В западных медиа продолжается обсуждение недавних переговоров главы МИД Британии Дэвида Кэмерона с экс-президентом США Дональдом Трампом, во время которых первый отступил от официальной позиции Лондона в вопросе российско-украинской войны. Допустима ли для Киева такая дипломатическая гибкость союзников, выяснял Фокус.
Британское правительство настаивает, что его позиция относительно поддержки официального Киева в полномасштабной войне против Российской Федерации не претерпела никаких изменений после публикации в СМИ диалога главы британского МИД Дэвида Кэмерона с Дональдом Трампом, которая свидетельствовала об обратном, сообщает Politico.
Таким образом издание отреагировало на опубликованный накануне в The Times материал, который пересказывал неизвестные до сих пор детали недавнего рандеву Кэмерона и Трампа в имении последнего в Мар-а-Лаго.
Итак, как утверждает The Times со ссылкой на "высокопоставленный источник", Дэвид Кэмерон рассказал Трампу, что помощь США поможет Украине удержать линию фронта и предоставит тому "наилучшие возможные условия для заключения соглашения между сторонами".
"Скажите, какие лучшие условия, при которых вы, как президент, сможете заключить соглашение в январе (2025 года, то есть после вероятной победы на грядущих выборах в США — ред.) Это когда обе стороны удерживают свои позиции и платят за это цену", — цитирует The Times главного дипломата Великобритании.
Очевидно, что приведенные слова господина Кэмерона существенно расходятся с позицией официального Лондона, который постоянно публично декларирует поддержку Украины до ее победы над РФ.
Действующий глава британского правительства прокомментировал для Politiko вышеупомянутую публикацию. Риши Сунак в частности подчеркнул, что позиция Великобритании никоим образом не изменилась и что "Путин должен потерпеть поражение".
"Инвестиции в безопасность Украины — это инвестиции в нашу безопасность. Замечу, что наши союзники по Североатлантическому Альянсу уже достаточно обеспокоены перспективой того, что если Путин добьется успеха, то они будут следующими — со всеми вытекающими последствиями, которые это принесет",- добавил британский премьер-министр.
Показательно, что сам Дэвид Кэмерон, который, к слову, во время недавнего визита в Киев, заявил, что ВСУ имеют полное право использовать предоставленное Великобританией оружие для ударов по целям на территории РФ, информацию, обнародованную The Times не комментировал. Опровержения, заметим, также не последовало.
Между тем эксперты, с которыми пообщался Фокус, считают, что, глава британского правительства действительно мог использовать определенные дипломатические хитрости, сыграв при этом на украинской стороне поля.
Трампа не интересуют абстрактные ценности
"В данном случае нужно понимать сам ситуационный момент. Кэмерон, отправляясь в США, имел одну ключевую задачу — убедить Трампа, чтобы тот не блокировал решение Конгресса по пакету помощи для Украины на текущий год. И Кэмерон, воспользовавшись тем, что он имеет личные связи с Трампом, провел с ним встречу face to face. При этом Трамп, очевидно, не имел каких-то принципиальных позиций по Украине, которая для него не является приоритетом", — отмечает в разговоре с Фокусом политолог Петр Олещук.
По убеждению эксперта, "сливы" тайных переговоров Трампа и Кэмерона, которые появились в The Times, "очень ценны с точки зрения того, как строить аргументацию перед Трампом, чтобы его в чем-то убедить".
"Трампа не интересуют абстрактные ценности и вещи, связанные с какими-то обязательствами, потребностями, стратегическими интересами и тому подобное. Трампа интересует исключительно то, что это будет означать для него. И Кэмерон ему объяснил следующее: "Смотри, у тебя есть какие-то соответствующие планы о прекращении российско-украинской войны за 24 часа, но для этого нужно, чтобы у сторон были соразмерные позиции на тот момент, иначе никакого прекращения огня не будет — Россия не отойдет и будет давить и дальше, не желая идти ни на какие договоренности. А вот если ты согласишься на предоставление этого пакета помощи Украине, ситуация будет выровнена и шансы на реализацию твоих планов значительно повысятся", — говорит Петр Олещук.
