Страны G7 согласовали передачу Украине 50 млрд долларов под залог замороженных российских активов. Каковы условия такого финансирования, растет ли государственный долг Украины и возникнут ли проблемы с финансированием государственных расходов в 2025 году? Эти вопросы Фокус обсудил с экономистами.
О том, что Украина должна получить часть доходов от замороженных российских активов, эксперты и представители власти говорили еще в прошлом году. Поэтому решение G7 на прошлой неделе о выделении Украине 50 млрд долларов под залог замороженных российских активов было довольно ожидаемым. Хотя полностью условия передачи этих средств пока и не раскрываются. Но известно, страны G7 предоставят Украине фактически кредит, который будет погашен за счет прибыли, полученной от примерно 280 миллиардов долларов заблокированных средств РФ, большая часть которых находится в Европе. Это соглашение окажет важную финансовую поддержку Украине в среднесрочной перспективе и поможет покрыть ее финансовые потребности до 2025 года и в следующие годы.
Важная помощь: нужно ли будет Украине возвращать обещанные 50 млрд долларов
Опрошенные Фокусом эксперты говорят, что средства в размере 50 млрд долларов поступят в виде гранта, то есть их не нужно будет возвращать.
"Финансовая помощь от стран G7, вероятно, для Украины будет иметь форму гранта и не повлияет на общий долг. Для стран G7 этот пакет будет структурирован, как кредит, который будет возвращаться за счет российских замороженных активов, однако для Украины эта помощь будет безвозвратной", — отметил Виталий Ваврищук, глава департамента макроэкономических исследований группы ICU.
Важно Время отдавать долги: как и когда Украина будет выплачивать миллиардные валютные займыПо словам Максима Самойлюка, экономиста Центра экономической стратегии, схема может быть следующей: есть российские активы, которые напрямую передавать Украине боятся, поэтому G7 планирует оформить на себя кредит, а деньги грантом передать Украине, а кредит в будущем погасить российскими активами. "Впрочем, Украине средства точно будут поступать при условии выполнения нами реформ, как это происходит со средствами UkraineFacility от ЕС или от $8 млрд бюджетной помощи США, которые мы будем получать позже в этом году. Поэтому нам нужно будет продолжать те реформы, которые мы обязались делать в рамках предыдущего сотрудничества с партнерами", — говорит Максим Самойлюк.
Финансовая помощь от стран G7, вероятно, для Украины будет иметь форму гранта и не повлияет на общий долг
Эксперт уверен — 50 млрд долларов способны перекрыть проблему финансирования бюджета в 2025 году. "Более того, если эти средства будут доступны для финансирования военных расходов (а предварительные обсуждения свидетельствуют о том, что это вполне вероятно), то мы сможем также профинансировать за счет этих средств зарплаты нашим силам обороны и направить дополнительный ресурс на закупку оружия", — отмечает Самойлюк.
Фактически Украина в результате решения G7 получит средства на оборонные, бюджетные, социальные цели, а также для восстановления объектов, которые были разрушены в результате агрессии РФ.
Однако эксперты указывают и на то, что важно не только то, что Украина будет обеспечена нужным финансированием, но и вообще сам факт политического решения, которое создает прецедент конфискации активов агрессора. "Конечно, пока речь идет о доходах от этих активов, но с юридической точки зрения при конфискации нет разницы между конфискацией доходов от активов и самих активов, эта позиция официально была подтверждена должностными лицами Euroclear. Поэтому этот прецедент как бы подталкивает ЕС к конфискации российских активов, это очень важно, поскольку в США и Канаде вопрос конфискации российских активов уже решен на законодательном уровне, а в ЕС еще нет. Во-вторых, решение G-7 приводит к тому, что большую часть 2025 года Украина будет обороняться, наступать, компенсировать убытки от войны своим гражданам фактически за счет страны-агрессора", — объясняет Виталий Шапран, экс-член Совета НБУ.
