Повысят ли налоги в Украине, откуда брать деньги на оборону и как выстоять в войне на истощение в условиях энергетического коллапса и роста госдолга? Об этом Фокус поговорил с экономическими экспертами.
Объем совокупного государственного долга Украиныв апреле вырос до 6,010 трлн грн. Такие данные приводит Минфин. Дополнительную потребность расходов военного характера в госбюджете-2024 оценивают в 5 млрд долларов. Об этом заявил министр финансов Сергей Марченко в эфире "Общественного радио". И хотя есть надежда на достижение соглашения с кредиторами до 1 августа, расходы на войну Украина должна перекрывать самостоятельно. Есть ли запас прочности?
По словам министра финансов, в 2023 году в условиях запланированных около 27 млрд долларов расходов на оборону фактически Украина потратила на противостояние агрессии 73 млрд долларов. Выделение бюджетной помощи США покрыло расходы социально-гуманитарного направления Украины в 2024 году, однако, осталась проблема с военными расходами. По словам Марченко, из-за того, что за последние полгода Украина минимально получала помощь от партнеров, бюджет понес дополнительные расходы военного характера.
В 2023 году в условиях запланированных около 27 млрд долларов расходов на оборону фактически Украина потратила на противостояние агрессии 73 млрд долларов
"Думаю, можно говорить о цифре примерно 5 млрд долларов", — сказал Сергей Марченко.
Собираются ли в Украине повышать налоги, однозначного ответа пока нет, однако, как сказал Марченко, этот вопрос будет решаться в ближайшее время: "Надо сначала правильно просчитать. Здесь нет одного магического решения, например повысить военный сбор".
"95% всех бюджетных поступлений идет на оборону и безопасность": сколько денег нужно Украине
Как рассказал Фокусу финансовый аналитик Андрей Шевчишин, в 2022 году Украина потратила 1,14 трлн грн, в 2023 году — 2,09 трлн грн, а за 4 месяца 2024-го — 0,58 трлн грн.
"При этом, согласно заявлениям чиновников, по финансированию в 2024 году уже возник бюджетный разрыв в 5 млрд долларов (около 190 млрд грн), и Минобороны требует 370 млрд грн дополнительных средств. В среднем, 95% всех бюджетных поступлений, без учета помощи партнеров, идет на оборону и безопасность. И все это в условиях интенсивных боевых действий, мобилизации и заказов вооружения, снарядов и другого оборудования, которого постоянно не хватает. Наши партнеры не позволяют использовать их помощь и кредиты на финансирование армии, поэтому мы должны наращивать доходную часть. При этом даже урезание социальных расходов, по большому счету, ничего не даст, потому что они и так финансируются за счет внешней помощи", — отметил Андрей Шевчишин.
Инструментов для повышения поступлений, по словам финансиста, не так уж и много.
Важно Бронирование – только для богатых. Будут ли в Украине бронировать в зависимости от уровня зарплаты"Улучшение администрирования (налоговая, таможня, лицензионные компании, снижение теневой экономики и коррупционной составляющей), повышение налогов, внутренние заимствования через облигации внутренних государственных займов (ОВГЗ), ускорение инфляции и договоренности с партнерами о возможности финансирования обороны за счет внешних ресурсов. А еще приватизация. Однако мы понимаем, что в условиях войны наши активы имеют далеко не рыночную цену.", — сказал аналитик.
Что поможет Украине в условиях спада иностранной поддержки
Специалисты Центра экономической стратегии подтверждают, что с начала полномасштабного вторжения все собственные поступления украинского госбюджета направлены на финансирование обороны. Там подсчитали, что такие расходы занимают примерно половину бюджета. По информации экономиста ЦЭС Максима Самойлюка, все гражданские расходы госбюджета Украина покрывает за счет иностранной финпомощи, а именно, в 2024 потребность в таком внешнем финансировании составляет 38 млрд долларов.
Все гражданские расходы госбюджета Украина покрывает за счет иностранной финпомощи, а именно, в 2024 потребность в таком внешнем финансировании составляет 38 млрд долларов
"В мае объемы иностранной финансовой помощи упали до наименьшего уровня с начала полномасштабного вторжения: Украина получила только 20 млн долларов кредитов от Всемирного Банка. В мае 2024-го иностранная помощь покрыла 0,4% потребности в финансировании государственного бюджета. В июне ситуация должна улучшиться, поскольку Украина должна получить 1,9 млрд евро от ЕС и 2,2 млрд долларов от МВФ. Впрочем, ритмичность помощи потеряна, что негативно влияет на возможность украинского правительства планировать расходы", — отмечает аналитик ЦЭС.
