MY.UAНовости
Художницы сестры Очередько: Для создания фильма «Кріпачка» использовали 1300 литров краски
Художницы сестры Очередько: Для создания фильма «Кріпачка» использовали 1300 литров краски

Художницы сестры Очередько: Для создания фильма «Кріпачка» использовали 1300 литров краски

11 июля в прокат выходит польский рисованный анимационный фильм «Кріпачка», над которым работали украинские сестры-художницы Екатерина и Татьяна Очередько. Это экранизация романа «Крестьяне» польского писателя Владислава Реймонта, за который он в 1924 году получил Нобелевскую премию. События «Кріпачки» происходят в селе Липцы. Молодая девушка Ягна выходит замуж за богатого вдовца Борину, однако не любит его и изменяет ему с его сыном Антеком – посыл произведения в том, что женщина осмелилась бросить вызов патриархальной общине.

Но это не просто фильм – эта лента нарисована вручную масляными красками (!). Подобное уже случалось в кинематографе – первым фильмом, созданным в такой технике, стала картина 2017 года «С любовью, Винсент». Над ней работали и украинские художницы – сестры Екатерина и Татьяна Очередько.

В интервью Коротко про сестры Очередько рассказали, как они рисовали фильмы «С любовью, Винсент» и «Кріпачка», как работали над мозаичным оформлением Спасо-Преображенского собора в Киеве, создавали коллекцию картин для Кипрского музея современного искусства и как пробиться на мировой рынок.

Студия в Сопоте предложила вывезти наших художников в Польшу

– Екатерина, Татьяна, объясните, как создается рисованный анимационный фильм? Я так понимаю, что кадры со съемок – это материал для аниматоров, условно говоря, когда игру актеров превращают в картины, а потом их «оживляют»?

Екатерина: Вы правы. Сначала актеры снимаются на зеленом фоне (такая технология позволяет заменить этот фон на другой цвет или изображение. – Авт.) или с частичными декорациями. Затем команда диджитал-художников вместо зеленого фона создавала пейзажи из фрагментов картин, которыми вдохновлялись создатели фильма. Это картины более 30 известных польских художников конца XIX – начала XX века, представителей художественного движения «Молодая Польша». Так что, просматривая фильм, можно увидеть сцены, при создании которых создатели вдохновлялись работами Хелмоньского «Аисты», «Бабье лето» и «Буря», Рущица – «Корчма у дороги», Фалата – «Зимний пейзаж с рекой».

Картины, на которых была зафиксирована жизнь крестьян, служили материалом для максимально четкого воспроизведения в фильме быта того времени, ведь фотографий почти не осталось.

- Выходит как два в одном: и кино, и анимация, а ведь это вдвое сложнее и дороже?

Екатерина: Да, это очень сложный процесс производства. Сначала ты тратишь деньги, силы, время, мастерство, чтобы все отснять, а потом снова деньги, силы, время и мастерство, чтобы нарисовать.

Татьяна: Но это позволяет людям, которые не знакомы с искусством и культурой Польши, никогда не были в Польше, никогда не видели картин польских художников, все это увидеть в одном фильме.

Мы с Катей и другими художниками из Украины ездили в музеи Кракова, Варшавы, Познани, чтобы посмотреть оригиналы картин, которыми вдохновлялись создатели фильма. Благодаря этому нам легче было рисовать кадры.

– Продюсеры рассказывали, что с началом полномасштабной войны работу над фильмом пришлось приостановить на полгода, чтобы эвакуировать часть художников и обеспечить их работой в Польше. Работу приостановила именно украинская команда?

Екатерина: Да, в первый день вторжения я лично закрывала студию в Киеве. Мне нужно было отправить в электронном виде всю информацию, все сцены, созданные в киевской студии. А затем студия в Сопоте во главе с Шоном Бобиттом и Хью Велчманом предложила вывезти художников с их семьями в Польшу. Во-первых, чтобы спасти им жизнь, во-вторых – дать возможность продолжить работу. Поэтому женская часть нашей киевской команды вместе с нами уехала в Сопот. Когда уже был налажен процесс в Польше, компания BreakThru Film и «Укркіно» снова открыли студию в Киеве, чтобы художники, которые остались в Украине, могли продолжить работу над фильмом.

