Разработки БПЛА, вооруженных подвесными средствами поражения, ведутся уже несколько лет, но они не получили популярности на войне в Украине. Эксперты объяснили Фокусу, почему они пока неэффективны.
Недавно американская компания Feloni Aero заявила, что планирует передать Украине свои новейшие беспилотные летательные аппараты коптерного типа, вооруженные пулеметами и ракетами. Подобные разработки ведутся уже давно украинскими и иностранными инженерами, неоднократно демонстрировались прототипы, но такие средства до сих пор массово не применяются на войне. Фокус разобрался, почему вооруженные дроны непопулярны среди военных и может ли ситуация измениться в будущем.
Какие вооруженные дроны существуют
Сначала рассмотрим, что предлагает упомянутая выше Feloni Aero. Компания на своем сайте демонстрирует две модели Felon 1.0 и Felon X, обе по своему формфактору подозрительно похожи на квадрокоптеры линейки Mavic от китайского производителя DJI, хотя и большего размера. Примечательно, что реальных фото еще нет, только трехмерные модели. Обещают продолжительность полета 40 минут, зашифрованную связь на расстоянии до 20 км, датчики для избежания помех, камеры ночного видения и тепловизоры.
Felon 1.0 должен оснащаться стрелковой системой калибра 5,56, это может быть AR-15 или M27. Оружие крепится на специальном подвесе, вращающемся вертикально и горизонтально, патроны подаются лентой из магазина высокой емкости, расположенного внутри самого БПЛА. Разработчики обещают "хирургическую точность" поражения со значительного расстояния. Беспилотник предлагаю использовать для разведки, проведения антитеррористических операций, охраны важных объектов или патрулирования приграничных районов.
Разработка напоминает прототип БПЛА под названием Assault Rotor Weaponized Drone (AR-1) от компании DronesVision, который стрелял в воздухе из 5,56-мм штурмовой винтовки или 9-мм пистолета-пулемета. Создатели машины отметили, что для поражения цели нужно подлететь достаточно близко и замедлиться, а отдача от выстрелов ненадолго останавливает движение.
FelonX выглядит аналогично, но должен нести маленькую противотанковую ракету Spike с боеголовкой весом 450 г благодаря высокой грузоподъемности. Ракета крепится на специальной рельсовой системе типа Longbow в нижней части дрона, оснащена электрооптической и лазерной системами наведения.
Руководитель отдела маркетинга компании Airlogix, которая производит БпАК Gor, Виктор Локотков в комментарии Фокусу отметил, что сейчас сложно оценить дроны от Feloni Aero, поскольку производитель раскрыл слишком мало тактико-технических характеристик. Примеров применения на практике пока тоже не показали.
"Если у них не будет проблем со связью на фронте и они могут использоваться при отсутствии GPS, а также работать с достаточно большой высоты, тогда будут полезны. Но лично я к ним отношусь скептически. Выглядит так, будто это тестирование западного вооружения в реальных боевых условиях", — поделился он своими мыслями.
В январе 2023 года стало известно, что добровольческий разведывательный батальон "Солнышко" из Закарпатской области создает БПЛА, вооруженные пулеметами и гранатометами. Украинцы взяли коммерческий дрон и модифицировали его, себестоимость такого средства составила около 80 тысяч гривен.
Судя по посту военного Павла Педаки в Facebook, работа над этим проектом на тот момент еще велась, хотя о боевых применениях ничего не известно.
Другая группа украинцев тоже пробовала установить небольшой пулемет на аграрный гексакоптер. По замыслу создателей, такой БПЛА должен был охотиться на дальнобойные дроны-камикадзе типа "Шахед", которые активно использует Россия.
Россияне тоже имеют подобные проекты. Например, они уже создали и испытали коптер "Перун-Ф", вооружив его противотанковым ракетным комплексом 9К111 "Фагот". На опубликованном в сети видео можно увидеть, что аппарат взлетает, сильно качаясь, и успешно запускает ракету. Впрочем, о точности можно только догадываться.
