Один из 15 вариантов.
28 июня 1996 года, на самом длинном в истории украинского парламента заседании Верховная Рада Украины приняла основной государственный закон - Конституцию Украины.
"Мы понимали: либо мы, не выходя из Верховной Рады, завершим принятие Конституции, либо в Украине Конституции не будет",- вспоминал ту ночь народный депутат Украины II, III и VI созывов, которого еще называют "отцом Конституции" Михаил Сирота.
Он как один из главных соавторов представлял на трибуне парламента проект Основного закона.
Подготовка текста длилась шесть лет, а самый активный период работы занял три месяца.
Заседание парламента по принятию Конституции длилось целые сутки, которые впоследствии назвали конституционной ночью.
Решение поддержали 315 народных депутатов.
В общей сложности предлагалось 15 вариантов этого документа.
Больше всего дискуссий во время подготовительного периода касались русского языка, статуса Крыма и распределения полномочий между ветвями власти.
По одной из версий, Крым предлагали узаконить как 25-ю область.
Украина приняла Конституцию последней из стран бывшего СССР.
Единственный праздник, закрепленный в Основном законе, - День Конституции.
Изменения "под Януковича".
В целом Конституционный Суд 69 раз принимал решения по толкованию Конституции, больше всего их было принято в 2002 году.
Что касается изменений, то их всего восемь: семь из них внесли в Основной закон Верховная Рада и одну - Конституционный Суд.
Первые изменения вносили "под Януковича": сначала, когда он был премьером, чтобы дать ему больше власти как главе правительства, а когда стал президентом - чтобы отменить эти же нововведения.
В 2004 году парламент принял первое изменение в Конституцию, благодаря которому Украина из президентско-парламентской республики превратилась в парламентско-президентскую.
То есть полномочия президента ограничили, а парламенту и правительству их предоставили больше.
Верховная Рада таким образом получила право назначать по представлению главы государства премьер-министра, министра обороны, министра иностранных дел, а премьер-министр - остальных членов правительства.
Президенту же оставили право подавать в парламент кандидатуру главы правительства, но только по предложению коалиции депутатских фракций, составляющих конституционное большинство.
Впоследствии, через три года, тогдашний президент Виктор Ющенко пытался отменить эти изменения и инициировал создание Конституционного совета для проведения референдума.
Но ему это не удалось сделать.
А в 2010 году, когда президентом стал Виктор Янукович, подконтрольная ему Партия регионов обратилась в Конституционный Суд с просьбой определить, были ли законными изменения в Конституцию, внесенные в 2004 году.
И суд признал их не соответствующими Основному закону, после чего страна вновь вернулась в президентско-парламентскую форму правления.
Янукович хотел и дальше манипулировать Конституцией: в 2012-м он даже создал Конституционную ассамблею, чтобы разработать новый вариант Основного закона.
Однако дальше планов дело не пошло из-за начала Евромайдана и Революции Достоинства.
В 2014 году после бегства Януковича из Украины и трагических событий на Майдане Верховная Рада проголосовала за восстановление редакции Конституции 2004 года.
Соответственно, решение Конституционного Суда, принятое в 2010 году, которым объявили неконституционными изменения с 2004-го, признали незаконным.
Таким образом, Украина вновь стала парламентско-президентской республикой, с несколько урезанными полномочиями главы государства.
Судебная система, курс на НАТО и ЕС и неприкосновенность.
При президентстве Петра Порошенко Верховная Рада внесла очередные изменения в Конституцию Украины 2 июня 2016 года, они касались реформы правосудия.
Эти изменения предполагали, что президент назначает и освобождает с должности с согласия Верховной Рады генерального прокурора.
Вместе с тем, из его состава исключили министра юстиции и генерального прокурора.
Изменения также предполагали, что судья обязан, кроме декларации о доходах, подавать декларацию о семейных связях и декларацию добродетели.
Также в Основном законе закрепили создание Высшего антикоррупционного суда, Высшего суда по интеллектуальной собственности и местных окружных судов.
Эти изменения предполагают необратимость стратегического курса государства на обретение полноправного членства в Европейском Союзе и Североатлантическом альянсе.
Они дополнили преамбулу Конституции подтверждением европейской идентичности украинского народа и необратимости европейского и евроатлантического курса Украины.
Вместе с тем в ст.
102 Конституции добавили формулировку о том, что президент является гарантом реализации стратегического курса государства до получения полноправного членства Украины в Европейском Союзе и НАТО.
С 1 января 2020 года вступил в силу закон "О внесении изменений в ст.
80 Конституции Украины о неприкосновенности народных депутатов".
Благодаря этому документу, теперь парламентарии могут быть привлечены к уголовной ответственности, задержаны или арестованы без согласования с Верховной Радой.
Раньше на все эти действия необходимо было согласие парламента.
Вместе с тем, в ст.
80 Конституции осталась норма о том, что народные депутаты не несут юридической ответственности за результаты голосования или высказывания в парламенте и его органах, за исключением ответственности за оскорбление или клевету.
Без отдельного статуса Севастополя.
Недавно председатель Верховной Рады Руслан Стефанчук заявил, что после войны с Россией Конституция, вероятно, потребует изменений.
Это, например, касается 10-й статьи, которая дает приоритет русскому языку.
А политолог, председатель правления Центра прикладных политических исследований Пента Владимир Фесенко в комментарии Фактам отметил, что Конституция Украины и большинство изменений к ней подтверждают демократический характер украинской политической системы.
Проблема лишь в том, что не все нормы Конституции последовательно выполняются, а также действуют "параллельные правила игры".
Политолог назвал ряд изменений, в которых, по его мнению, нуждается наша Конституция:.
- закрепление в Основном законе реформы децентрализации;.
- усиление унитарного характера Украинского государства с учетом опыта с оккупированным РФ полуостровом Крым, на будущее в Конституции должны быть предохранители против сепаратизма и вмешательств других стран в наши дела;.
- оптимизация функционала судебной системы - внесение точечных технических изменений в раздел, который касается судебной системы и Конституционного суда Украины;.
- фиксация процедуры, кто и как назначает и формирует органы антикоррупционных структур;.
- необходимость убрать из Основного закона упоминание об отдельном статусе Севастополя;.
- возможно, необходимо изменение нормы о военных базах в Украине, поскольку сейчас в Конституции зафиксировано, что на украинской территории не допускается расположение иностранных военных баз, однако в законодательстве сделали исключение для Черноморского флота РФ, базировавшегося в Севастополе еще до оккупации полуострова;.
- изменения в связи с европейской и евроатлантической интеграцией Украины.
Галина Гирак.