Откуда у Голенко эти чары
Мечта режиссера Национального театра имени Марии Заньковецкой (Львов) Максима Голенко поставить спектакль о личности легендарного украинского поэта, композиторе и одном из основоположников украинской эстрадной музыки Владимире Ивасюке стала реальностью.
«Ти признайся мені…» Эти слова миллионы людей во всем мире после прочтения допевают. О «полоні печалі», «чар-зіллі» и, конечно, поиске «червоної рути». В марте этого года автору песни про «квітку надії» Владимиру Ивасюку могло бы исполниться 75 лет. Несправедливая судьба выделила ему короткие 30 лет жизни. Больше ста песен, полсотни инструментальных произведений, музыка для театра, фортепьянные пьесы, произведения для виолончели и камерного оркестра — часть из того, что успел создать. Подсознательно встает вопрос: «А если бы?»… Если бы не запрещали… Если бы не мешали… Если бы не уничтожили… Если бы.
Увековечивание памяти Владимира Ивасюка имеет множество проявлений и обширную географию. Воспоминания отца, родных, друзей, сборники поэзий, фильмы, фестивали, концерты, мемориальные доски, музеи и многое другое — все для заслуженного чествования гения. С этой же целью одна из самых известных украинских сценаристок (фильмы «Кіборги», «Дике поле», «Погані дороги», сериал «Спіймати Кайдаша») — драматург и писательница Наталка Ворожбит написала киносценарий «Червона рута». Пока фильм по нему не сняли, а лишь «адаптировали» к театральной сцене, осуществив к 75-й годовщине со дня рождения Владимира Ивасюка первую постановку произведения в Национальном театре имени Марии Заньковецкой (Львов) — спектакль «Червона рута» (режиссер — Максим Голенко).
Откуда брал энергию для творчества Владимир Ивасюк, можно только предположить. Счастливое детство, прекрасная и дружная семья, жизнь в любви и абсолютная самоотдача своей страсти — музыке. Откуда берет энергию, а может, и «чары» для режиссуры своих спектаклей Максим Голенко — для меня лично является загадкой.
13 премьер в театре под руководством Голенко, в частности две масштабные постановки по его режиссуре, за один театральный сезон! 12 спектаклей — уже в действующем репертуаре. Последний из этого списка («Тартюф» Мольера в постановке известного литовского режиссера Оскараса Коршуноваса) запланирован на 13 и 14 июля. На сегодняшний день такое количество премьер в одном сезоне (без утраты качества) и скорость обновления репертуара — это абсолютный рекорд среди всех театров страны. А если еще принять во внимание, что через неделю исполняется всего год с тех пор, как Максим Голенко возглавил театр, то можно сказать, что Максим — единственный человек в Украине, который на властной театральной должности эффективно работает в «турборежиме». За это время театр уже успел приобрести лицензию на всемирно известный мюзикл. Думаю, от анонса до спектакля лето не успеет закончиться.
Спектакль «Червона рута» был создан за… почти два месяца (именно столько длился репетиционный процесс). Представить это трудно. Более 40 действующих лиц. У некоторых ролей — по два исполнителя по очереди. В спектакле задействован оркестр театра. Технические трансформации на сцене и игра в оркестровой яме — отдельная тема. Темп спектаклей Голенко («Червона рута» не является исключением) — это так, словно садишься на борт обыкновенного пассажирского самолета и в первые секунды полета понимаешь, что самолет — сверхзвуковой.
Открытки с цитатами песен, значки, футболки, свитшоты, воспроизведение орнамента вышиванки Владимира Ивасюка в коллаборации с известным брендом одежды — это лишь часть рекламной продукции, подготовленной специально для одного спектакля. Буклет к спектаклю (дизайн Марии Билинской) содержит информацию не только о команде, работавшей над спектаклем, но и о некоторых текстах песен, звучащих в спектакле, сведения об отдельных страницах биографии Владимира и удивительные рисунки, разгадать которые можно посмотрев на них сквозь две цветные пленки, прикрепленные к переплету, — синюю и красную. На каждой из пленок написано, что вы сами выбираете призму, сквозь которую смотрите на мир. Красная — как главный цвет Советского Союза — проявит соответствующее прошлое. Синяя — как цвет неба — даст возможность найти хотя бы на бумажных страницах заветную «червону руту».
История, предложенная Наталкой Ворожбит и воплощенная Максимом Голенко, не претендует на четкое воссоздание биографии Ивасюка, поэтому и содержит примечание-жанр — почти мюзикл, почти биографический. Это — история об Ивасюке-человеке со всеми его слабостями, болями и вызовами судьбы.
События спектакля — это показ разных периодов жизни Владимира Ивасюка. Это и юношеские годы в родном Кицмане, где Владимир с одноклассниками за два месяца до окончания школы повалили бюст Ленина. Это и студенческие годы (учеба в Черновицком мединституте и Львовской консерватории). Это и начало, а со временем — головокружительный взлет музыкальной карьеры. Это и об общении с семьей, отношениях с ближайшим окружением. Это и о первой и последней любви. Это и об испытании популярностью, о постоянном присутствии навязчивых спецслужб во взрослой жизни Владимира. Это и о фатальном — его гибели.
