В последние месяцы мы наблюдаем одну очень положительную для нас тенденцию: постепенное сближение позиций ведущих стран ЕС и США по китайскому вопросу. КНР, как и его союзник – Россия, видятся в первую очередь как значительная угроза безопасности и США, и Европы. А не как экономический партнер, как раньше.
Доверие КНР падает с обеих сторон Атлантического океана. Однако ни США, ни Европа не собираются в ближайшее время разрывать отношения с КНР, как и КНР – с США и Европой. Для Китая европейский и американский рынок также очень важны. Особенно на фоне кризиса, в который постепенно погружается китайская экономика. Но напряжение растет.
Администрация Байдена избегает прямой конфронтации, а также продолжает координировать с Китаем работу по изменению климата и борьбе с наркотрафиком. Но примеров успешного сотрудничества все меньше. Если на выборах в ноябре победит Трамп, он может пойти на еще большую эскалацию из КНР и хочет этого. Такие декларации и угрозы санкциями от оцепления Трампа пугают Пекин – там начали бояться, что США настроены на свержение режима УПК.
Во время завершившегося на неделе Стокгольмского китайского форума сразу несколько ТОП-чиновников ЕС назвали КНР полноценной угрозой безопасности для континента, и, а Китай пока не уплатил цену за поставку товаров двойного назначения в РФ. Представители КНР в кулуарах рассказывали европейцам о пользе уступок России, а также намекали, что «европейцы должны радоваться, что мы не делаем больше».
Но сейчас ответы Европы становятся все более жесткими. В мае Германия направила в Пиведенно-китайское море свои боевые корабли. Чтобы продемонстрировать, что политика Китая по давлению на страны Юго-Восточной Азии получит достойный ответ. Италия отказалась от участия в проекте нового «Шелкового пути». Также в Европе арестовали десятки людей, связанных со шпионажем в пользу КНР.
Главная сфера, где позиции США и Европы все еще расходятся – вопрос экономического сотрудничества с КНР.
Европа все еще рассчитывает, что торговые интересы возобладают. Поэтому ожидают, что Китай предоставит больше взаимного доступа к рынкам. Отдельные правительства склоняются к разрешению открыть производство китайских аккумуляторов и электромобилей у себя. Это создает зависимость от китайской промышленности, но при этом открывает доступ к технологиям и создает рабочие места. В последние месяцы в лагерь сторонников более жесткой политики в отношении Китая перешла Франция, настаивающая на введении жестких ограничений по китайскому экспорту в Европу.
США уже давно сосредоточены на тарифах, жестком инвестиционном и экспортном контроле, а также активно способствуют переносу производств из Азии внутрь страны, в Мексику, в другие страны Западного полушария. Они медленно, но уверенно идут к экономическому разрыву с КНР.
Однако эти разногласия все больше отступают из-за наращивания открытого сотрудничества Пекина и Москвы, давления Китая на Филиппины, Вьетнам, Тайвань и Индию. Но главное – Китай и Россия пытаются совместно атаковать демократические ценности и западные институты через поддержку правых радикалов, шпионскую сеть и информационные кампании.
Это сотрудничество стало слишком заметным, чтобы и дальше его игнорировать. Глава разведуправления Минобороны США, генерал Джефф Круз открыто сказал о РФ и Китае, «если бы у нас возник конфликт с одной страной, велика вероятность, что у нас будет второй фронт».
Для нас это все работает сильно в плюс. То, что Китай и Россия ведут себя слишком враждебно, убеждает все больше политиков, что они должны получить жесткий отпор. Украина получила (и еще получит) больше оружия, Тайвань и Филиппины тоже. А экономическое могущество Китая и зависимость Запада от КНР продолжат постепенно ограничивать.
В итоге ось «Москва – Пекин» станет слабее, уязвимее, а китайско – российское видением «мира» не удастся «продать» на Западе. Собственно это создает для нас и наших партнеров возможности для продвижения нашего видения завершения войны.