не учитывает контекста масштабной деколонизации вследствие широкомасштабного вторжения. Первым шагом в этом направлении должны стать изменения в законодательство, которые помогут лишить звания Герой Украины предателей, которые поддерживают агрессию РФ и давно не имеют ничего общего со служением украинскому народу.
Другое необходимое изменение — создание системы государственных боевых наград от лица президента Украины. Военные должны понимать, что они важны не только для Вооруженных сил, но и для всего государства. Это позволит дополнительно почтить подвиги военных и создаст еще одно измерение политики памяти.
Не менее важно дать возможность командирам поощрять личный состав. Для этого нужны изменения в Дисциплинарный устав ВСУ, а также надо урегулировать технический вопрос о возможности вручать и закупать почетные нагрудные знаки.
Защитники и защитницы — это люди, которые добровольно рискуют своей жизнью и здоровьем, чтобы остальные могли жить своей жизнью. Поэтому защитники должны знать: они важны и нужны всему обществу. Усиление социальной защиты военнослужащих, безусловно, очень важно, но нематериальный аспект мотивации не менее весомый. Поэтому взвешенная и продуманная система награждения военных — не прихоть «не ко времени», а жизненная необходимость.