На вооружении Сил обороны есть много образцов бронетранспортеров, как западного, так и украинского производства. Фокус пообщался с механиком-водителем отечественного БТР-4, чтобы узнать, как себя проявила машина в условиях большой войны с РФ.
Украинская армия еще до начала полномасштабной войны на вооружении современные бронетранспортеры. Российские оккупанты признают, что БТР-4 получился действительно качественной машиной, значительно лучше их БТР-82. Фокус пообщался с механиком-водителем одной из бригад Нацгвардии, чтобы узнать, как проявляет себя отечественная боевая машина.
Военнослужащий согласился ответить на наши вопросы на условиях анонимности из соображений безопасности. Он рассказал о своем первом боевом выходе, особенностях БТР-4, а также, чем он лучше БТР-82. Прежде чем начнем, краткая справка о машине.
Коротко о БТР-4
БТР-4 "Буцефал" — это украинский восьмиколесный бронетранспортер, который разработали и производили в Харькове. "Буцефал" принят на вооружение в 2011 году. В 2012 году принята еще одна версия БТР-4Е. Основные характеристики БТР-4:
- боевая масса — 21,9 тонны;
- экипаж — 3+7;
- максимальная скорость — 110 км/ч по шасси;
- запас хода — 690 км;
- 30-мм автоматическая пушка, которые отличаются от версии боевого модуля;
- двигатель — немецкий Deutrz или украинский 3ТД-3А.
Боевой путь и первый опыт военного на БТР-4
Расскажите о себе и своем боевом пути.
Я механик-водитель БТР-4 еще с 2019 года, службу прохожу в НГУ. На момент начала полномасштабной войны я уже не служил, но тогда я вернулся. По моему мнению, лучше я буду делать то, что я знаю и буду полезным здесь, чем куда-то... За это время я принял участие в боях в окрестностях Харькова. Штурмы у Золочевской громады в районе Казачьей Лопани, Дементьевки и тому подобное. Потом был Бахмут, Работино.
Как вы стали оператором БТР-4, и какую роль выполняете в машине?
Роль "механа" в БТР-4 — это ответственность за техсостояние машины. Экипажи у нас полностью взаимозаменяемы, то есть я как "механ" должен знать не только свои задачи, а еще разбираться в БМ (боевой модуль). Так же оператор-наводчик должен уметь водить машину. Зарядка и техобслуживание проводится всем экипажем. Нет такого, что пробили колесо и "механ" делает его сам, или что-то с БМ и наводчик сам там ковыряется — все вместе!
Расскажите о своем первом боевом выходе на БТР-4, и чем он вам запомнился?
Первый боевой выход... Штурмовали село, где были пи**ры, у нас было 4 машины. Наша задача заключалась в доставке пехоты и огневой поддержке. На подходе к селу первую машину подорвали на управляемом фугасе, но все живы. Мы продолжили двигаться дальше, высадили пехоту и прикрывали их огнем из машины, но когда мы уже зашли в село, БТР, ехавший последним, подорвался на мине. Тоже все были живы. Когда у нас уже БК уже началось заканчиваться, то нам была команда, чтобы мы забирали трехсотых и выезжали. Один из наших побратимов был тяжело ранен. Вот такой был у меня первый боевой выход, было страшно, но мы свою работу сделали.
А есть ли у вас история, которая больше всего запомнилась?
Даже не знаю.
Слабые и сильные стороны БТР-4
Россияне в своих пропагандистских роликах признают, что БТР-4 — это действительно качественная машина, которая лучше БТР-82. Могли бы вы привести основные преимущества украинского бронетранспортера?
БТР-4 действительно лучше БТР-82. Во-первых, у него лучше бронирование, лучше боевой модуль. Ну, и комфортнее он значительно, например, в нашей машине есть два кондиционера — один в передней части машины, второй — в десантном отделении. И коробка передач на БТР-4 автоматическая, а не ручная, как на их машине. Также на нашем есть два ПТУРа.
Могли бы вы сравнить БТР-3 с БТР-4, известны ли вам преимущества какие-то?
Не могу сравнивать БТР-3 с БТР-4. Но что действительно лучше в БТР-3 — так это меньший вес.
А если говорить о недостатках БТР-4, то что бы вы выделили?
К недостаткам я бы отнес большой вес на его колесную базу, которая осталась от БТР-80. Для его веса в 24 тонны с решетками иногда бывает тяжело на грунте. Иногда бывают проблемы с боевым модулем, клинит пушку. Если наводчик молодой и не опытный, то на боевом выходе может быть беда. Бывало такое, что выезжали и выстреливали весь БК, но бывало так, что 5-7 выстрелов и все — клин. Почему так происходит? Трудно сказать точно. То гильза застрянет, то снаряды может плохо установлены в краб.
Еще заряжать его трудно, на один боекомплект уходит больше, чем полчаса. Но в целом я не скажу, что машина плохая, если бы добавить еще брони, то вообще топово было бы.
Вы упомянули, что если добавить брони, то было бы топово. Как вы оцениваете защищенность БТР-4?
Бронирование у машины неплохое, как дня бронетранспортера. 7,62-мм пулемет держит, знаю это на своем опыте. Были попадания из РПГ, тоже держит, но кумулятивная струя залетала внутрь. Тогда наводчику прижгло немного спину, но с ним все хорошо. Как показала практика, держит и противотанковую мину. При подрывах на мине экипажи живы, но может сломать ноги. Главное, чтобы стояло дополнительное противоминное дно, тогда все будет хорошо.
Интересует еще техническая часть. Как себя показывают немецкие двигатели в эксплуатации?
Двигатели Deutz очень хорошо себя показывают, никаких нареканий нет. И в холод, и в жару — все работает хорошо. Не было проблем с двигателем никогда, чего не могу сказать о двигателе 3ТД-3А. Сейчас, насколько я знаю, почти не осталось машин с этим двигателем.
Были ли у вас случаи, когда оккупанты били по БТР-4 FPV или "Ланцетами"?
Я вам просто сброшу видео оккупантов, как FPV-дрон попал по ребятам. Они тогда сказали: "что-то сильно у**ало по нам!". Все зависит от того, куда попадет. "Ланцет", по моему мнению, нет шансов пережить, но все может быть.