Монополия на здоровье: как крупные аптечные сети играют на грани
Продажа лекарств в Украине — бизнес, который, несмотря на полномасштабную войну, продолжает расти и оставаться сверхприбыльным. По данным аналитиков, в 2023 году объемы аптечной продажи лекарственных средств составляли 130 млрд грн и увеличились на 25%: за год аптеки продали украинцам 848,7 млн упаковок медпрепаратов. В долларовом выражении объемы продаж выросли на 9,4% и составили более 3,5 млрд долл. США. Можно ожидать, что в 2024-м объемы аптечной продажи лекарств в денежном выражении вырастут еще больше. Специалисты называют среднюю цифру в 19,7% по итогам года, но рассматривают и два сценария: при оптимистичном прирост составит до 31,6%, при пессимистичном — 13,2%. Но кто в стране фактически заработает эти деньги?
Украина — страна аптек. Статистика говорит, что наше государство наибольшее по их количеству на душу населения в Европе. И каждый из нас найдет аптеку в нескольких шагах от дома. Удобно ли это? Да. Но так ли это хорошо? Как бы ни называлась аптека рядом с вами, она будет входить в крупную сеть, и тут начинается самое интересное и, к сожалению, самое грязное на рынке продажи лекарственных средств. Ведь крупные сети делают все, чтобы заработать: воюют с производителями, прайс-агрегаторами и маркетплейсами и подсовывают покупателю свои препараты с сомнительными свойствами.
Кто главный на рынке?
В Украине есть клуб крупнейших аптечных сетей. Туда входят пять игроков: «Аптека АНЦ», «Подорожник», «9-1-1», «Бажаємо здоров’я», «Аптека доброго дня». Но и они не работают каждый под своим брендом. К примеру, в группу АНЦ входят также: «Благодія», «Копійка», «Шар@», «Медпрепарати», «Фармакопейка», «Будь здоров». Группе сетей «Подорожник» принадлежат также «Ощадаптека» и «БАМ», сети «9-1-1» — «911» и «Аптека оптових цін».
Примечательно, что эти крупнейшие игроки в названиях спекулируют нарративом доступности и низких цен. Однако даже поверхностный обзор с помощью аптечных прайс-агрегаторов покажет, что название сути не отвечает, потому что цены такие же или же немного ниже…
Нарушение ли это? Нет. Потому что назвать товар лучшим совсем не означает сделать его таким на самом деле. Но вывески, которые обещают «найдоступніші» или «найдешевші» лекарства, так или иначе влияют на потребителя, который их видит. Ситуация немного другая, когда потребитель ищет лекарства онлайн: здесь он может сравнить цены и действительно найти более дешевое. Часто это будет не в аптеке с вывеской, обещавшей это.
Рецептурные препараты и фармацевты без образования
Государство на самом деле определило четкие правила продажи медпрепаратов. Для этого внедрило Лицензионные условия проведения деятельности по розничной торговле лекарственными средствами. Первое — продавать лекарства могут исключительно лица, имеющие образование не ниже начального уровня (короткого цикла) высшего образования по специальности «Фармация, промышленная фармация».
Но как в действительности? Проверять диплом у каждого фармацевта никто не будет, здесь полагаются на ответственность работодателя. Но именно крупнейшие сети часто это правило нарушают: у них много точек продажи, а найти специалистов сложно. Особенно во время действия военного положения, когда даже женщины с фармацевтическим образованием являются военнообязанными и должны встать на учет. Это подтверждают на условиях анонимности и сами работники аптек.
Любая аптека должна отпускать рецептурные препараты только по рецепту. Но на практике рецепт требуют только на лекарство с содержанием наркотических веществ. Относительно остальных, а особенно антибиотиков, либо вообще не спросят рецепт, либо зададут несколько вопросов наподобие такого: какой врач выписал и что болит? Нельзя продавать лекарства вообще лицам до 14 лет, но этим правилом пренебрегают массово.
Что на самом деле продают аптеки?
По итогам 2023 года, лидерами по объемам аптечной продажи лекарственных средств и диетических добавок в денежном выражении стали компании «Фармак» (Украина, доля рынка 5,53%), «Дарниця» (Украина, доля рынка 4,85%) и Teva (Израиль, доля рынка 3,33%).
Но удовлетворяет ли аптеки тот факт, что есть десятки миллиардов гривен, которых они не получили, но могут? Нет, поэтому крупные сети сейчас активно занимаются производством и продвижением препаратов собственного производства. Например, ТМ Solution Pharm или ТМ Ронфарм, которые продаются только в аптеках пятерки крупнейших сетей.
Еще один способ получать прибыль — производить диетические добавки. Этот путь более легкий, ведь БАДы не лекарства, и соответствующего контроля от государства нет. Написать на упаковке, что это аналог, но более дешевый и украинский, но действует так же, не так уж сложно.