Мы восхищаемся организованностью киевской студии, профессионализмом художников, тем, с какой отдачей они работали. Мне кажется, без их вклада мы бы не успели вовремя закончить фильм. Представьте ситуацию: звоню аниматору, чтобы внести коррективы в работу, а она мне говорит: «Катя, у нас какая-то перестрелка на улице под окнами, но пойду прятаться только тогда, когда внесу твои правки». Это и до сих пор сложно осознать. Я очень радовалась, что киевская студия заработала, потому что и для самих художников это была возможность переключиться, чтобы как-то выдержать все, что творилось.

Все кадры должны были нарисованы в одном стиле, цвете и одинаковыми мазками.

– Над лентой «С любовью, Винсент» вы работали 10 месяцев и нарисовали 2160 кадров размером 67х49 см, это 3 минуты фильма. Очень кропотливая работа. Сколько картин вы нарисовали для «Кріпачки»?

Татьяна: Всего для фильма «С любовью, Винсент» было нарисовано 64 тысячи кадров, над которыми работали 120 художников. А для «Кріпачки» 100 художников нарисовали 40 тысяч кадров, которые стали ключевыми для фильма. Кадры между ними, еще 40 тысяч, создала команда цифровых художников. То есть всего – 80 тысяч кадров. Например, если в ленте «С любовью, Винсент» мое среднее количество кадров в день было 3-4 кадра, то в «Кріпачці» рисовала 2-3. Ведь кадр для «Кріпачки» требовал больше времени для реализации, потому что здесь больше фигур, более реалистичный стиль, больше динамики.

– Нарисованный вами кадр выглядит как реальная картина. Это полотно или бумага?

Екатерина: Мы использовали загрунтованные доски из ДСП. Размер доски – 100х70 см, а кадр рисовали размером 67х49 см. Техническое задание давалось в зависимости от того, какова сложность твоей сцены. То есть этот кадр ты должен нарисовать за два часа, тот – за шесть, другой – за полчаса. Иногда даже требовалось 24, а иногда и 30 часов работы. И желательно успевать нарисовать свой кадр за это время. Анимация – это производственный процесс, где есть дедлайны, у нас нет возможности растянуть его навечно.

– Над лентой работали 100 художников, и у каждого – своя манера рисования. А ведь для ленты нужно сохранять одинаковое количество мазков, яркость, оттенок цвета, скорость движения. Как такой одинаковости достичь?

Екатерина: Правильно. Для этого есть супервайзеры во главе с главным художником, которые следят за работой аниматоров, обучают, проверяют и помогают во время работы.

Моя задача как супервайзера, с одной стороны, - дать максимально четкую техническую задачу, референции, разъяснение того, что самое главное в сцене, на что обратить внимание, что является первоочередным, а что второстепенным, объяснить, какие детали можно упростить для подчеркивания выразительности, а также делать коррективы для поддержания стилистической целостности фильма.

С другой стороны, учила и корректировала процесс работы: с чего начать рисовать кадр, каким базовым цветом, когда добавлять детали, насколько детализировано делать сцену, как лучше передать фактуру, чтобы подчеркнуть живописный эффект, как организовать время, сделать коррективы относительно анатомических аспектов изобразительных фигур. Ведь художники могли рисовать детально, но для фильма необходимо соединить качество со скоростью. Поэтому учила законам анимации, как передавать движение и распределять его на несколько кадров для передачи нужной скорости.