Как свидетельствует трекер экономики Украины во время войны от ЦЭС, в мае иностранная бюджетная помощь упала до 20 млн долларов.
В условиях атак врага на украинскую энергоинфраструктуру, отсутствия коммерческого экспорта электроэнергии, сокращения международных резервов, а также в условиях импорта больших объемов электроэнергии, сокращения экспорта аграрной продукции и расходов на мобилизационные нужды, создаются новые риски, которые еще больше усложняют прогнозы изменений в украинской экономике. Так, по информации ЦЭС, если в мае 2024 года инфляция оставалась низкой на уровне 3,3% в годовом измерении, то в последующие месяцы она может ускориться из-за влияния энергетического кризиса на рост цен.
"Потребности в финансировании немножко выросли. Интересно, что оптимисты, которые в прошлом декабре прогнозировали потребности в финансировании на более низком уровне, сейчас подтянулись до уровня среднего и расхождения в том, сколько Украина будет нуждаться в деньгах, сейчас нет: это 50-60 млрд долларов для того, чтобы закрыть бюджетные потребности 2024 года. Напомню, что эти потребности включают финансирование такого широкого бюджетного дефицита, при котором мы методологически убираем гранты, ведь они тоже частью финансирования, а также эти потребности в финансировании исключают погашение долгов, потому что на них средства также нужны", — говорит заместитель директора Центра экономической стратегии Мария Репко.
Гарантированный государством долг на конец 2024 года, вероятно, не превысит 100% ВВП и, по разным оценкам, составит 94-96% ВВП. Что касается курса гривны, здесь аналитик прогнозирует умеренное ослабление — до 40,1 грн за доллар в конце 2024 года
По ее прогнозу, гарантированный государством долг на конец 2024 года, вероятно, не превысит 100% ВВП и, по разным оценкам, составит 94-96% ВВП. Что касается курса гривны, здесь аналитик прогнозирует умеренное ослабление — до 40,1 грн за доллар в конце 2024 года.
Ведущий эксперт Института экономических исследований и политических консультаций Александра Бетлий отмечает ухудшение роста ВВП Украины. Она добавляет, что реальный ВВП в 2024 году составляет 3,8%, а в следующем следует ожидать 3,5%.
"Это — ухудшение по сравнению с тем прогнозом, который мы имели до этого. И такая ситуация стала следствием того, что мы теряем генерацию электроэнергии. 2022-2023 гг россияне бомбили именно передачу электроэнергии, а сейчас мы теряем генерацию. Вопрос в том, что в дальнейшем рост будет зависеть от того, насколько Украина сможет эффективно обеспечить электрогенерацию (речь идет о модульных, поршневых, газовых станциях и т.д.). Все эти факторы будут очень важными", — отметила эксперт Александра Бетлий.
Налоги: ожидать ли повышения?
По мнению финансового аналитика Андрей Шевчишина, болезненный налоговый вопрос не является единственной альтернативой в состоянии дефицита госбюджета, ведь существует кредитование, облигации внутренних государственных займов.
"По данным на май 2024-го, в банковской системе содержится 1,67 трлн грн депозитов, при этом кредитов выдано лишь на 0,77 трлн грн. И это только речь идет о гривне, и только резидентов. Почти 0,9 трлн грн не работают в кредитовании. Большей частью они размещены в ОВГЗ и депозитных сертификатах. Поэтому долю ОВГЗ, считаю, можно увеличить. Я знаю, что ОВГЗ будут популяризировать, и хотя спрос населения на облигации растет, все равно остается низким и трудным для понимания людей. И маловероятно, что среди граждан будет достаточно спроса, чтобы удовлетворить эту потребность. Следовательно, власть пытается идти дополнительными путями. Наверняка все слышали об игорном бизнесе, о табаке, об аграрных схемах, и о рынке топлива, где власть активно сейчас работает для детенизации. Но вероятно и этого недостаточно. Поэтому налоги — один из них", — считает Шевчишин.
Еще одним фактором детенизации рынка и повышения поступлений аналитик видит экономическое бронирование.
"Население имеет на руках валюту в объеме 20-60 млрд долларов, которые также могут работать на экономику. При доходности валютного депозита 0,1-0,5% годовых нет смысла нести валюту в банк. Но, если поднять ставки (кредиты МВФ обслуживаются под 8%, американские госказначейские облигации — 4,5%), они могут потечь в банковский сектор и разместиться в валютные ОВГЗ", — пояснил специалист.