Независимо от того считаете ли вы империю чем-нибудь хорошим или плохим. Не конкретную империю (русскую, римскую, британскую), а империю как концепт. Ибо империи всегда являются продуктом узких элит, а нации даже как «вымышленное сообщество» конструкт гораздо глубже.
Так же достаточно абсурдно продолжать существование наций и борьбу этих наций до Киевской Руси или «египетского плена». Просто потому, что идея нации как устойчивого концепта и идея империи как концепта не совмещаются. Вернее, они противоречат друг другу и вступают в прямой конфликт. Собственно, потому что классическая империя формирует несколько иную форму идентичности. Собственно, подданного империи.
Нация это не только и не столько язык, не только и не столько этнос, не только и не столько доминирующая религия, это гораздо более сложное явление, невозможное без политической составляющей.
Империя и имперская идентичность тоже явление сложное, но при этом далекое от национальной. Ибо этническая принадлежность для империи не имела значения вплоть до появления национализма как политической концепции.
Даже религиозная – не всегда. Так, в Российской империи или Османской империи для того, чтобы получить важный пост, нужно было исповедовать официальную религию (хотя в обоих случаях – не без исключений), но главным всегда была лояльность к империи как таковой. Этническое разнообразие людей, занимавших ведущие должности – просто поразительно. Армяне, албанцы, греки, сербы, болгары, турки. Русские, немцы, украинцы, французы, татары, балтийцы, итальянцы, шотландцы.
Когда на базе угасания религиозной идентичности и развития капитализма (теснявшего традиционный феодализм) начали формироваться современные нации Западной Европы (первые нации – именно там, да), они противопоставляли себя традиционному феодальному иерархическому обществу.
Когда нации стали формироваться в Центральной и Восточной Европе – они в качестве врага логически выбирали империи, частью которых были. Даже появление современных немцев и современных итальянцев как наций – это противостояние их империям. Немцев – Париж и Вена. Итальянцев – Вену. Что не помешало им потом пожелать самим стать империями, правда, колониальными. А не континентальными.
Лучше всего конфликт «нация – империя» иллюстрируют Османская и Российская империи. Национализм ломал традиционный для империй иерархический формат, где элиты любой этничности могли устроиться в повестку за выявление утвержденных форм лояльности. Национализм и концепция наций объединяла элиты (ибо на всех имперских должностях не хватит) и простой народ (ибо центральная имперская власть всегда воспринимается как чужая) в общем интересе достижения самоуправления. На что империя должна отвечать. И кроме ограничений в бой идет форма имперского национализма – шовинизм.
Суть шовинизма состоит в постулате превосходства одного народа над другими народами с целью обоснования своего права на их дискриминацию или угнетение. Вот Ленин критиковал «великорусский шовинизм» как форму вырожденной имперскости, которая оправдывала само существование империи. То же было в Британии, которая оправдывала несправедливое господство над Индией словами Киплинга о «тяжести белого человека». Так же было с Османской, Французской колониальной и другими империями. Высшей формой шовинизма станет нацизм.
Поэтому борьба Украины против России, как и наша война – это война нации, которая борется за независимость (украинской нации) против империи, которая приобрела наиболее уродливые шовинистические формы (Российской). Россия вторично стала именно шовинистической империей, впервые это произошло во время поздней Российской империи Александра III и Николая II.
А то, что у нас когда-то действительно было общее прошлое (которое не всегда было состоянием войны) и люди с украинской этничностью сыграли в построении империи, значительную роль не имеет сейчас вообще никакого значения. Греки тоже Османам империю строить помогали. А потом с ней воевали. Да и современная Турция построена Ататюрком на отрицании имперской османской идентичности. Такие дела.