"Легкого, безболезненного, простого решения конфликта, который зрел более 20 лет, не существует. Китай и его Ось зла с прагматичными, закредитованными по самые уши партнерами по всему миру, имеет достаточно большие ресурсы, в том числе природные ископаемые, которые очень нужны Западу для производства. Эскалация торговой войны – это удар по всей мировой экономике с непредсказуемыми последствиями и стаями черных лебедей". Мнение.
14 мая 2024г. правительство США сообщило: "В ответ на несправедливую торговую практику Китая и для противодействия причиняемому ею ущербу сегодня президент Байден поручает своему торговому представителю повысить тарифы в соответствии с разделом 301 Закона о торговле 1974 года на импорт из Китая на сумму 18 миллиардов долларов, чтобы защитить американских рабочих и бизнес".
Новые импортные пошлины:
- На определенные изделия из стали и алюминия: повышение с 0-7,5% до 25% в 2024 г.
- Полупроводники: повышение с 25% до 50% до 2025 г.
- Электромобили: повышение с 25% до 1005 в 2024 г.
- Аккумуляторы, компоненты для производства аккумуляторов, критические материалы: повышение с 7,5% до 25% в 2024г., на инно-литиевые аккумуляторы с 7,5% до 25% в 2026 г.
- Природный графит, постоянные магниты: повышение с 0% до 25% в 2024 г.
- Судно-береговые краны: повышение с 0% до 25% в 2024 г.
- Медицинские товары: повышение на шприцы и иглы с 0% до 50% в 2024 г., на определенные товары для личной защиты, включая респираторы и маски – с 0-7,5% до 25% в 2024 г., на резиновые и хирургические перчатки – с 7,5% до 25% в 2026г.
- Солнечные панели: повышение с 25% до 50% в 2024 г.
Решение администрации Байдена – это не начало, а продолжение торговой войны, ее горячая фаза. Она может трансформироваться в очередной виток экономического противостояние между США и Китаем, а может спровоцировать ассиметричные меры Китая. Решения администрации Байдена ухудшат и без того хрупкое положение китайское экономики. Впервые за более 30 лет она может войди в затяжную зону низких темпов роста или рецессии, банкротств и безработицы в урбанистических центрах. Для контроля ситуации, отвлечения сотен миллионов китайцев от целого клубка глубоких структурных, системных проблем компартия может прибегнуть к разного рода перформансам, включая военные интервенции.
Архитектура международной торговли, которая создавалась вокруг Всемирной организации торговли умерла. Окончательно и бесповоротно. Основные экономические союзы, страны и объединения активизировали мощные арсеналы тарифных и нетарифных ограничений. США, ЕС, Китай – три основных центра торгового, технологического, финансового противостояния. Есть еще Япония и Великобритания, Индия и Канада, Бразилия и арабские страны. Между ними уже не только искрит, а гремит и взрывается.
Отметим, что в данной ситуации США и ЕС – это не союзники и партнеры, а конкуренты, очень часто конфликтующие между собой. Об уровне договороспособности США с одной стороны и Европейского Союза с другой говорит тот факт, что между ними до сих пор нет договора о свободной торговле. Не за горами 70-летие интеграционного европейского проекта, и за все это время Вашингтон и Брюссель не нашли возможности договориться о свободной торговле между собой, будучи самыми крупными торговыми, инвестиционными партнерами друг друга. Плачевна судьба Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (Transatlantic Trade and Investment Partnership (TTIP). Его уже обсуждают с переменным успехов ~30 лет. Ни конца, ни края не видно.
Казалось бы, США и ЕС имеют одну ценностную основу – демократия и свобода. Есть очевидная Ось тоталитарного, нацистского зла. Перед его лицом нужно объединяться, чтобы показать пример всему оставшемуся миру. К сожалению, VIP-распорядители и потребители чужого, выгодополучатели государственного протекционизма из США/ЕС/G7 ставят свои корпоративные, групповые интересы выше всего. Они используют Государство для перевода конкуренции в нерыночный формат.
Важно Как Китай стал вторым полюсом геополитики. Начало: кормчий Мао одолевает хаос, оглядываясь на СталинаКитай, безусловно, воспользовался слабостью торговых отношений между США и ЕС. С конца 1990-ых он сумел убедить Запад в том, что лучший способ взаимодействия -это режим свободной торговли, какой есть в ВТО. В эту организацию Китай взяли авансом. Предсказуемо тоталитарные режимы воспользовались наивностью и легковерностью Запада. Китайские коммунисты заманили крупный бизнес Запада всевозможными щедрыми льготами. Своим коммерческих фаворитов, выполняющих поручения компартии, приказали учиться, копировать, производить, как на Западе, но дешевле и быстрее. Когда Китай гнал низкокачественный ширпотреб, в США/ЕС на него смотрели снисходительно. Когда же китайцы, подготовив свой управленческий, инженерный, технологический, финансовый человеческий капитал, сманив крупнейшие западные ТНК к себе, начал конкурировать и качеством, а потом и брендами, технологиями при сохранении конкурентной цены, западные полисимейкеры явно занервничали и засуетились.
В 1998г. экономика Китая впервые превысила один триллионов долларов. Тогда ВВП США был более $9 трлн., Британии – более $1,6 трлн., Японии более $4 трлн., Германии – более $2,2 трлн. ВВП ЕС тогда был почти $8 трлн. Тогда, на фоне Азиатского кризиса вместо того, чтобы между собой договориться, ЕС/США/G7 купились на выгодные производственные и торговые предложения китайских коммунистов. Наслушавшись разных киссинджеров и прочих сторонников политики appeasement-а (умиротворения) диктаторов торговлей и инвестициями, Запад своими силами, торговыми сетями, технологиями, кредитами и мозгами включился в создание китайского экономического чуда. Налогами, регуляторным безумием, всевозможными инструментами принуждения бизнеса к повестке дня устойчивого развития, культуре отмены/woke и DEI, ESG и "зеленого" передела, экономики стейкхолдеров, правительства США/ЕС/G7 подтолкнули бизнес в объятия Китая.