Я каждый день просматривала работу художников, чтобы все кадры были нарисованы в одном стиле и цвете, одинаковыми мазками, и утверждала каждый кадр. Также вместе с другими супервайзерами во главе с главным художником студии Петром Доминяком проверяли работу всех студий (студии работали в Польше, Украине, Сербии и Литве. – Авт.) и давали коррективы, что и где художникам нужно подправить. Потому что, например, над одной сценой могли работать художники из киевской студии, польской и сербской, и их нужно было объединить. После этого кадр шел на утверждение к режиссеру ДК Велчман.

Иногда я приглашала аниматоров, которые делают одну сцену, к себе, и мы вместе смотрели и анализировали: у кого что лучше получается, кому что-то изменить, и чтобы это было максимально похоже, будто один человек это рисовал.

Нас, художников, учили как? Быть самобытными, не похожими ни на кого, быть уникальными. А здесь художников учили работать в команде, копировать стиль. Это действительно довольно необычно для художников.

– Интересно, сколько складов с красками у вас было?

Татьяна: Очень много. Насколько я помню, на фильм «С любовью Винсент» использовали столько краски, что можно ею наполнить бассейн. Для создания фильма «Кріпачка» – 1300 литров краски. Кроме того, в «Кріпачці» использовалась новая краска Cobra – масляная на водной основе. Она не пахнет, она более экологична и не требует использования терпентина. Работать с новыми красками было гораздо легче и приятнее, потому что ты нюхаешь эти краски 8 часов каждый день.

Так выгядит кадр из фильма. Главная героиня Ягна, которую озвучила актриса Наталка Денисенко. Фото: FILM.UA

Были люди, которые вообще не работали на компьютере

- Вы чуть ли не три года рисовали «Кріпачку»?

Екатерина: Да, рисовали примерно три года. В разных странах студии открывались в разное время. Во времена пандемии не в каждой стране можно было обустроить процесс одинаково. Студия в Киеве открылась в последнюю очередь. Но до этого еще писался сценарий, проводился кастинг, шли съемки и так далее.

- Вы отбирали художников только для киевской студии или для других тоже?

Екатрина: Тестировать художников для киевской студии начали за год до начала работы самой студии. Сначала тесты проводила наша коллега Светлана Гаврищук, потому что в это время мы работали на Кипре, у нас был контракт с Кипрским музеем современного искусства. А когда мы вернулись в Украину, нам предложили присоединиться к открытию студии. Поэтому донабор в киевскую студию как супервайзер проводила я, Таня мне помогала. А после начала полномасштабного вторжения – Юрий Копанский.

- Насколько сложно было в Украине найти художников, которые работали бы мастерски и быстро?

Екатерина: Поискать пришлось. Притом, что у наших художников очень высокий уровень владения ремеслом. Есть хорошие художники, но они медленно работают, а есть художники, которые работают быстро, но уровень подготовки хуже. Но в результате мы нашли, как говорится, жемчужины.

Кандидаты также должны были уметь работать с компьютером. Аниматор рисовал вручную, но параллельно работал с компьютером в специальной анимационной программе DragonFrame. Кстати, у меня были люди, которые вообще не работали на компьютере. Учила их включать компьютер, открывать программы, работать мышкой. И они стали одними из самых лучших аниматоров. Если человек открыт к познанию нового, то его можно было научить. И можно было адаптировать его навыки, как станкового художника, к требованиям анимации.

– В «Кріпачку», думаю, вас пригласили уже после работы над лентой «С любовью, Винсент». А как вы туда попали? Как пробиться на мировой рынок?

Екатерина: Да, нас пригласили после фильма «С любовью, Винсент». Во-первых, нужно иметь хорошее образование. Мы учились в Издательско-полиграфическом институте при Национальном техническом университете Украины «КПИ» им. Сикорского на факультете графики. Благодарим наших преподавателей, которые дали нам хорошую основу, на которую мы дальше «одеваем» наши наработки. Было обращение от студии к украинским художникам подать свою заявку на участие в фильме «С любовью, Винсент». Мы подали заявку, сделав тестовое задание. Затем нас пригласили на трехдневный тест во Вроцлав. А уже после теста – на стажировку в студию в Гданьске, где с нами и  подписали контракт.

