13 июня в кинотеатрах начался прокат исторической драмы «Гамбит королевы» с Алисией Викандер и Джудом Лоу в главных ролях. Сюжет ленты основан на дебютном романе английской писательницы Элизабет Фримантл «Ферзевый гамбит», который появился на полках книжных магазинов в 2013 году. В рецензии ниже рассказываем, что за страсти бушевали во дворце короля Генриха VIII и стоят ли они внимания зрителя.
Плюсы:
великолепная актерская игра Джуда Лоу; аутентичные съемки в настоящем дворце; кропотливая работа костюмеров заметна невооруженным глазом;
Минусы:
титульная героиня выглядит менее интересно, чем персонаж Джуда Лоу; сюжет нельзя назвать крайне увлекательным; отсутствие ощущения, что главной героине реально что-то угрожает, даже несмотря на ее шаткое положение в королевском дворце;
«Гамбит королевы» / Firebrand
Жанр историческая драма, триллер
режиссёр Карим Айноуз
В ролях Алисия Викандер, Джуд Лоу, Сэм Райли, Эдди Марсан, Саймон Расселл Бил
Премьера кинотеатры
Год выпуска 2024
Сайт IMDb
Англия, 1540-е годы. Пока король Генрих VIII возится на полях сражений во Франции, в королевском дворце роль регентши исполняет его шестая и, как оказалось, последняя жена Кэтрин Парр. В стране свирепствует смертоносная чума, и королева, кажется, больше уделяет внимание протестантским реформаторским проповедям своей подруги Энн Аскью. Что, конечно же, влечет риск им обоим оказаться на эшафоте.
Вдруг раньше запланированных сроков во дворец возвращается король. Он истощен до такой степени, что не может даже нормально ездить верхом на лошади, а ранение на его ноге сильно загноилось и не предвещает ничего хорошего. Чем больше жестокий мужчина, по приказу которого были обезглавлены две его предыдущие жены, будет гнить, тем сильнее страждущего станет одолевать паранойя и недоверие. Учитывая его репутацию «Синей Бороды», эта ситуация весьма опасна для королевы, которой есть что скрывать от своего деспотичного супруга.
На первый взгляд может показаться, что лента Айноуза представляет собой классическую костюмированную драму с сильной героиней на переднем плане, на долю которой выпало немало испытаний. Среди них присутствуют обязательные для жанра заговоры и придворные интриги. Конечно, в картине не обошлось без этого всего. Но «Гамбит королевы» больше смахивает не на историю о триумфе феминизма, а в первую очередь предлагает сюжет об абьюзивных отношениях и попытках королевы сохранить жизнь и достоинство в этом жестоком патриархальном мире.
Да, в одном из многочисленных диалогов упоминается, что Кэтрин Парр издала книгу и не собирается останавливаться на достигнутом. Это подчеркивает ее образованность и высокий интеллект. Впрочем, это достижение так и останется всего лишь упоминанием, не играя важнейшую роль в развитии событий.
Куда более основательное значение в сюжете отведено королю Генриху VIII и его всепоглощающей паранойе, которая распространяется в голове монарха не менее стремительно, чем гниение на его многострадальной ноге.
Собственно, не будет преувеличением сказать, что Джуд Лоу невольно перетягивает одеяло на себя и на протяжении всего хронометража затмевает Алисию Викандер. Сплошная сдержанность последней, очевидно, обусловлена шатким положением ее персонажа. Но это не отменяет того факта, что мерзкий тучный деспот, в котором трудно узнать всем известного британского секс-символа, вызывает неподдельные эмоции, в отличие от Кэтрин Парр.
Дошло вплоть до того, что на съемочной площадке для большей аутентичности Лоу использовал специальный разбрызгиватель с жидкостью, которая имела запах гнилого мяса. Поэтому все окружающие действительно могли испытывать отвращение, находясь рядом с актером.
Но, несмотря на все старания костюмеров, актеров и т.д., эту историческую картину трудно назвать крайне увлекательной и обязательной к просмотру. Общеизвестный факт, что Кэтрин Парр не постигла наиболее печальная участь предыдущих жен тиранического монарха, поэтому во время просмотра вряд ли кто-то почувствует реальную угрозу для героини Викандер. Да и в целом кино можно порекомендовать разве что страстным поклонникам костюмированных драм, ведь нейтральный зритель элементарно рискует заскучать.
«Гамбит королевы» однозначно нельзя назвать откровенно плохим фильмом; скорее, он просто оставляет равнодушным. А если вы вдруг соскучились по Алисии Викандер в историческом сеттинге и в роскошных нарядах давно минувшей эпохи, лучше уж пересмотреть «Королевский роман».
Вывод:
«Гамбит королевы» по своей блеклости напоминает главную героиню, поэтому лента стоит внимания только в том случае, если вы обожаете костюмированные драмы и соскучились по крутым перфомансам от Джуда Лоу.