Международная рабочая группа по санкциям против России, которую возглавляют глава президентского Офиса Андрей Ермак и глава Института международных исследований Фримана-Спогли (FSI), посол Майкл Макфол, представила новый план действий для дальнейшего усиления санкционного давления на РФ — Action Plan 3.0. О чем говорится в документе и имеют ли уже введенные в отношении Москвы ограничения ожидаемый эффект, выяснял Фокус.
Документ, который представила группа Ермака-Макфола 16 мая, содержит, как отмечают на Банковой, "конкретные шаги, которые могут существенно подорвать экономический и военный потенциал РФ для быстрого прекращения ее агрессии в Украине".
"Предложенные санкционные меры должны стать мощным ответом международного сообщества на российскую агрессию. Успех санкций зависит от их коллективного соблюдения и постоянного усиления. Меры, предусмотренные Планом действий 3.0, являются амбициозными, но достижимыми, они призваны резко ограничить способность России финансировать свои военные действия в Украине", — цитирует официальное представительство президента Андрея Ермака.
Среди предложенных мер — конфискация замороженных активов Центробанка РФ, усиление контроля за соблюдением предельной цены на нефть (уменьшение ее на $10 за баррель), борьба с теневым флотом танкеров, полное эмбарго на уран, алюминий, сталь, а также ограничения на экспорт сжиженного газа, азотных удобрений и отдельных металлов.
Также в 50-страничном документе, опубликованном на сайте президента, предлагается восстановить санкционный орган КоКом, который действовал во время Холодной войны.
На Банковой подсчитали, что пакет ограничений Action Plan 3.0 снизит экспортные доходы России на $70-80 млрд ежегодно, а также "обеспечит значительный дефицит внешней торговли и бюджета РФ, ослабит ее валюту и общую экономическую стабильность".
Эксперты, с которыми пообщался Фокус, сошлись во мнении о том, что антироссийскую санкционную политику не следует прекращать ни при каких обстоятельствах. Впрочем, их комментарии несколько отличаются в части эффективности де-факто ограничительных мер в отношении Российской Федерации.
Полностью опираться на бизнес в условиях войны нельзя
"Мировая экономика в целом настолько широкая и объемная, что позволяет России находить пути компенсации от санкционных притеснений и потерь. А для РФ сейчас главное — это продажа топлива и энергоносителей и получение микроэлементов для сложных вооруженных инструментов, как РЭБы, ракеты и тому подобное. К большому сожалению, это невозможно отследить, поскольку микроэлектроника распространяется самолетами, а не поездами или, скажем, кораблями, что можно было бы фиксировать, — отмечает в разговоре с Фокусом экс-министр экономики Владимир Лановой.
Подчеркнув, что РФ по состоянию на сегодня над активно работает над восстановлением своего военно-промышленного комплекса, бывший глава Минэкономики констатировал, что "россияне уже сейчас производят такие виды вооружения, которые раньше им и не снились".
"Российская Федерация постоянно ворует технологии, конструкторские системы и поэтому у них есть возможности мощного подъема ВПК. Нужно перебивать их качеством, не останавливаясь на том уровне, который был в 2022 году", — акцентирует Владимир Лановой.
Важно Правильно выбранное направление ударов. Почему российская нефть начнет дешеветь в июнеПо его убеждению, санкции, предложенные накануне группой Ермака-Макфола, среди прочего, воплощают и важные политические моменты: "Думаю, что подобного рода группы не только с экономическими, но и с политическими наработками нам нужны, поскольку они предусматривают конкретные предложения, а у нас пока, давайте говорить откровенно, сбора системных профессиональных идей в Украине фактически нет. Это очень плохо, потому что нам нужно постоянно аккумулировать идеи, которые нужны для победы. И в этом контексте создание что-то вроде КоКому, тоже может играть свою положительную роль в плане начала широкого межгосударственного дискурса".
Отвечая на вопрос Фокуса о том, насколько союзники Украины готовы к введению дальнейших антироссийских санкций, даже если это откровенно вредит их личным экономическим интересам, экс-министр экономики отметил следующее: "Если мы говорим о наших союзниках, должны осознавать, что государство и бизнес — это не одно и тоже самое. То есть, когда то или иное государство в чем-то ограничивает бизнес, то бизнес ищет (и как правило находит) пути, которые позволяют обойти эти препятствия. Бизнес, к сожалению, не является национально ориентированным, антитеррористическим и т.д. Если найдется тот, кто купит у них ту или иную продукцию в десятки раз дороже, то они продадут ее даже черту, потому что имеют собственную выгоду".
Подчеркнув, что, тем не менее, в мире есть механизмы тех или иных поставок, Владимир Лановой констатировал: "Американцы, например, контролируют поставки своих компаний по всему миру. Они действительно создали такую систему, но бизнес все равно находит законодательные лазейки, связывая фактически руки контролирующим органам. Собственно поэтому мы и знаем различные мировые компании, которые продолжают работатьв России, поддерживая ее экономику. А есть и другая ситуация. Например, взять Илона Маска. Он то Украине помогает, а то — России. Вот вам яркий пример того, что полностью опираться на бизнес, на частные структуры в условиях войны ни в коем случае нельзя".