Например, Виагра. Это рецептурный препарат (как и все лекарства на базе силденафила). Если просто вбить это название на сайте одной из крупнейших аптек, то сразу же получим и предложение более дешевых аналогов (см. скрин 1). Например, Вимакс форте, который в несколько раз дешевле оригинальной Виагры, позиционируется продавцом как препарат, имеющий аналогичные свойства, хотя не является лекарственным средством и не содержит силденафил.
За лекарства аптечные сети выдают даже косметические средства и диетические добавки. В конце 2023 года Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) уже оштрафовал компанию «Віола» на 3,34 млн грн за ее гепариновий крем. Производитель так и не смог доказать, что его крем обладает противоварикозным, противоотечным и тонизирующим действием (это свойства, которыми обладают лекарственные средства, содержащие гепарин натрия, — см. скрин 2). Поэтому признали, что эти надписи вводят в заблуждение потребителя.
Кстати, согласно заключению, полученному АМКУ от Министерства здравоохранения, из свойств «противоварикозное, противоотечное, тонизирующее средство» прослеживается фармакологическое действие изделия. А следовательно, такое изделие нельзя отнести к косметическим средствам, поскольку косметические средства исключают лечение.
Еще один пример — Нимесулид ANS гель. В описании препарата указано быстрое противовоспалительное, противоотечное и обезболивающее действие. Или Веногель 911 с конским каштаном, который тоже обещает «предотвратить повреждение клеток венозных стенок, укрепить их и улучшить работу венозных клапанов». То есть в описании этих средств указаны свойства, которые должно обеспечить лекарственное средство, но это косметические кремы, и они не зарегистрированы как медикаменты (см. скрины 3–4). Но на сайтах они не маркируются как косметические средства.
Таким образом, похоже, крупные аптечные сети заменяют сертифицированные лекарственные средства своими диетическими добавками и косметикой под своей торговой маркой. Это подчеркивают фармпроизводители на условиях анонимности. На чем аптека здесь зарабатывает? На количестве активного вещества, потому что именно на нем экономят. Например, в лекарственном средстве четко определена дозировка того же гепарина натрия, и положить его меньше производитель не имеет права. Но в креме гепарин натрия, который, собственно, и обеспечивает противовоспалительный и противоотечный эффект, может быть в минимальном количестве или вообще отсутствовать. Однако и крем, и медицинское средство будут стоить для потребителя одинаково. Разницу в цене забирает аптечная сеть.
Давление на дистрибьюторов
В прошлом году в Антимонопольный комитет обратились дистрибьюторы с жалобой на недобросовестную конкуренцию. Суть в том, что два крупных дистрибьютора, контролирующие более 90% оптового рынка, вытесняют оттуда меньших. Утверждалось, что первые давили на производителей, чтобы те не заключали договоры поставки ни с кем, кроме них.
При этом между монополистами-дистрибьюторами и монополистами — аптечными сетями было согласие. И крупнейшие аптечные сети ставили производителям ультиматум, что не будут брать лекарства ни у кого, кроме двух дистрибьюторов. Для усиления эффекта оптовики-монополисты банально не отгружали заказы никому, кроме пятерки крупнейших сетей. Эта жалоба до сих пор на рассмотрении в АМКУ и решения пока нет. Выдали лишь рекомендацию участникам рынка 23 ноября 2023 года.
Почему государство бездействует?
По состоянию на сейчас более 70% розничного рынка контролируют пять крупнейших аптечных сетей (при этом три из них занимают уже 50% всего рынка). По прогнозам экспертов, если государство не вмешается, то в перспективе монополистов будет всего два.
Уже сегодня есть признаки того, что аптечный картель лоббирует решения, выгодные для них. В частности, речь идет о проекте постановления Кабинета министров Украины «О внесении изменений в Лицензионные условия проведения хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой и розничной торговле лекарственными средствами, импорту лекарственных средств (кроме активных фармацевтических ингредиентов)». Так, предлагается дополнить Лиценционные условия пунктом 159-1, в котором отмечается, что размещение предложений по продаже лекарственных средств по предварительному заказу потребителя может проводиться исключительно на веб-сайте лицензиата.
То есть фактически это означает, что бронировать лекарства можно будет только на сайтах аптек. Позволить себе иметь действительно удобные веб-ресурсы смогут только крупные сети.
Очевидно, что регулирование от государства необходимо, ведь в случае с монополией на доступ к лекарствам речь идет о здоровье украинцев. Ситуацию улучшило бы вмешательство соответствующих контролирующих органов:
- проверка лицензионных условий на наличие фармацевтов с соответствующим образованием в каждой аптеке — Гослекслужба;
- контрольные закупки рецептурных препаратов — Гослекслужба и Минздрав;
- злоупотребление монопольным положением пятерки сетей и двух дистрибьюторов — АМКУ;
- мимикрия БАДов и косметики под лекарственные средства — Гослекслужба, Минздрав, АМКУ;
- продажа лекарства несовершеннолетним — Гослекслужба и Национальная полиция;
- фармзамена — Гослекслужба, Минздрав и Национальная полиция.
Если этого не сделать, то уже в скором времени украинцы окажутся в ситуации, когда лечиться придется БАДами и кремами, но по ценам самых современных лекарств мира.