ЕС готовит новые ограничения против Беларуси, чтобы закрыть России лазейки для обхода санкций — FT
ЕС готовится ужесточить санкции против Беларуси и закрыть лазейки, позволяющие Москве импортировать элитные автомобили и другие западные товары, поставки которых в РФ запрещены. Об этом сообщает FT.
ЕС уже ввел несколько раундов санкций против режима белорусского диктатора Александра Лукашенко за поддержку полномасштабного вторжения РФ в Украину. Но ограничения против Беларуси слабее, чем против России, что позволяет Кремлю использовать своего союзника в качестве лазейки для поставок подсанкционных западных товаров для использования в военных целях, а также предметов роскоши.
Новые ограничения, обсуждаемые странами ЕС, должны минимизировать риск обхода санкций, согласно проекту, с которым ознакомилось издание Financial Times.
Ожидается, что санкции запретят поставки в Беларусь и через нее технологий и товаров, которые могут иметь военное применение, а также сжиженного природного газа. Кроме того, ЕС прекратит импорт алмазов из Беларуси.
Если 27 стран ЕС примут новые санкции, одним из основных потоков товаров, который будет остановлен, станут элитные автомобили. При нынешней системе европейские автопроизводители все еще могут продавать свои автомобили высокого класса в Беларусь, но не в Россию.
"Люди из окружения Лукашенко, которые имели связи с Россией, были большими бенефициарами этого. Они обогащались... Мы также знаем, что именно так предметы роскоши попадают в Россию - через Беларусь", - сказал Витис Юрконис из аналитического центра Freedom House в Вильнюсе.
Ежемесячный поток транспортных средств и автозапчастей из стран ЕС в Беларусь вырос с $50 млн в январе 2022 года до $268 млн в январе 2024 года. Сейчас это наибольший отдельный компонент экспорта из ЕС в Беларусь, который преимущественно происходит из Германии и Польши.
Наибольший рост экспорта зафиксирован в самых дорогих категориях автомобилей – тех, на которые направлены санкции ЕС против России. Европейские таможенники считают, что белорусские компании стали ключевой частью российских контрабандных цепей, поставляющих новые западные автомобили в РФ.
В частности, торговые данные свидетельствуют о том, что в 2023 году через белорусских поставщиков в Россию попали по меньшей мере 28 автомобилей Maybach Mercedes-Benz. Средняя цена этих автомобилей составляла $217 тысяч.
"Для россиянина купить автомобиль в Беларуси - не проблема", - сказала FT премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните.
По ее словам, небольшая таможенная служба Литвы пытается справиться со "сложной" системой запрещенных товаров при проверке грузов, следующих в соседнюю Беларусь, а предотвращение обхода санкций является "очень тяжелой рабочей нагрузкой".
Она добавила, что отличия в двух санкционных режимах оставили "очень четкие пробелы".
И Шимоните, и министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский настаивают на том, чтобы ЕС вышел за пределы нынешних усилий по согласованию санкций сектор за сектором.
По их словам, лучший способ обеспечить, чтобы Россия больше не могла использовать более слабые санкции против Беларуси — это полное согласование двух ограничительных режимов.
Лидер белорусской оппозиции в изгнании Светлана Тихановская сказала FT, что новый пакет санкций был важным, но не зашел достаточно далеко.
"Санкции, наложенные на Россию или на белорусский режим, не могут работать эффективно, если они не синхронизированы. Диктаторы используют друг друга, чтобы обойти санкции и продолжать торговлю. Белорусский режим покупает военные товары, элитные автомобили... для России", - пояснила она.
Тихановская также выразила обеспокоенность тем, как мало ЕС сделал для обеспечения соблюдения санкций.
"В Европе не существует механизма применения санкций", – сказала она.
Только в прошлом году ЕС назначил представителя по санкциям для борьбы с их обходом.
Западные страны ввели ряд санкций против России и Беларуси после того, как Москва начала полномасштабное вторжение в Украину. Однако РФ постоянно ищет пути обхода ограничений. В частности, о том, как работает российский "параллельный импорт", благодаря которому РФ до сих пор покупает оборудование для производства оружия, ранее рассказывал Александр Леменов.