Красота текстов песен и музыки Владимира Ивасюка, воспоминания о нем родных и друзей рисуют в воображении его образ в ярких и светлых цветах. Все пространство сцены занимает громоздкая конструкция серого цвета. Даже при визуальном созерцания ощущается холод бетона. Главный художник Национального театра имени Марии Заньковецкой Юлия Зауличная, похоже, умышленно убирает задник сцены, от чего серый монолит выглядит мавзолеем вождя на широких просторах страны, где много «лесов, полей и рек», но вместе с тем очень тяжело дышать и жить свободному сердцем человеку. На фоне серого мрака постепенно будут появляться разные проекции (словесные и фотоизображения) лет определенных событий, переписки с родными. В одном из углов пространства оркестровой ямы будет появляться площадка, на которой режиссер воссоздаст знаменитое исполнение «Червоної рути» в 1971 году Назарием Яремчуком, Василием Зинкевичем и Владимиром Ивасюком, и не только это событие.
Роль Владимира Ивасюка стала первой работой на сцене Национального театра имени Марии Заньковецкой для известного украинского актера театра и кино Марка Дробота. Но это не первое успешное сценическое сотрудничество Марка и Максима и, похоже, вновь заявка на престижную награду. Хотя Шевченковская премия, которая в спектакле «звучить, як ляпас», может и в этом году обойти спектакль Голенко.
Марк Дробот до спектакля признавался, что для него эта роль особенно ответственная именно здесь, во Львове, где Ивасюка многие знали лично. «Він просто-таки зворушував мене своєю наполегливістю та вправністю», — так о своем ребенке написал в биографической повести «Монолог перед обличчям сина» отец Владимира Ивасюка Михаил Григорьевич. Больше двух часов сумасшедшего темпа спектакля, живое исполнение Марком (как оказалось, у него красивый и сильный голос. — Ю.С.) песен Ивасюка так же трогают. В этой настойчивости, уверенности и отдачи себя публике до изнеможения есть нечто общее между талантливыми людьми разных эпох.
Для главной роли режиссер выбрал концепцию возрастной разницы, поэтому на сцене фактически будут два Владимира. Взрослый — Марк Дробот (Владимир в старшем возрасте) и более юный — Артем Слюсаренко (визуально очень похожий на Ивасюка) в очереди с другим актером — Игорем Возьным.
Сейчас технологии позволяют художникам воссоздать голографическое изображение певца. Поэтому когда на сцене появилась София (Наталья Полищук-Московец), стало даже немного жутко. Сходство с королевой советской эстрады Софией Ротару, которая стала знаменитой благодаря песням Владимира Ивасюка, поражает. София/Наталья к тому же не менее голосистая, чем ее известный прототип. Наверное, чтобы не испугались этой «идентичности» (убедились, что это живой человек) и точно узнали любовь к собиранию цветов, режиссер отправляет Софию «с концертом» в зрительный зал. Здесь спектакль любителей «хуторянки» разочарует. Образ культовой певицы и ее продюсера-мужа — это негативные персонажи, хитрые и корыстные предатели открытого в своей беззащитной любви к ним Владимира.
Семья Владимира Ивасюка, в частности сестры Галина и Оксана, помогали театру в работе над спектаклем и присутствовали на премьерном показе. В эксклюзивном комментарии нашему изданию я спросила Оксану о ее впечатлении от спектакля. «Это особенно важный спектакль о творчестве моего брата. Для меня он — о конфликте художника, тонкого и вместе с тем очень сильного молодого мужчины, с мощной карательной системой. Я считаю спектакль первым политическим мюзиклом. Здесь репрессивная система показана шаржировано, ужасной, слабой, такой, какой она была на самом деле. Особо ценно то, насколько сценарист Наталка Ворожбит проявила высокое мастерство и точно почувствовала эпоху и те конфликты, которыми этот период был наполнен. Я восхищаюсь талантом этого драматурга. Для меня очень важным было, что на сцене звучала «Червона рута». Сейчас, в сложных обстоятельствах, эта песня приобретает мощное звучание. Это патриотическая песня, даже если ее текст — о другом. Это — наше, родное, украинское. Режиссер Максим Голенко проявил невероятную чувственность, и я поражена тем, насколько современно и талантливо сделан спектакль. Весь актерский коллектив, балет продемонстрировали высокое мастерство. Еще очень приятно, как в спектакле показано семейственность. То, как семья суетится вокруг талантливого человека, оберегает его».
Как для каждого действующего лица на сцене нужно подобрать образ, так и для мелодии иногда нужно подобрать именно ее слова, которые заиграют, будут звучать и волновать слушателей. Для мелодии «Баллади про мальви» Владимир Ивасюк нашел текст (автор — Богдан Гура) не сразу. Очевидно, гении как-то особенно умеют чувствовать фатум судьбы.
Терновый венок Владимира Ивасюка, в котором Марка Дробота «выводит» в зрительный зал режиссер, украшен мальвами. Цветы расцветают «кровью», стекающей по лицу актера, когда он исполняет балладу. На фоне серого монолита возникают слова матери Владимира: «Як ти хочеш святкувати 30-річчя?». «Скромно, мамочко», — несказанными словами проекции отвечает сын.
Реквиемом стали для Владимира Ивасюка слова о продолжении жизни в цветении мальвы. В зрительном зале, среди заплаканных и взволнованных спектаклем зрителей, чувствуешь, что гениальный художник будет жить еще долго, и не только «в мальвах, водограї, далеких горах, широких полонинах», но и в спектакле Максима Голенко «Червона рута».
Следующие показы спектакля «Червона рута» — 15 и 16 июня.