Почему вооруженные БПЛА до сих пор массово не применяют в боях?
Виктор Локотков отметил Фокусу, что стрелковое оружие и пулеметы ставят на коптеры, но есть важный нюанс: врагу их достаточно легко сбить из стрелкового оружия. Поэтому такие БПЛА можно эффективно использовать либо ночью, когда противник не видит, либо надо использовать систему искусственного интеллекта, которая будет автономно открывать огонь и одновременно постоянно перемещать дрон, чтобы его не подбили.
"Первый кейс не может быть массовым, потому что очень легко сделать защищенные огневые позиции и сбивать такие квадрокоптеры. Второй кейс может стать массовым, но для этого надо прописать очень четкие и сложные алгоритмы работы ИИ, на что нужно много времени", — подчеркнул представитель Airlogix.
БПЛА вполне могут нести стрелковое оружие и даже использовать его по назначению, но сейчас нет смысла их использовать их в бою, так как более дешевые FPV-дроны лучше выполнят те же задачи. Коптер, способный поднять пулемет — достаточно дорогой, его себестоимость должна составлять около 18 000 долларов. Например, чтобы уничтожить позицию оккупантов, например, блиндаж, надо запустить его, довести до нужной точки, а затем на некоторое время зависнуть над ней и достаточно низко, в это время где-то поблизости боец с тепловизором может увидеть аппарат и подстрелить.
"При этом одну и ту же позицию можно разобрать 3-4 FPV-дронами с модифицированной связью, общей стоимостью до 2000 долларов", — отметил разработчик. Он добавил, что не знает боевой задачи, для которой дроны с пулеметами подойдут лучше дешевых "камикадзе".
По его словам, сейчас у производителей дронов в Украине есть более насущные проблемы и вызовы, такие же разработки — это больше о фантазиях и тестировании. Наземные роботизированные платформы гораздо лучше используют пулеметы и гранатометы, потому что лучше компенсируют отдачу от оружия, летательные же аппараты лучше использовать как ретрансляторы связи или корректировщики огня.
Как говорит соучредитель группы компаний DroneUA Валерий Яковенко, дроны со стрелковым оружием сегодня являются больше элементом определенного подражания трендам, чем отдельным звеном эволюции технологий. Прикрепить какое-то оборудование на дрон и дистанционно им управлять — это не сложно, но проблема в том, чтобы делать это эффективно в реальных боевых условиях.
Стабилизация оборудования даже с использованием лучшей электроники не позволяет получить высокую кучность выстрелов, а постоянное давление РЭБ не позволяет использовать цифровую связь, где можно было бы качественно получать информацию на низкой высоте и достаточно далеко от оператора.
"Отдельного внимания заслуживают дроны с подвесным взрывным оборудованием, особенно с управляемыми устройствами или функцией самонаведения — в таком случае это действительно может быть интересным. В определенный момент скептицизм изменится, это произойдет в момент масштабировании автономных функций дронов, когда они будут самостоятельно отслеживать потенциальные угрозы и самостоятельно отрабатывать по ним", — отметил специалист.
Валерий Яковенко добавил, что общался с командой Сonreality из Финляндии, которая разрабатывала технологии для современных боевых игр в дополненной реальности, или в направлении страйкбольного и пейнтбольного оборудования, в том числе дроны с автоматическим оборудованием и роботизированные турели. До начала полномасштабного вторжения эта компания занималась внедрением роботизированных турелей в Украине, в том числе и на дронах, имела офис во Львове и привлекала украинских инженеров.
Фокус также обратился за комментарием к Игорю Криничко, председателю наблюдательного совета украинской компании Skyassist, которая производит военные разведывательные БПЛА "Сирко" и "Сирко-2". Он поделился, что видел подобную разработку, но она не произвела на него большого впечатления.
