Законодатели разрешили громадам помогать фронту. А помогать друг другу — нет
18 июня Верховная рада Украины приняла в целом законопроект №9559-д, который разрешает местным органам власти помогать силам обороны. Закон №9559-д «О внесении изменений в некоторые законы Украины о расширении полномочий органов местного самоуправления по поддержке сектора безопасности и обороны Украины» дополнил статью 26 закона «О местном самоуправлении» пунктом 59, который относит помощь фронту к исключительной компетенции сельских, поселковых и городских рад.
То есть, помогать ВСУ стало «можно», не боясь потревожить контролирующие и надзирающие органы. А друг другу?
Нет. И на этом стоит остановиться подробнее. Потому что в начале войны громады выстояли исключительно благодаря возможности проводить межбюджетные трансферты. Так сильные и тыловые громады могли оперативно в буквальном смысле спасать тех, кто попал в кризисную ситуацию. Тому, что произошло потом, трудно найти логическое объяснение.
Потому что Минфин осенью 2022 года своим приказом нарушив нормы Бюджетного кодекса, ввел категорический запрет на прямые (горизонтальные) трансферты между местными бюджетами, если получатель средств (муниципалитет) находится в другом регионе (области) Украины. И уже два года, если зажиточный муниципалитет хочет помочь деньгами другому муниципалитету, который, например находится в прифронтовой зоне, который подвергается зверским обстрелам со стороны России, который кошмарят вражеские ДРГ, то сделать этого не может.
То, что происходит в момент продолжающегося наступления врага, вообще не вписывается ни в какие рамки. Читаем документ: Киевская и Броварская городские рады решили помочь страдающему от обстрелов и прорывов российских ДРГ Белополью Сумской области. Речь — о серьезных суммах, предназначенных на строительство фортификационных сооружений в Белопольской громаде. Киев и Бровары обратились в Минфин с просьбой разрешить трансферты. А тот не разрешил.
После обширной преамбулы становится ясно, что желающие поделиться своими бюджетами горрады могут направить деньги лишь в бюджет государственный, а далее уже без них разберутся, как деньги потратить. Что интересно, автор ответов Киевской и Броварской горрадам, мотивируя отказы в трансфертах, ссылается на приказ Минфина от 20 сентября 2023 года №793 «Об утверждении составляющих программной классификации расходов и кредитовании местного бюджета», исключающий горизонтальные межбюджетные трансферты. То есть внутренний документ «подкорректировал» ряд законодательных актов. Под ответами Минфина Киевской и Броварской горрадам указаны имя и должность автора (или подписанта, но без физической подписи). Это первый заместитель министра финансов Денис Улютин. Складывается впечатление, что судьба межбюджетных трансфертов зависит от росчерка пера одного человека.
ZN.UA обратилось в Министерство финансов с информационным запросом. В ответе читаем буквально следующее: «Министерство финансов действует согласно действующему законодательству.
Согласно пункту 17 части первой статьи 91 Бюджетного кодекса Украины, в расходы местных бюджетов могут включаться расходы на мероприятия и работы по территориальной обороне и мобилизационной подготовке местного значения. Это означает, что громады могут инициировать межбюджетные трансферты на оборонные нужды только в пределах своей области.
С учетом указанной нормы и учитывая, что Броварская городская территориальная громада и Белопольская городская территориальная громада относятся к разным областям (зонам территориальной обороны), Министерство финансов не согласовало передачу соответствующего межбюджетного трансферта.
В то же время, с целью отпора вооруженной агрессии Российской Федерации против Украины и обеспечения национальной безопасности, в соответствии со статьей 22 Бюджетного кодекса Украины органы местного самоуправления или военные администрации могут принимать решение о перечислении средств из местных бюджетов в Государственный бюджет с последующим распределением таких средств Кабинетом министров Украины для нужд сил обороны…»
Вот как прокомментировал ситуацию исполнительный директор Ассоциации городов Украины Александр Слобожан: «Очень опасно для государства, что сегодня муниципалитетам запрещают помогать друг другу защищать граждан, помогать военным и бороться за Украину.
Обязательность согласования Минфином трансфертов между бюджетами громад была введена в октябре 2022 года правительством. Ассоциация городов Украины тогда выступила категорически против такого решения и я благодарен парламенту, что такие поправки народные депутаты не поддержали».
По словам Слобожана, с февраля по октябрь 2022 года громады эффективно помогали друг другу и ВСУ через инструмент трансфертов. Financial Times даже опубликовало материал об отчете Организации экономического сотрудничества и развития с акцентом на то, что украинские муниципалитеты благодаря децентрализации стали ключевыми игроками в противодействии агрессии РФ. «Теперь же для восстановления самостоятельности громад в праве помогать друг другу не обязательно принимать законы, достаточно отменить одно решение правительства», — отметил собеседник ZN.UA.
Исполнительный директор АМУ подчеркнул, что даже после изъятия «силового» НДФЛ у громад, муниципалитеты продолжают помогать ВСУ и готовы помогать прифронтовым громадам. «При этом никто не спрашивает у правительства: а куда же пошли изъятые у громад деньги?! Но местному самоуправлению опять говорят: отдайте в центр еще и это, а мы сами решим, где ваши деньги нужнее».
И вот поправки к Закону о местном самоуправлении приняты. Но... Необходимо еще принятие законопроекта №9560, который идет в паре с №9559 и вносит изменения в Бюджетный кодекс Украины. Ведь хотя сейчас уже проголосованы полномочия местных советов помогать военным подразделениям, но еще нет соответствующих изменений в Бюджетный кодекс.
А вот для отмены запрета Минфина на межбюджетные трансферты громад для строительства фортификаций, изменения в закон не нужны. Да-да! Напомним, в отказах Киеву и Броварам на согласование трансфертов в Белопольскую громаду Сумской области Минфин ссылается на статью 22 Бюджетного кодекса и собственный приказ. Однако законодатели не вносили никаких поправок в Бюджетный кодекс. Они пунктом 59 расширили ст. 26 Закона о местном самоуправлении. Статьи же 91 и 22 Бюджетного кодекса, которыми Минфин оперирует, мотивируя отказы в трансфертах, остались без изменений.
Внимание: в ответе на информационный запрос Минфин упоминает законопроект №9559-д, «принятие которого расширит полномочия органов местного самоуправления по поддержке сектора безопасности и обороны Украины». Его приняли, но мы же уже знаем, что на уровне громад никаких изменений не произошло.
Буквально вчера с заявлением в информпространство вышел секретар городской рады Чернигова Александр Ломако: «Невзирая на абсурдное решение правительства, которое сначала согласовало трансферт средств от Киева на укрепление фортификационных сооружений возле Чернигова, а потом отозвало свое согласование, оборона нашего города будет усилена. Потому что безопасность черниговчан — приоритет №1. Дал поручение управлению финансов городской рады предложить статьи расходов, которые будут сокращены и подготовить изменения в бюджет города».
Таким образом, приказ по министерству, запрещающий горизонтальные межбюджетные трансферты, в том числе и помощь приграничной громаде, ставшей мишенью для российских обстрелов и крайне нуждающейся в средствах для возведения оборонительных сооружений, который находится за рамками закона (а Бюджетный кодекс — это закон) остался в силе. Как и подпись пана Улютина.
Интересно, знает ли об этой диверсии министр финансов Сергей Марченко? А если знает, то почему не может повлиять на ситуацию? Или послужной список зама, который напомним, был членом команды Януковича и помощником Арбузова, сильно мешает?