Как сети АЗС учатся платить налоги
В СМИ и соцсетях нередко можно встретить призывы к переходу на военные рельсы, на полную мобилизацию экономики, которая должна работать на фронт. Третий год большой войны, вроде бы действительно пора. Но это означает, что в борьбу должен включиться каждый, и не словом, а делом.
С последним есть проблема. Общество с откровенным непониманием относится к попыткам правительства повысить налоги и тарифы, что необходимо для содержания войска и обороны и для восстановления разрушенной инфраструктуры. Поскольку бизнес является отражением общества, особого энтузиазма не наблюдается и здесь. Надо признать некоторый прогресс, но достигается он чаще всего с помощью волшебной палочки, а точнее, дубинки в руках Государственной налоговой службы (ГНС) и общественного контроля. Уже определились и откровенно наглые персонажи, которые демонстративно продолжают недоплачивать в бюджет и фактически ослабляют нашу оборону. Как они до сих пор работают, отдельный вопрос к фискалам.
Детальное изучение уплаты налогов сетями АЗС в 2023 году показывает, что абсолютное большинство этих сетей сейчас ментально находятся в 2021 году и не очень заморачиваются по поводу трагичности текущего момента. Тем или иным образом картина понемногу меняется, но эти успехи не выглядят зацементированными. Это еще раз доказывают результаты первого квартала 2024 года.
Индикаторы пофигизма
Налог на прибыль (НнП) и зарплатные налоги (НДФЛ и ЕСВ) уже можно назвать самыми проблемными. Вопрос их уплаты полностью на совести владельцев бизнеса, а это такая себе опора. Поэтому именно эти налоги позволяют диагностировать уровень настоящей ответственности любого бизнеса. О зарплатах мы поговорим в другой раз, а сейчас посмотрим на прибыль.
Среди десяти крупнейших сетей по количеству АЗС одна ОККО заплатила 65% налога на прибыль, хотя реализовала всего 34% горючего.
Если бы WOG под руководством Андрея Пивоварского показывала такую же прибыль, как «зеленые» коллеги, то на две сети приходилось бы более 90% всей прибыли с ТОП-10 (см. рис. 1).
Здесь действительно какая-то тайна. WOG торгует тем же горючим, что и ОККО. По тем же ценам, что и ОККО. Суточные продажи со станции на 15% ниже, чем у ОККО, но и на 20% ниже официальные оклады работников. В результате официальная прибыльность каждой станции WOG в начале 2024 года была почти вдвое меньше, чем у ОККО (см. рис. 2). Но отдадим WOG должное: в 2023-м они отставали в пять раз. Также оператор уже второй квартал вплотную приблизился к отметке 2 грн/л, хотя первые три квартала 2023 года тусил вместе с аутсайдерами рейтинга в зоне +/- 1 грн/л.
Аналогичные метаморфозы можно наблюдать и на другом полюсе рынка. Речь идет о БРСМ и Avantage 7, работающих в нижнем ценовом диапазоне. Прибыльность каждой АЗС первой сети втрое меньше по сравнению со второй. А в 2023 году эта пропасть составляла шесть раз.
Кстати, в прошлом году Avantage 7 вообще была второй после ОККО по прибыльности среди ТОП-10. Судя по всему, поверить в себя «социально-ориентированной» сети помогли налоговики. В четвертом квартале 2023 года Avantage 7 внезапно порадовала государственный бюджет 79 млн грн НнП, хотя за предыдущие три квартала «пожертвовала» всего 28 млн грн. Тогда же управляющий партнер компании Наталья Чирич отправила в казну еще свыше 100 млн НДС, что оценочно вчетверо больше, чем в предыдущие три квартала.
Говорят, собственники Avantage 7 были так поражены общением с налоговиками и, в частности, с главой налогового комитета Верховной Рады Даниилом Гетманцевым, что даже письменно пообещали соблюдать среднюю по рынку налоговую нагрузку на литр и ежемесячно платить по 20 млн грн.