Отметив, что Трамп явно согласился с тем, что это действительно "справедливое мнение", политолог добавил: "Лично я был убежден в том, что именно встреча Трампа и Кэмерона оказалась решающей в вопросе выделения пакета помощи Украине и дальнейшая цепь событий это подтвердила. Ведь именно после этой встречи спикер Джонсон встретился с Трампом и начал быстренько писать свой законопроект так, чтобы экс-президент сохранил лицо перед своими избирателями".
"Вот так это работает, и мы должны запомнить, что если нужно в чем-то убедить Трампа, необходимо найти способ на пальцах доказать ему, что именно твой вариант будет именно для него наиболее выгодным", — заключает Петр Олещук.
Украине выгодна публичная дипломатия
В свою очередь политолог Константин Матвиенко, в комментарии Фокусу делает следующий акцент: "Трамп, во всяком случае так, как его подают СМИ, достаточно длительное время выступал в качестве союзника Путина, поэтому очевидно, что не в его интересах делать что-то для того, чтобы Украина достигла лучших переговорных позиций. Но пакет помощи таки был разблокирован, поэтому в данном случае тактика Кэмерона вполне оправдана".
Подчеркнув, что тайная дипломатия вредит нам только в одном случае — когда Украине пытаются ограничить помощь "и почти силой" принуждают ее к территориальным уступкам, эксперт констатировал: "Во всех остальных случаях любая тайная дипломатия идет на пользу Украине. Например, США сейчас применяют закулисные переговоры с тем, чтобы заставить Китай все же ограничить свою помощь Российской Федерации и это — эффективная тайная дипломатия. В других же случаях, Украине выгодна не тайная, а публичная дипломатия, потому что мы ведем праведную войну, защищая не только себя, но и ту цивилизацию, которую создал западный мир на сегодня".
Британцы понимают, что сейчас не время для переговоров с РФ
"Следует понимать, что позиция Великобритании заключается в том, что РФ — это долгосрочная угроза, устранение которой требует системных действий. Поэтому я не исключаю, что Кэмерон, руководствуясь определенными политическими мотивами, вел диалог на понятном Трампу языке, применяя определенные дипломатические уловки. Но с другой стороны, во время своего визита в Киев, Кэмерон заявил, что Украина может бить британским оружием по российской территории, а это — прецедент со стороны Запада", — отмечает в разговоре с Фокусом политолог Игорь Петренко.
По его убеждению, в Лондоне все понимают, что сейчас не время для переговорного процесса, но если Кэмерону именно таким образом удалось убедить Трампа не блокировать выделение помощи для Украины на $68 миллиардов, "то закулисная дипломатия, как тактический ход, является, наверное, вполне оправданной".
"По моему мнению, заявленная ранее позиция: "Ничего об Украине без Украины" все еще остается в геополитической повестке дня, хотя все прекрасно понимают, что война должна завершиться переговорами. Поэтому наша задача сейчас заключается в том, чтобы получить максимальные гарантии безопасности и улучшить свою переговорную позицию. Ну, а что касается британской линии поддержки Украины, то она является устойчивой, причем это касается как тамошней власти, так и оппозиции", — резюмирует Игорь Петренко.
Кстати, во вторник, 14 мая в Киев прибыла делегация британских парламентариев от пока оппозиционной Лейбористской партии. Об этом сообщили в Офисе президента, подчеркнув, что с британскими гостями, а именно — теневым госсекретарем по вопросам обороны Джоном Гили и теневым госсекретарем по иностранным делам Дэвидом Ламми провел встречу глава ОП Андрей Ермак.
"В этом году могут произойти изменения в правительстве Великобритании, но решимость Соединенного Королевства в поддержке Украины не изменится. Лейбористы полностью поддерживают усиление помощи Украине со стороны Великобритании в этом году и в последующие годы", — заявили Дэвид Ламми и Джон Гили.
В свою очередь глава Офиса президента проинформировал британских парламентариев о ситуации на фронте и, в частности, на Харьковском направлении.
Ермак также отметил, что для Украины критически необходимы истребители F-16, дальнобойная артиллерия и системы ПВО, которые позволят стабилизировать ситуацию "и именно сейчас время для сильных решений".