Саакашвили проиграл дело в ЕСПЧ против Грузии
Европейский суд по правам человека заявил об отсутствии нарушений по двум делам против бывшего президента Грузии Михеила Саакашвили, по которым в 2018 году он заочно был приговорен к шести годам лишения свободы, которые он сейчас отбывает в тюрьме.
Речь идет о приговорах по делам об амнистии в 2008 году высокопоставленных сотрудников МВД, осужденных по делу о смерти Сандро Гиргвлиани, и избиении в 2005 году Саакашвили бывшего депутата парламента Валерия Гелашвили. В обоих производствах грузинский суд признал Михаила Саакашвили виновным в злоупотреблениях и превышении должностных полномочий.
В заключении по делу «Саакашвили против Грузии» в ЕСПЧ заявили, что при рассмотрении этих дел не было нарушений статьи 6 (право на справедливое судебное разбирательство/право на присутствие и допрос свидетелей) Европейской конвенции по правам человека относительно способа и статьи 7 ( ни наказания без закона) Европейской конвенции.
«При конкретных обстоятельствах дела господин Саакашвили мог обоснованно предусмотреть, что использование своего права помилования для искажения процесса правосудия по делу об убийстве приведет к его уголовной ответственности по грузинскому законодательству», - говорится в заключении ЕСПЧ.
Суд также отклонил жалобы Саакашвили о наличии политического мотива в начале уголовного преследования в отношении него, поскольку обвинения против Саакашвили были серьезными и обоснованными.
В то же время в ЕСПЧ добавили, что Саакашвили еще может обжаловать решение первой палаты в Большой палате Суда.
Европейский суд по правам человека отклонил уже несколько исков Михеила Саакашвили. В том числе и против Украины из-за якобы нарушения его прав из-за лишения украинского гражданства и выдворения.
Михеил Саакашвили вернулся в Грузию в сентябре 2021 года, хотя знал, что против него остаются в силе два приговора суда. Сразу после возвращения его арестовали и отправили в тюрьму. В то же время политик объявил голодовку.
С тех пор состояние его здоровья сильно ухудшилось, что вызвало обеспокоенность как европейских политиков, так и украинской власти.