Видимо, это все слухи. По данным Временной следственной комиссии парламента, в первом квартале 2024 года четыре компании группы Avantage 7 заплатили 44 млн грн налогов, или около 15 млн в месяц. Согласно этим данным также пока не сложилось и со средней налоговой нагрузкой — 0,79 против средних 1,62 грн/л по 30 сетям в мониторинге (см. рис. 3).
Не срослось (а может, и наоборот) у налоговиков и с БРСМ. В третьем квартале 2023-го уплата с литра в сети Андрея Бибы выросла с 0,5 до 2,4 грн/л! Казалось бы, контора твердо встала на путь исправления. К сожалению. В четвертом квартале было уже 0,7, в этом году — 0,9 грн/л. Налоговая за этим спокойно наблюдает уже полгода.
Если же вернуться к прибыльности АЗС, то владельцам абсолютного большинства сетей намного выгоднее было бы сдавать их в аренду. Или продать и положить деньги на банковский депозит. Неплохие станции МОТТО в 2023 году зарабатывали 200 долл. в месяц, БРСМ — 1500 долл. Смешные цифры и по премиальным сетям — их заработка не хватит даже на зарплату одного «топа». Но на рынке вы не найдете желающих ни сдать в аренду, ни продать АЗС. Наоборот, строительство новых и модернизация существующих АЗС идут полным ходом. Следовательно, деньги есть, но в какой-то другой тумбочке.
Алло, мы ищем таланты!
Каждый квартал загораются новые «налоговые» звезды. Как уже отмечалось, в третьем квартале прошлого года это была БРСМ, в четвертом — Avantage 7, которые быстро нашли в своих глубоких карманах дополнительные сотни миллионов гривен для бюджета. В начале этого года таких «жирных» звезд не было, но траекторию передвижения Государственной налоговой службы можно проследить.
Похоже, первая остановка была в офисе небольшой сети «Параллель», для которой начало 2024 года без преувеличения стало космическим. С полмиллиона НДС в третьем квартале 2023 года «темная лошадка» заплатила 28 млн грн! Результат — 11,7 грн налогов на литр. Красиво! Собственник «Параллели» Александр Дубинин сам бывший донецкий налоговик, и, похоже, в этот раз коллеги друг друга поняли правильно.
Тем для разговоров там остается много, в частности и по сети МОТТО, которая вроде бы находится в орбите господина Дубинина и является неизменным аутсайдером налоговых рейтингов. К этой же орбите относят и компанию «Прайм», о покупке которой недавно заявил донецкий предприниматель Антон Ломаный. Таким образом, интерес к «Параллели» понятен. Интересуются ею и участники оптового рынка, отмечающие значительную конкурентоспособность игрока.
В хорошем смысле слова вспыхнула николаевская сеть «Кворум» бизнесменов Валерия Бабарики и Игоря Клёвана. Неожиданно для самой себя она взлетела из задворок на четвертую строку национального рейтинга: ее налоговая нагрузка выросла за квартал в девять раз — с 0,34 до 3,03 грн/л. Николаевцы решили заплатить сразу 14 млн грн НДС (любимый налог украинских налоговиков), хотя раньше этот уровень было трудно рассмотреть. Похвально, так держать!
Нельзя сказать, что раньше плохо платила полтавская BVS, но в первом квартале этого года ее показатель увеличился вдвое, с 1,7 грн/л до 3,4 грн/л. Бизнес семьи Батраченко заплатил 57 млн грн НДС против 8,7 млн грн кварталом ранее и занял третью ступеньку национального «налогового» рейтинга.
Если бы не «Параллель», триумфатором была бы Socar, которая впервые на рынке добровольно преодолела отметку в 4 грн/л. Этот бизнес впервые за год показал прибыль и сразу около 230 млн грн (соответственно, 41 млн грн НнП). Надо заметить, что высокий налоговый результат Socar базируется чаще всего на НДС на оптовых продажах, которые превышают розничные.