Китайцы прилежно учились в лучших американских университетах, стажировались в корпорациях и Forbes-500, перенимали опыт агентств развития в Азии и Африке. Почувствовав головокружение от успехов в СЭЗах, которые были зонами свободного рынка компартия Китая решила государственными средствами и инструментами ускорить экономический рост. В ход пошли все доступные приемы государственного интервенционизма: дотации и льготные кредиты, поддержка экспортеров курсовой политикой, благоприятные льготные режимы, полная защита номенклатурных фаворитов от проверок и наездов внутренних органов, мощные препятствия на внутреннем рынке для конкурентов внутренних производителей и многое другое. Особо приближенные к верхушке власти коммерческие организации получили доступ к интеллектуальной собственности, которые китайские специальные сетевые организации цапцарапнули на Западе. Американцы оценивают объем уворованного на ~$600 млрд.
- Применял ли Китай меры государственного интервенционизма, которые дискриминировали иностранные компании у себя на внутреннем рынке? – Несомненно.
- Использовал ли Китай меры нерыночного конкуренции на внешних рынках? – Конечно.
- Предоставлял ли Китай номенклатурно-коммерческим фаворитам поддержку/помощь, которая нарушала правила свободной торговли и недискриминации? – Очевидно.
- Были ли последние 30 лет для США/ЕС/G7 эпохой свободной торговли, без тарифных и нетарифных ограничений? – Нет, не были. Объем государственной поддержки был меньше, чем в Китае, но назвать торговый режим XXI века свободным нельзя.
- Создавал ли Китай в странах Запада свое лобби, институты влияния в политических, гражданских, образовательных и медийных кругах? – Безусловно.
- Шли ли десятки тысяч западных корпораций на условия китайских властей при входе на их рынок? – Да, конечно.
- Были ли конкурентными, более выгодными, с точки зрения налоговых, регуляторных, транзакционных издержек, доступа до рабочей силы, сырья и инфраструктуры условия на Западе по сравнению с условиями в сотнях китайских особых зон, парков и территорий? – нет, не были.
Более 20 лет американские и европейские полисимейкеры пребывали в состоянии "войны-никогда-больше-не-будет", "все равны перед глобальными вызовами", "вместе боремся с климатическими изменениям", "с каждым злом можно договориться" и простое "ребята, давайте жить дружно". Они проморгали более двух декад, когда сами вскормили китайского дракона и рашистского имперского монстра. Они полностью провалили процесс интеграции стран Запада, превратив свои экономики в Государства всеобщего интервенционизма. Гламурные, глянцевые, до тошноты политкорректные, донельзя зарегулированные с ярко выраженной культурой иждивенчества, халявы и гендерно-экологического выпендрежа.
Легкого, безболезненного, простого решения конфликта, который зрел более 20 лет, не существует. Китай и его Ось зла с прагматичными, закредитованными по самые уши партнерами по всему миру, имеет достаточно большие ресурсы, в том числе природные ископаемые, которые очень нужны Западу для производства. Эскалация торговой войны – это удар по всей мировой экономике с непредсказуемыми последствиями и стаями черных лебедей. Чтобы минимизировать издержки конфликта по оси США/ЕС/G7 – Китай, Америка и Европа должны, в конце концов, договориться между собой. Создание полноценной зоны свободной торговли между ЕС-27, США, Британией и другими участниками G-7 – это начало восстановления авторитета и силы Запада в мировой экономике. Единственной платформой для такого объединения может быть только свободный рынок. Без безумств европейской "зеленой" повестки дня, без сотен миллиардов долларов из американского бюджета на поддержу своих корпоративных фаворитов и дирижистского Make America great gain. Прекрасно, если США вернется к своим корням, истокам, но идти туда через торговый, финансовый, регуляторный дирижизм и интервенционизм – это идти в прямо противоположном от оригинальной, свободной Америке направлении.
Сегодня США и Запад могут, наконец, поставить Китай на место, разрушить его Ось зла — только тем оружием, которое китайские коммунисты никогда не применят. Это свобода, экономическая свобода, безусловная защита частной собственности и переход в режим малого государства. Не 40 — 50% ВВП, а 20 – 25% ВВП, не 40 — 50% госсобственности, а 10 – 15%, не 10 – 15% ВВП регуляторная нагрузка, а 3 – 5%, не монополия национальных денежных фантиков, а конкуренция самых разных валют. В таком режиме именно Запад станет безусловным моральным авторитетом и центром экономического притяжения для 100+ развивающихся стран со всего мира. Только такой режим может подорвать экономическую и политическую силу Оси зла, активизировать процессы против тоталитарных, нацистских режимов внутри.
Чтобы реализовать такой сценарий, нужные настоящие лидеры в США, других странах Запада. Как ни горько это признавать, этого добродетельного института как раз там и нет. Геронтофильные политические структуры вместе с корпоративными синдикатами заблокировали появление американских, британских, немецких, французских Милеев, Саакашвили, Лааров, Тэтчер, Рейганов и Бальцеровичей. Очевидно, только сильные потрясения создадут новые возможности, откроют поле для новых, настоящих лидеров Свободы.