Ученые выяснили, когда именно люди начали создавать все более сложные инструменты.
Ученые выяснили, что скачок сложности каменных орудий произошел около 600 тыс. лет назад. Это объясняет, как предки современных людей стали особенно умелыми в адаптации к новой среде обитания, пишет Science Alert.
"Это время может предшествовать расхождению неандертальцев и современных людей, а значит быть общей чертой обеих линий", — говорят антрополог из Университета Миссури Джонатан Пейдж и антрополог из Университета штата Аризона Шарль Перро.
У Фокус. Технологии появился свой Telegram-канал. Подписывайтесь, чтобы не пропускать самые свежие и захватывающие новости из мира науки!
В своей новой работе ученые проанализировали методы изготовления каменных орудий на протяжении 3,3 млн лет эволюции человека. В целом было проанализировано 62 последовательности изготовления инструментов, взятых с 57 мест раскопок.
Самый старый проанализированный артефакт был из Африки, но в список также вошли и древние орудия труда из Евразии, Гренландии, Сахула, Океании и Америки.
Исследователи выяснили, что еще 1,8 млн лет назад длина последовательности изготовления каменных орудия составляла от 2 до 4 процедурных единиц. За последующие 1,2 млн лет инструменты стали сложнее, достигнув 7 процедурных единиц.
Но только 600 тыс. лет назад наши предки вышли на кардинально другой уровень. К это времени сложность инструментов уже требовала до 18 процедурных единиц. И по мнению ученых, такой скачок технологического прогресса связан со знаниями, передаваемыми предыдущими поколениями.
"Кумулятивная культура – это накопленные модификации, инновации и улучшения, которые собирались поколениями посредством социального обучения", — подчеркивают авторы статьи.
"Поколения улучшений, модификаций и удачных ошибок могут порождать технологии и ноу-хау, которые будут превосходить все, что один человек смог бы изобрести за свою жизнь. Когда ребенок наследует культуру поколения своих родителей, он наследует результаты тысячелетий развития", — добавляют ученые.
С ростом таких коллективных знаний и связанного с ними поведения, вероятно, сыграли свою роль и гены, влияющие на обучение.
"Продукты генного процесса и культурной коэволюции могут включать увеличение относительного размера мозга, продолжительную жизнь и другие ключевые черты, которые лежат в основе уникальной природы человека", — подытожили исследователи.