На экраны Украины выходит динамичный фильм "Обмен" про российско-украинскую войну, цепляющий и глубоко лирические темы.
В Украине немало выходит кустарных патриотических боевиков с оптимистичными финалами или напротив — появляются мрачные военные драмы неплохого уровня, которые могут вогнать в депрессию. Картина Владимира Харченко-Куликовского "Обмен" оказалась сильным патриотическим боевиком, но с внятной драматической начинкой и жизнеутверждающим финалом. Фокус попал на допремьерный показ этого фильма и делится подробностями.
Звонок
По сюжету, успешный столичный хирург Александр (Вячеслав Довженко) получает вечером в свой день рождения анонимный звонок от сепаратиста-днровца: дескать, ваш сын Костя в плену и если хотите увидеть его живым… нужны $50 тысяч.
До этого момента вскользь была показана личная жизнь Александра. Он развелся. У него молодая красивая жена и не только любимая, но и прибыльная работа: хирург живет на широкую ногу. Папа не очень-то интересовался, как там поживает его сын Костя (Егор Козлов). Он условно знал, что тот учится в медицинском — и, собственно, все. Поэтому логично, что Александр предполагает, что звонок этот — мошеннический.
Как ни парадоксально, на тот момент хирург прав. В картине немало эффектных сюжетных перевертышей (сценаристы — Константин Линартович и Влад Дудко). Однако буквально за сутки ситуация меняется, и хирургу придется иметь дело с Призраком (Владислав Мамчур) — бывшим донецким опером, который вынужден был пойти в ряды сепаратистов ДНР — его сына Сеню мобилизовали и он хотел за ним приглядывать. В отличие от Александра, Призрак — отец-одиночка. Александр же не знал, что его Костя бросил институт и ушел добровольцем — не в последнюю очередь из-за невнимания отца.
Динамичный жанровый микс
Страшный переполох среди женщин: матери Кости и молодой жены хирурга. В картине умело дан контраст мира и войны: с одной стороны очаровательные женщины, фортепияно, кафе, с другой — смерть, грязь, грубые лица.
Хирург подключает все связи. Собирает сумму. Едет в зону разграничения.
Призрак хочет обойти с деньгами Хантера (Андрей Олефиренко) — российского полковника ГРУ, главу штаба оккупационных войск. Однако авантюра экс-опера нарывается на непредвиденную ситуацию. В результате на обмен привозят… другого парня (это есть в трейлере). И здесь герой Довженко дважды поступает совершенно непредсказуемо, нарушая все выданные ему украинскими военными инструкции. Первый раз — как человек гражданский, а второй — как человек решительный, способный неординарно действовать. Поскольку в игре оказался и сын Призрака, то сначала вроде бы завязывается дуэль двух отцов — сепаратиста и хирурга, но потом снова происходит перевертыш, заставляющий смотреть картину с неослабевающим интересом.
Плюсы ленты. Темп, хронометраж, кульминация — все отлично. Интересные трансформации главных героев. Приличные боевые сцены, которых немало. Классный финал.
Минусы. Есть некоторые вопросы по чистоте жанра: лента эта — смесь драмы, мелодрамы и боевика. Причем боевик преобладает, потому что линии женщин как-то оборваны. Но зато как хороши Вячеслав Довженко и Владислав Мамчур! Захватывают отношения-разборки двух настоящих мужчин, задача одного — спасать жизни, а другого — отбирать. Но есть хрупкий жизненный мостик, где их цели совпадают. То есть, обозначенное мной как недостаток фильма — местами становится и его же достоинством: в картине необычно смиксовано два или даже три жанра.
Просто лично мне больше нравится, когда идет явный уклон в сторону боевика и раздражает, когда некоторые боевые эпизоды начинают приобретать мелодраматический оттенок. Но зрительницам, возможно, как раз именно эти мелодраматические нотки придутся по душе.
В любом случае: мужчины в этой ленте поступают как мужчины. Без пафоса. Без истерик. Персонажи быстро реагируют на необычные, исключительные обстоятельства, заботясь о своих взрослых сыновьях. Эта картина — безусловная удача режиссера Владимира Харченко-Куликовского ("Родственные связи") и исполнителей двух главных ролей: Довженко ("Киборги") и Мамчура. Последний, наконец, дождался знаковой роли.