"Мы были с партнерами на выставке в Польше в прошлом году и видели такое — большой БПЛА, а сзади на кустарном кронштейне закреплен автомат АК-47. Это выглядело странно. А как этим целиться? Как поражать? Это будет эффектно, но точно не эффективно", — поделился разработчик.
Он пояснил, что для эффективной работы требуется правильное соотношение веса БПЛА к оружию. Во время Второй мировой войны США производили самолет Bell P-39 Airacobra, построенный вокруг 37-мм пушки Browning Arms Company T9. Позже на него попытались установить орудие еще большего калибра, но при стрельбе самолет просто останавливался из-за большой отдачи.
"Если Boeing весит условно 500 тонн, и к его крылу прикрепить автомат Калашникова, то все будет нормально, потому что сила отдачи гораздо меньше, чем инерция движения, которая зависит от массы. Если же, например, на наш Sirko весом 1,5 килограмма, поставить АК весом 4 килограмма, то будет беда", — сравнил Игорь Криничко.
Второй фактор — это точность. Например, самолет A-10 Thunderbolt II имеет хорошую пушку, но также и прекрасную систему наведения. Потому что задача военного дрона — не просто стрелять в воздух куда попало, а попасть во врага.
Эксперт отдельно выделил безоткатные вооруженные системы, как тот же РПГ-7. Там другой принцип, потому что по сути запускаются маленькие ракеты под действием реактивной силы. Это уже лучше подходит для аппаратов самолетного типа, но все еще нужно сохранять пропорции.
"РПГ разрабатывали для использования с высоты роста солдата, квадрокоптер рассчитан подниматься выше. То есть для более-менее точного поражения необходимо разрабатывать другие алгоритмы прицеливания. К тому же это оружие создали десятки лет назад, и сейчас оно уже не так эффективно. Недавно общался с бойцом, он рассказал, что бывает в современный танк попадают 3-4-5 выстрелов из РПГ, но никак ему не вредят", — подчеркнул он.
Украинские военные также рассматривали дроны с гранатометами, направленными вниз. По мнению представителя Skyassist, такие средства имеют право на жизнь, их можно использовать в бою, но все это от нашей временной бедности. Ожидать от таких франкенштейнов большой эффективности не стоит.
"Если представить себе, что у нас нет никаких ограничений по боеприпасам, то такие средства использовать не стоит, потому что определенное средство поражения разрабатывалось в определенных условиях и для конкретных задач. Можно поставить на большой самолет, например, наш А-148, ракету от системы "Смерч" или "Ураган", взлететь и запустить — даже дальше полетит. Но эти ракеты разрабатывали именно для того, чтобы бить с наземной установки", — пояснил Игорь Криничко.
Некоторые украинцы предлагают ставить на большие дроны ракетные комплексы Javelin или "Стугна", которые имеют системы самонаведения. Игорь Криничко выступил против такой идеи, ведь конструкцией таких систем не предусмотрено, чтобы они поднимались в воздух. По его словам, нужно разрабатывать средства поражения, предназначенные именно для использования на беспилотнике, ведь оружие будет эффективным только в комплексе с носителем.
"Я слышу, что некоторые инженеры думают над созданием ракеты для небольших беспилотных самолетов. Опять же, это будет ракета, которая будет отвечать определенным условиям и конструкции самолета. Здесь все тоже зависит от массы, потому что в беспилотной авиации есть свои категории по размерам и весу", — добавил эксперт.
По информации Игоря Криничко, технологии наведения в Украине сейчас бурно развиваются, над ними работает большое количество молодых команд и опытных конструкторов, те же разработчики "Нептуна" или "Стугны". Они способны создать любую систему, если дать им техническое задание от производителей носителей, волю, фантазию и деньги.
"На мой взгляд, каждое средство впечатления должно разрабатываться для соответствующих носителей. Вполне возможно за основу брать существующие системы, но только для того чтобы разработать из них специальное изделие", — подытожил разработчик.
Важно "Эффективное оружие": у ВСУ на фронте появились самолеты-камикадзе, как применяют (видео)