Пока часть стран переходит на истребители 4 или 5 поколения, ряд передовых стран уже думают об авиации следующего поколения. США, Китай, Франция, Великобритания, Япония и другие уже скооперировались или разрабатывают истребители самостоятельно.
Пока значительная часть стран перевооружается на истребители пятого поколения несколько государств в мире уже по полной работают над самолетами шестого поколения. Цель — иметь преимущество в воздухе и доминировать над потенциальным врагом. Фокус разобрался, что разрабатывают в США, Европе и Азии.
Соединенные Штаты — два проекта на страну
США имеют самый большой военный бюджет в мире, который составляет 886 миллиардов долларов в 2024 финансовом году. Поэтому американская армия имеет сразу два проекта истребителей 6 поколения:
- FA-XX;
- NGAD (Next Generation Air Dominance).
В этом году Департамент Воздушных сил США должен заключить контракт на проектирование и производство истребителя следующего поколения в рамках секретной программы Воздушного доминирования. Кандидатами на производство называют три компании — Lockheed Martin, Boeing и Northrop Grumman. Стоимость одного самолета должна составлять несколько сотен миллионов долларов.
FA-XX — это программа разработки истребителя для замены F/A-18 Super Hornet в Военно-морских силах США. Он будет иметь конструкцию с широким крылом, два воздухозаборника, а также два двигателя. Сейчас все изображения в открытом доступе являются лишь "заполнителями". Никаких деталей о будущем внешнем виде нет, кроме описания, что выше.
"Его конкретные возможности и технологии находятся на стадии разработки, однако анализ показывает, что он должен иметь большую дальность и большую скорость, включать пассивные и активные сенсорные технологии и иметь способность использовать оружие большей дальности, запрограммированное на будущее. Поскольку Super Hornets выводятся из эксплуатации, комбинация F-35C и FA-XX обеспечит возможности тактического истребителя ВМФ в составе авианесущего крыла", — заявили в ВМС.
В итоге будущая доминация армии США будет достигаться благодаря связке самолетов NGAD, FA-XX, ведомых БПЛА, роев дронов, бомбардировщиков B-21 и других систем.
Китайская темная лошадка
Китай имеет свой засекреченный проект истребителя шестого поколения. О нем известно мало информации. Китайские СМИ писали, что КНР стремится обойти США в разработке самолета 6 поколения. Ее особенностью, как и у "одноклассников" является отсутствие хвостового оперения, которое нужно для повышения управляемости самолета.
В начале 2023 года в соцсетях показали кадры с рендером будущего истребителя. Самолет получил сложную форму треугольника с большим размахом крыльев. На выставке Airshow China 2022 компания AVIC продемонстрировала концептуальную модель истребителя нового поколения. Бесхвостовая конструкция даст истребителю превосходную скрытность, большую подъемную силу, дальность полета и меньший расход топлива благодаря улучшению аэродинамики.
Великобритания, Италия и Япония — проект GCAP
Разработка истребителей — это чрезвычайно дорогая программа, поэтому в Европе есть два проекта, в который вошло по несколько стран. Проект GCAP или Global Combat Air Program нацелен создать истребитель шестого поколения как для внутренних нужд, так и для поставки на экспорт. Поступать в строй самолеты должны на 5 лет позже американских. С 2025 года начнется фаза разработки, а с 2035 — поставки в армии.
Разработку поделили между тремя странами для уменьшения затрат и ускорения разработки. В Великобритании будет располагаться штаб-квартира, гендиректором станет японец, а итальянец возглавит бизнес-структуру. В программе участвуют такие компании:
- BAE Systems — Великобритания;
- Leonardo SpA — Италия;
- Mitsubishi Heavy Industries — Япония.
В Королевских Воздушных силах истребитель получит название Tempest, а Япония планирует создать на базе GCAP собственный самолет F-X. Двигатели для самолета разрабатывают японская IHI и британская Rolls Royce.
К британско-итальянско-японскому проекту хочет присоединиться Саудовская Аравия, но Токио видит в чем угрозу. У саудитов есть только деньги, но нет высокотехнологичной авиаотрасли. К тому же это повысит политический вес Саудовской Аравии, без разрешения которой нельзя будет продавать самолет третьей стране.
Самый проблематичный в тройке — проект FCAS
Второй европейский проект FCAS (Future Combat Air System) объединил Францию, Германию, Испанию и с недавних пор Бельгию. Вокруг него были политические сложности между Берлином и Парижем. В частности, несмотря на намерения участвовать в проекте, французские политики не ожидают появления самолета в строю раньше 2045-2050 годов. Поэтому они планируют начать модернизацию Rafale, чтобы 25 лет до появления FCAS иметь передовую авиацию.
Важно Европейские проекты танка будущего и истребителя могут не состояться, — парламент ФранцииПредыдущая попытка французов и немцев вместе с другими союзниками вылилась в выход Парижа из проекта. Вместо этого появился Rafale компании Dassault. А остальные страны создали Eurofighter Typhoon.
В ноябре 2023 года к проекту присоединилась Бельгия. FCAS должен стать путем к построению безопасного и процветающего будущего на фоне угроз в регионе. Пока неизвестно, какую роль будет играть Бельгия. Однако не исключено, что они присоединятся на втором этапе проектирования истребителя. Против участия бельгийцев выступил французский производитель Dassault. Дело в том, что Воздушные силы выбрали американские F-35, а не французские Rafale для замены F-16. Сейчас участие в FCAS принимают:
- Dassault Aviation — Франция;
- Airbus — Франция;
- Indra Sistemas — Испания;
- Thales Group — Германия.
Программа предусматривает создание истребителя, вооружения следующего поколения NGWS, а также беспилотники различных типов.
Швеция и Saab
Швеция также имеет собственный истребитель JAS-39 Gripen. Страна вышла из проекта Великобритании, Японии и Италии. Теперь встал вопрос будущего Gripen. Сейчас планируется принять решение о переходе на истребитель следующего поколения до 2031 года. Сейчас рассматривается три варианта:
- разработать истребитель 6 поколения собственными силами;
- разработать истребитель в кооперации с кем-то;
- приобрести для армии готовое решение другой страны.
"Мы имели как двустороннее, так и трехстороннее сотрудничество с Великобританией, а также с Италией по программе FCAS. Мы отошли от этого около года назад и начали некоторые национальные исследования... выясняя, какие возможности нужны в будущем", — заявил один из чиновников.
Единственный шведский производитель истребителей Saab уже заявил, что хочет участвовать в программе развития нового самолета. Пока нерешенным является вопрос с самолетами Gripen. По плану, истребители Gripen E должны эксплуатироваться до 2060 года, более старые версии C/D — до 2035-2050 года или еще дольше из-за войны в Украине.
Сейчас Швеция рискует потерять промышленное влияние на требования к дизайну европейских проектов GCAP и FCAS.