США могут ввести санкции против китайских банков, помогающих России в войне — The Wall Street Journal
США разрабатывают проект санкций, которые могут отключить некоторые китайские банки от глобальной финансовой системы, пишет The Wall Street Journal со ссылкой на источники.
Эта информация стала известна накануне визита Государственного секретаря США Энтони Блинкена в Пекин.
Вопрос заключается в том, может ли угроза использования США одного из своих мощнейших инструментов финансового принуждения покончить с ростом торговли между Пекином и Москвой, которая позволила Кремлю восстановить армию, разрушенную более чем двухлетними боями в Украине.
Китай прислушивался к призывам Запада не отправлять оружие в Россию с начала войны, но после поездки Блинкена в Пекин в прошлом году китайский экспорт коммерческих товаров, также имеющих и военное назначение, резко возрос.
Китай сейчас является основным поставщиком схем, деталей для самолетов, машин и станков, а официальные лица США говорят, что помощь Пекина позволила Москве восстановить военно-промышленный потенциал.
Блинкен и другие высокопоставленные чиновники кабинета министров забили тревогу на прошлой неделе на встрече Большой семерки на Капри в Италии.
США рассчитывают на то, что угроза потери китайскими банками доступа к доллару и риска ухудшения торговых связей с Европой заставит Пекин изменить курс. Банки служат ключевыми посредниками для коммерческого экспорта в Россию, обрабатывая платежи и предоставляя компаниям-клиентам кредиты для торговых операций.
«Китай не может действовать по обоим направлениям. Он не может претендовать на то, чтобы иметь положительные дружеские отношения со странами Европы, и в то же время подпитывать наибольшую угрозу европейской безопасности со времен окончания холодной войны», — сказал Блинкен на Капри.
Представитель посольства Китая в Вашингтоне назвал экспорт законной торговлей и заявил, что США выдвигают «безосновательные обвинения».
«Право Китая вести нормальный торгово-экономический обмен с Россией и другими странами мира на основе равенства и взаимной выгоды не должно сталкиваться с препятствиями или нарушаться. Соединенные Штаты должны немедленно прекратить введение односторонних санкций против китайских компаний и лиц», – сказал он.
Официальные лица США говорят, что санкции относительно банков являются вариантом эскалации, если дипломатические инициативы не смогут убедить Пекин ограничить экспорт. В последние недели США усилили давление на Пекин во время частных встреч и звонков, предупреждая, что Вашингтон готов принять меры против китайских финансовых учреждений, занимающихся торговлей товарами двойного назначения.
«Любые банки, способствующие значительным транзакциям, направляющим товары военного или двойного назначения на российскую оборонно-промышленную базу, подвергаются риску санкций США», — заявила министр финансов Джанет Йеллен в начале этого месяца во время встречи с коллегами в Пекине.
Чиновники надеются, что совместное дипломатическое давление Запада позволит избежать необходимости принимать меры, которые могли бы нарушить хрупкую нормализацию отношений между двумя государствами. Лишение банков доступа к доллару имеет гораздо более широкие последствия, чем обычные санкции, направленные против отдельных лиц и компаний, поэтому часто используется как крайнее средство.
Такие санкции часто приводят к банкротству банков, влияя на всю их клиентскую базу, и представляют особый риск для Китая, поскольку страна борется с растущими кредитными проблемами.
Однако в прошлом простая угроза целевым банкам имела кратковременные результаты. В декабре президент Байден подписал указ, предоставивший Министерству финансов полномочия применять санкции против банков, помогающих военно-промышленному комплексу России.
«Это создало узкие места в торговых операциях между Китаем и Россией. Крупные китайские банки отказались от какой-либо роли в содействии сделкам», — считает Александра Прокопенко, сотрудница исследовательского центра Carnegie Russia Eurasia Center и бывшая сотрудница центрального банка России.
Однако, по ее словам, эти банки постепенно были заменены более непонятными региональными китайскими банками, мало работающими в долларовой экономике, и, следовательно, меньше боятся санкций США.
«Платежные цепочки медленно перестраиваются. И россияне и китайцы постоянно адаптируются к новым условиям», — предупредила она.
Торговля некоторыми из важнейших товаров двойного назначения для российских военных возросла после встречи Си с Путиным в марте прошлого года. Опубликованный недавно Центром стратегических и международных исследований CSIS анализ демонстрирует, что количество поставок ключевых товаров двойного назначения, в частности деталей для вертолетов, навигационного оборудования и машин, используемых для изготовления точных деталей для оружия и самолетов, подскочило с нескольких тысяч до почти 30 тысяч в месяц.
«В конце концов, это позволило Кремлю ускорить производство оружия, включая броню, артиллерию, ракеты и беспилотники, и создать эффективную защиту от контрнаступления Украины в 2023 году», — считает Макс Бергманн, старший научный сотрудник CSIS.
В начале войны Си Цзиньпин, казалось, прислушался к призывам Запада воздержаться от поставок России военного оборудования, но с тех пор китайцы нашли обходные пути.
«Китайцы не дают им ничего, что выглядит как оружие. Компоненты, о которых мы говорим – микросхемы, оборудование, инструменты – это компоненты, которые вы вкладываете в оружие», – сказал высокопоставленный европейский дипломат в Вашингтоне.
Частично проблема, с которой сталкиваются США, заключается в том, что торговля является стратегической инвестицией не только для Путина, но и для Си, сказал он.
«Оба лидера, которые встречались десятки раз, потратили годы, закладывая основу для более тесных торговых связей до вторжения в Украину, в том числе путем содействия большей торговле в рублях и юанях как способа изоляции своих экономик от западных санкций. Не думаю, что Путину хватило бы смелости начать войну, не понимая, что китайцы его поддержат технологически», — сказал чиновник.
Китайские поставки в Россию стали критически важными для восстановления частей российской армии, уничтоженных в первый катастрофический год ее вторжения в 2022 году, считают официальные лица и аналитики.
Торговля также помогла смягчить дефицит рабочей силы, который, как надеялись западные чиновники, приведет к падению экономики. Но китайские линии снабжения также будут важны для устойчивости российского военного производства в ближайшие годы, когда она предпримет наступательные действия, чтобы захватить новые территории Украины.
Министерство иностранных дел Китая называет санкции против своих фирм, в том числе за поставки двойного назначения, «экономическим принуждением, односторонностью и запугиванием».
«Китай будет продолжать делать все необходимое для надежной защиты законных прав и интересов китайских компаний», - заявил представитель министерства журналистам на недавней пресс-конференции.
Европейские союзники Вашингтона продемонстрировали еще большую сдержанность относительно применения карательных мер против главного торгового партнера, применив санкции лишь к небольшому количеству фирм, занесенных в реестр США.
Канцлер Германии Олаф Шольц в ходе встреч в Пекине на прошлой неделе признал отказ Китая продавать оружие России. Германия и некоторые другие ключевые европейские союзники были удовлетворены этой политикой.
Шольц намекнул на изменение политики после своих встреч, хотя под давлением репортеров он отказался от подробностей.
«Не стоит игнорировать вопросы товаров двойного использования», - сказал он.
США считают, что финансовые и торговые связи Европы с Китаем означают, что она оказывает большее дипломатическое влияние на Пекин, чем Вашингтон.
«Запад недостаточно использует рычаги влияния, особенно учитывая доминирование доллара и евро в финансовой системе. Это может быть одним из перспективных путей решения проблемы», - считает Мария Снегова, старший научный сотрудник CSIS и один из главных авторов последнего анализа.