Самолет P-3 Orion разработали еще в 1950-х годах, но несмотря на свой возраст он продолжает летать. Вместе с B-52 Stratofortress, KC-135 Stratotanker, C-130 Hercules и U-2 Dragon Lady противокорабельный самолет эксплуатируется уже более 50 лет.
Турбовинтовой самолет противолодочной борьбы и морского наблюдения Lockheed P-3 Orion с момента своего первого полета в 1959 году стал основой воздушных флотов по всему миру. Разработанный на базе коммерческого авиалайнера Lockheed L-188 Electra, P-3 служил военным различных стран, включая США, Китай, Японию и Южную Корею.
Фокус перевел статью Харрисона Касса об американском самолете P-3 Orion.
P-3 Orion, оснащенный магнитным хвостовым датчиком для обнаружения подводных лодок (MAD), доказал свою универсальность и выносливость, став в один ряд с такими заслуженными военными самолетами США, как B-52 Stratofortress и C-130 Hercules.
Самолет, который может быть оснащен разнообразным вооружением, включая торпеды и ракеты Harpoon, не теряет своей актуальности благодаря надежной конструкции и значительным возможностям модернизации. За свою историю эксплуатации P-3 выполнял самые разные задачи – от слежения за советскими подводными лодками во время холодной войны до патрулирования блокад во время Кубинского ракетного кризиса, – доказывая свою незаменимость в геополитических и оборонных стратегиях.
P-3 Orion был создан для охоты за российскими подводными лодками
Самолет Lockheed P-3 Orion впервые поднялся в воздух в 1959 году, а с 1990 года его производство прекратилось. Однако этот четырехмоторный турбовинтовой самолет противолодочной борьбы до сих пор находится на вооружении США, Китая, Японии, Южной Кореи и других стран.
Разработанный на базе коммерческого самолета L-188 Electra, P-3 отличается хвостовым датчиком, или стрелой MAD, используемой для магнитного обнаружения (MAD) подводных лодок. Всего было построено 757 самолетов P-3, а в 2012 году P-3 Orion присоединился к B-52 Stratofortress, KC-135 Stratotanker, C-130 Hercules и U-2 Dragon Lady в качестве военных самолетов США, прослуживших более 50 лет. Это было 12 лет назад, а P-3 летает и по сей день.
Создание P-3
В 1957 году ВМС США объявили тендер на замену поршневых Lockheed P-2 Neptune и Martin P-5 Marlin, двух устаревших самолетов для морского патрулирования и противолодочной борьбы. Во имя экономической эффективности Lockheed предложила создать военную версию своего L-188 Electra. Предложение победило в тендере, и прототип начал летать еще до конца десятилетия.
Хотя P-3 был производным от L-188, конструктивно эти два самолета различаются. P-3 имеет более короткий фюзеляж перед крыльями, бомбоотсек, более острый носовой обтекатель, подвесы и стрелу MAD.
Внутренний бомбоотсек P-3 вмещает обычные торпеды Mark 50 или Mark 46, а также может быть оснащен ядерным оружием. Подкрыльевые подвесы могут быть оснащены ракетами AGM-84 Harpoon, AGM-84E SLAM, AGM-84H/K SLAM-ER и AGM-65 Maverick. Они также могут нести ракеты Zuni, морские мины и гравитационные бомбы.
P-3 оснащен четырьмя турбовинтовыми двигателями Allison T56, позволяющими развивать максимальную скорость 761 км/ч, что сопоставимо с самыми быстрыми винтовыми истребителями и самыми медленными турбовинтовыми реактивными самолетами, такими, как A-10 Warthog и S-3 Viking.
Состав экипажа меняется в зависимости от задачи. Раньше в него входили 12 военнослужащих, а в начале 2000-х годов после ликвидации должности авиационного инженера он был сокращен до 11 человек. Сегодня P-3 обычно летает в составе трех морских летчиков, двух морских офицеров, двух бортинженеров, трех операторов аппаратуры наблюдения и одного бортового техника.
История эксплуатации P-3
Во время холодной войны P-3 использовался для обнаружения баллистических ракет и быстроходных подводных лодок ВМС СССР. В ходе Кубинского ракетного кризиса P-3 выполнял патрулирование блокады, чтобы предотвратить поставку советского ядерного оружия режиму Фиделя Кастро.
Действительно, P-3 хотя бы частично участвовал в большинстве американских конфликтов от Вьетнама до Афганистана. Было выпущено несколько вариантов, и самолет экспортировали по всему миру. Бразилия, Канада, Германия, Китай, Япония, Иран и другие страны имеют на вооружении P-3. Среди бывших пользователей – Норвегия, Испания, Таиланд и Новая Зеландия. В гражданском секторе P-3 используют несколько организаций, включая NOAA, NASA, DHS и Buffalo Airways.
Об авторе
Харрисон Касс – журналист, пишущий об обороне и национальной безопасности, на счету которого более 1000 статей по вопросам глобальной политики. Адвокат, пилот, гитарист и профессиональный хоккеист, Харрисон служил в ВВС США в качестве летчика-стажера, но был демобилизован по состоянию здоровья. Харрисон получил степень бакалавра в колледже Лейк-Форест, степень доктора юридических наук в Орегонском университете и степень магистра в Нью-Йоркском университете. Слушает группу Dokken.