"Когда в прошлом году Китаю удалось способствовать нормализации отношений между Ираном и Саудовской Аравией, Китай смог продвигать репутацию посредника, медиатора и миротворца. Нюанс состоит в том, что Иран и Саудовская Аравия были готовы к нормализации и заинтересованы в переговорах. Сейчас же задача гораздо сложнее и Китай, судя по всему, не готов взять ответственность и проявить лидерство, несмотря на громкую риторику". Мнение
Министерство иностранных дел КНР объявило, что китайский представитель не поедет в Швейцарию на саммит мира, запланированный на 15-16 июня. Официальное объяснение — не были выполнены условия Китая. На саммит не пригласили российскую сторону. В Пекине считают, что в таком случае никакие мирные конференции не имеют смысла.
В Пекине не верят в то, что одна из сторон может одержать победу в войне военным путем. Продвижения на фронте нет, хотя даже небольшие победы даются Украине очень тяжело. Эти победы обеспечивает не только моральный дух, но и помощь европейских стран и США. Россияне имеют преимущество в виде численности и испытывают нехватку вооружения и боеприпасов. Кстати, именно за этим, вероятно, российский президент поедет в ближайшее время в КНДР и во Вьетнам. Сейчас же задача состоит в том, чтобы удержать фронт, продолжая шантажировать мир ядерным оружием и заставить Украину сесть за стол переговоров на фоне усталости от войны дабы заморозить конфликт по существующей линии фронта.
Китай же не желает делать чего-то более однозначного, нежели призывать к мирным переговорам. В этом и заключается "конструктивная роль". Такая стратегия соответствует теоретико-философским концепциям Си Цзиньпина: сообщество единой судьбы человечества, Глобальная инициатива безопасности/цивилизации/развития. Си Цзиньпин призывает мировое сообщество к мирному сосуществованию, единству в разнообразии, а обеспечить это, с его точки зрения, может лишь диалог. Призывая к мирным переговорам и настаивая на необходимости этих переговоров между двумя сторонами конфликта, в Пекине искренне верят, что демонстрируют непредвзятость и нейтралитет.
Проблема для Китая состоит в том, что на этот раз кейс гораздо сложнее, чем ирано-саудовский. Когда в прошлом году Китаю удалось способствовать нормализации отношений между Ираном и Саудовской Аравией, Китай смог продвигать репутацию посредника, медиатора и миротворца. Нюанс состоит в том, что Иран и Саудовская Аравия были готовы к нормализации и заинтересованы в переговорах. Сейчас же задача гораздо сложнее и Китай, судя по всему, не готов взять ответственность и проявить лидерство, несмотря на громкую риторику.
Отправить на саммит в Швейцарии Ли Хуэя было бы правильным шагом, который укрепил бы позиции Китая, не навредив отношениям с Россией. Хотя немаловажную роль в том, что Пекин отказался отправлять представителя, сыграли и США: ни президент Джо Байден, ни вице-президент Камала Харрис не поедут на саммит. И в этом, кстати, проблема для Украины — Китай хотел бы обсуждать завершение войны с США, но не со сторонами конфликта на прямую.
Предложение Лаврова о том, что площадкой для переговоров должен быть Китай, вряд ли должно расцениваться в Киеве как адекватное. Китай однозначно не может рассматриваться в качестве посредника. Вполне вероятно, что таковым будет ближневосточная страна или, например, Индия.
Любые дальнейшие консенсусы, как, например, с Бразилией, также будут иметь мало смысла и не будут практической демонстрацией того, что Китай играет "конструктивную роль" в российско-украинской войне. Потому что к этому Китай не готов.
Задача саммита в том, чтобы запустить процесс имплементации Формулы мира которая включает глобальные пункты такие, как ядерная, радиационная, экологическая, продовольственная безопасность. Для реализации этих пунктов необходима дорожная карта и консолидированные усилия многих стран, в особенности стран т.н. Глобального Юга. Участие в решении вопросов глобального масштаба и могло бы стать проявлением готовности Китая играть конструктивную роль. Задача первого мирного саммита в том, чтобы приблизить завершение войны. Однако Китай отказывается предпринимать для этого однозначные шаги, что только навредит репутации.