Санкции против РФ — это большая геополитическая игра
"Антироссийские санкции работают и они являются достаточно действенными. Например, если посмотреть на некоторые результаты действия санкций, мы увидим, что, тот же "Газпром" за прошлый год, впервые, начиная с 90-х стал убыточным, а за первый квартал этого года его убытки начали догонять убытки за весь прошлый год, а речь идет в данном случае о миллиардах долларов. Кроме того, Россия потеряла европейский энергетический рынок, который начал захватывать еще Советский Союз и контролировал в итоге более 50-ти лет", — констатирует в разговоре с Фокусом исполнительный директор Центра прикладных политических исследований "Пента" Александр Леонов.
Подчеркнув, что экономика РФ "дышит" за счет прежде всего военных заказов, эксперт добавил: "В последние месяцы рост российской экономики, даже несмотря на то, что она переходит на военные рельсы, заметно затормозился, а попытки продать все объемы энергоносителей на Восток, не увенчались успехом. Тем более, что и нефть, и газ Россия продавала в тот же Китай и Индию с большим дисконтом. И теперь есть проблемы с расчетами, поскольку проводится все в национальных валютах, тогда как ни рубль, ни юань не являются конвертируемыми валютами".
Между тем, по мнению Александра Леонова, санкции хоть и работают, однако они являются неполными "и это большой-большой минус".
"Сегодня идет третий год полномасштабной войны, а санкции до сих пор не наложены на "Росатом" — высокотехнологичную компанию, которая тесно сотрудничает с российским Министерством обороны. А почему "Росатом" до сих пор без санкций, несмотря на все усилия официального Киева? А потому, что Россия сейчас обогащает более 50% мирового урана и Запад не мог отказаться от этого мгновенно. Тем более, что Россия и Китай прилагают усилия по сужению усилий Запада для маневра. Например, мятеж в Нигере, откуда Франция получала большую часть своего урана — именно из этой оперы".
Эксперт, отметив, что у РФ своего урана почти нет, констатировал один "весьма интересный момент": "Примерно 45-46% мирового урана сегодня добывает Казахстан. И Макрон, который недавно посещал Казахстан, и США, думаю, здесь тоже вовлечены, пытаются выбросить из звена обогащения Россию за счет того, что западные компании будут покупать уран у Казахстана, обогащая его. Это такая большая геополитическая игра, которая действительно является чрезвычайно важной".
Отметив, что отдельные санкции против РФ внедряются медленно и "со страшным скрипом", Александр Леонов отметил, что это происходит из-за опасений Запада получить экономический шок относительно эмбарго на нефть, газ и т.д., и т.п.
Важно Игра на поражение. Как и почему российская пропаганда влияет на союзников Украины"По состоянию на сегодня Запад ищет возможности для того, чтобы отказаться от российского обогащенного урана и первые признаки, что они к этому готовятся — свежее решение Конгресса о запрете покупки обогащенного урана из РФ. Поэтому, да, с одной стороны, можно обижаться на Запад, который действительно действует иногда достаточно долго. Но с другой стороны, они действуют так осторожно, в том числе, чтобы не обвалить поддержку Украины со стороны своего населения. Ведь масштабный экономический кризис может привести к тому, что российская пропаганда и политические оппоненты действующей власти в тех или иных западных странах будут на этом активно играть мол, эта непонятная война в Украине привела к тому, что нам здесь всем очень плохо", — отмечает Александр Леонов.
Что касается дальнейших действий, и, в частности, конфискации российских активов, на чем настаивает Украина, то здесь, по убеждению эксперта "не все так просто".
"Мы видим, что затормозилось решение "Большой семерки" по росактивам из-за проблем юридического характера. Но мне очень нравится, что уже сейчас поднимается вопрос о создании специальных институтов, в том числе и по санкциям против России. Это чрезвычайно важно, потому что институты будут работать и против России, и сами на себя. Давайте, вспомним поправку Джексона-Вейника, которая действовала еще лет 15 после того, как Союз развалился. И эти институты тоже будут работать определенное время, даже тогда, когда война России против Украины закончится. Ну, а пока должны и в дальнейшем последовательно гнуть свою антироссийскую санкционную линию, продвигая ее на международной арене", — заключает Александр Леонов.
Кстати, если говорить об этой самой санкционной линии, то следует заметить, что в Action Plan 3.0, кроме целого ряда предложений экономического характера, присутствует и важная политическая компонента.
В частности, отмечается необходимость признания России государством-спонсором терроризма, а также внесения в подсанкционныйсписок "как можно больше лиц и организаций, которые систематически поддерживают или финансируют российскую агрессию".