Но есть и риски в результате решения о передаче 50 млрд долларов. "Поскольку источниками финансирования кредита будут средства наших партнеров из G7, есть потенциальный риск, что перенаправление ресурсов на этот кредит может теоретически ослабить объем будущей помощи по текущим статьям", — говорит Александр Печерицын, директор департамента аналитических исследований Райффайзен Банка.
Долговая нагрузка и гранты: хватает ли Украине денег на зарплаты, пенсии и финансирование обороны
В 2024 году Украина уже обеспечена средствами на покрытие государственных расходов, говорят опрошенные Фокусом эксперты. "В отличие от предыдущего года, есть проблема с ритмичностью помощи — мы можем в один месяц получить рекордные объемы помощи, а в следующий не получить почти ничего, как уже произошло в этом мае (получили только $20 млн кредита от Всемирного Банка). Хуже ситуация с финансированием военных расходов — есть разрыв между потребностями и объемами, которые мы можем собрать из налогов, пошлин и ОВГЗ. Министерству финансов надо искать пути сокращения этого разрыва, но с международной помощью в 2024 году это не связано", — отмечает Максим Самойлюк.
Виталий Ваврищук говорит, что в 2024 году Украина получит практически весь объем внешней помощи, заложенный в законе о государственном бюджете, а ее объем превысит 35 млрд долларов . "Наибольшие суммы поступят от США и ЕС. Запланированные совокупные объемы внешнего финансирования во втором полугодии будут почти вдвое больше, чем в первом полугодии. Безвозвратной помощи в этом году будет немного, ее доля в общем внешнем финансировании вряд ли превысит 15%. В первые два года большой войны доля грантов достигала 30-40%. Это в основном были гранты от США", — отметил эксперт.
Главным образом, потребности госбюджета в этом году будут закрыты, благодаря хотя и запоздалому, но все же утверждению пакета помощи от США.
"Более того, поскольку пакет от США больше рассматривается, как результат оптимистического сценария, есть возможность уменьшить поступления в текущем году от других источников (например, Ukraine Facility от ЕС), чтобы более оптимально перераспределить эти средства не только на текущий, а и на несколько последующих лет, тем самым обеспечив постоянство покрытия дефицита бюджета в среднесрочной перспективе", — отметил Александр Печерицын.
Выделение Украине $50 млрд позволит профинансировать гражданские бюджетные расходы на 2025 год
Всего на следующий год пока из внешней финансовой поддержки известно только о подтвержденных около $3 млрд от МВФ и около 12,5 млрд евро от Европейского Союза. Именно поэтому озвученное решение G7 о 50 млрд долларов очень важно. "Большая часть потребностей не покрыта. Выделение нам $50 млрд позволит сразу и профинансировать гражданские бюджетные расходы, и обеспечит ресурс для увеличения расходов на оборону (если это будет позволено)", — говорит Максим Самойлюк.
Что касается грантовой помощи, объемы которой постепенно сокращаются, то в 2024 году важным источником поступлений стала программа на 760 млн долларов США от Японии и Норвегии (465 млн долл. и 295 млн долл. соответственно) через проект Всемирного банка PEACE. Эти деньги должны быть направлены на частичную компенсацию расходов госбюджета, не связанных со сферой безопасности и обороны, в частности на пенсионные выплаты, выплаты работникам Государственной службы по чрезвычайным ситуациям (ГСЧС) и зарплаты педагогов. Отдельно гранты получают органы местного самоуправления в стране — на нужды, связанные с энергетикой и восстановлением. Например, Харьков получит 47 миллионов евро от Всемирного банка на закупку нового оборудования, децентрализацию систем тепло-, водо- и энергоснабжения.
Однако все же последние два года львиная доля финансирования Украины происходит по кредитным соглашениям, а долговая нагрузка растет. По состоянию на начало мая 2024 года, согласно данным Минфина, государственный долг составил 5,924 трлн грн. "Наш текущий прогноз долга на 2024 год составляет 93,5% от ВВП, однако уже в следующем году это соотношение может увеличиться почти до 100%", — сообщил Александр Печерицын.