Мощно добавил Shell, хотя вряд ли мировой гигант ставил перед собой эту цель. Улучшенный результат возник вследствие роста зарплатных налогов с одновременным 20-процентным провалом продаж. Скорее всего, компания выплатила бонусы по результатам 2023 года. (Хотя за что там платить, если прибыль составляла до 6 млн грн за год? Разве что за тяжелые условия труда в воюющей стране…)
Мотивация Shell в удержании украинского бизнеса остается непонятной. А после национализации 49% в уставном капитале сети и подавно. Абсолютно точно передача в аренду или продажа принесли бы намного большую выгоду. С другой стороны, для бюджета страны Shell однозначно выгодный, потому что налоговая отдача от абсолютного большинства потенциальных собственников была бы намного меньше.
В UPG налоговая нагрузка выросла в полтора раза, до 2,8 грн/л, хотя достигнуто это было несколько экзотическим образом: компания заплатила 57 млн грн «других» налогов — на землю, на недвижимое имущество, акциза с розничных продаж и т.д. Сеть Владимира Петренко может сделать для госбюджета намного больше, поскольку является самой эффективной на рынке с наибольшими объемами реализации на один АЗК. Если бы UPG не ждала с выплатой налога на прибыль до конца года, а распределила его равномерно, то, скорее всего, в первом квартале, например, имела бы результат более 3 грн/л. Согласитесь, это было бы красиво! А если серьезно, то деньги бюджету на оборону нужны уже сегодня, а не завтра и тем более не послезавтра.
Под занавес своего управления сетью «Глуско» порадовал и «Нафтогаз Украины». Едва ли не впервые за два года появилась прибыль, а с ней и улучшение «налогового» индикатора — 2,77 против 2,08 грн/л в третьем квартале 2023-го. С 15 марта сетью руководит «Укрнафта», с которой уже решили не играть в лотерею: по условию договора с АРМА госкомпания будет платить 7 млн грн независимо от финансового результата. А если вдруг там еще останется какая-то прибыль, то с нее «Укрнафта» форварднет АРМА 90%. Вряд ли на такое подписался бы частный бизнес. «Укрнафта», вероятно, решила: поскольку и дивиденды АРМА, и прибыль «Укрнафты» все равно идут в бюджет, то хотя бы можно усилить сеть за счет неплохих комплексов бывшей «Глуско».
Из заметных сетей также обратим внимание на улучшение в полтора раза результата KLO. По неизвестным причинам, в первом квартале сеть Александра Каца, Вячеслава Стешенко и Игоря Чернявского удвоила уплату НДС, но ощутимо потеряла продажи. Автоматическим бонусом стало повышение показателя налогов на литр. Но, несмотря на это, потенциал столичного игрока остается не раскрытым даже наполовину.
***
Прогресс в уплате налогов сетями АЗС очевиден. Первый квартал этого года был не очень результативным по сравнению с предыдущими периодами из-за больших переходных остатков нефтепродуктов (а с ними и кредита за НДС) и снижения объемов реализации (см. рис. 4). Но из более чем 30 сетей только четыре ухудшили показатель нагрузки на литр относительно третьего квартала 2023 года.
Топливный рынок сохраняет огромный потенциал для пополнения государственной казны. Направления усилий понятны — прибыль и зарплаты, здесь аномалии очевидны. Приведенные сравнения дают точные адреса успеха для налоговиков. К сожалению, рассчитывать на сознание абсолютного большинства бизнесов не приходится. Даже под надзором ГНС происходят непонятные вещи, когда налоговые показатели отдельных субъектов скачут без какой-либо логики. (Это также начинает наталкивать на разные мысли об избирательной внимательности Налоговой.)
Вызывающее поведение сетей с низкими показателями прибыли и зарплат — это плевок в лицо обществу и в частности армии, которая финансируется именно с налогов и которая по факту защищает эти бизнесы. Реакция государственных органов на подобное отношение должна быть максимально жесткой.