Очень часто приглашения на какие-нибудь интересные конкурсы, кастинги ищу в интернете. Есть специальные группы в Facebook, Instagram, Telegram, где украинцы делятся разными заявками open call, куда можно отправить свое портфолио. Есть сеть LinkedIn, которая очень распространена в Европе, в Америке, где люди делятся профессиональными новостями.

Мы все мониторим и активно отправляем заявки. Даже сейчас в среднем за год отправляем 100 заявок, из которых проходим где-то 10-15. Отправлять заявки нужно постоянно. Только так можно найти интересные предложения. Это колоссальная работа, которую в нашей команде делает Таня. Есть знакомые, которые рекомендуют нас на какие-то проекты. В свою очередь, мы также рекомендуем наших знакомых. Это такая командная работа. Создаем свои работы, проекты, выставки. Так ты растешь, и тебя начинают замечать.

Татьяна: В Европе смотрят не только на твой уровень, не только на твои достижения, но и на время, которое ты отдал этой профессии. Если человек, например, 3 года занимается графикой, они к тебе просто присматриваются. 5 лет – они присматриваются и изучают. 10 лет – значит, у тебя уже можно что-нибудь купить. 15 лет – ты сорвал джекпот.

Но все это время нужно как-то функционировать, за что-то жить. Поэтому нужно грызть гранит науки, стараться быть в профессии, а время уже строит твой бренд. Это такая профессия, когда невозможно написать одну картину и стать звездой. Нет! К этой картине ты идешь 10-20 лет. Это очень большая работа, ты можешь спать по 4 часа в сутки, но ты работаешь, работаешь, работаешь – и тогда есть результат. Это наша история. Может, у кого-то легче выходит, не знаю, но у нас было так.

– Копировать картины Винсента ван Гога было сложно? Какие ваши любимые картины?

Екатерина: Мы изучали и импрессионизм, и постимпрессионизм, поэтому стиль нам, в принципе, достаточно близок. На учебе мы делали копии. Что значит сделать копию? У ван Гога есть картина «Маргарита Гаше за фортепиано». Фон картины – зеленый с красными точечками. Так вот, супервайзеры проверяли даже размещение этих красных точек. Ты рисовал до тех пор, пока было невозможно отличить копию от оригинала. Для этого нужно много читать, копировать, анализировать.

Мы ездили в музей ван Гога в Амстердаме, смотрели его работы в оригинале, и это тоже помогло нам работать над лентой. Кроме того, музей дал студии доступ к файлам большого размера, когда ты можешь рассмотреть картину до мелочей.

У нас есть книги с иллюстрациями его пейзажей, портретов. Больше увлекаемся пейзажами. Любим «Ирисы», «Звездную ночь», «Два срезанных подсолнуха».

Татьяна: Посмотрите, сколько у него желтого цвета! Например, у тебя есть шесть разных тюбиков желтой краски, ты их выдавливаешь на палитру, рисуешь, и оно – не то. А у него настолько сочные оттенки желтого! И это очень сложно для анимации. Научиться именно сочности цветов. Это просто невероятная школа.

А на «Кріпачці» мы уже учились быстро выделять характер актеров. Нарисовать столько портретов, столько фигур, как в этих проектах, – ни один университет такой практики не даст! Если ты прошел такую ​​школу – ты мастер, ты можешь рисовать все.

Как у меня было – рисовала и животных, и пейзажи, и портреты, и огонь, и дым… То, что бы ты никогда не рисовал, а тут все попробуешь. Как играют актеры, ты можешь представить через то, как это нарисовал художник. Ведь никто не видит бэкстейджа. В кинотеатре люди видят только то, насколько выразительно художник смог передать игру актеров. На мой взгляд, такие фильмы играются дважды. Сначала – актерами, а затем – художниками.

Татьяна Очередько с картиной, созданной для «Кріпачки». Фото: предоставлено сестрами Очередько

Джорджтаунский университет выкупил наши линориты, посвященные войне

– Вы обе хотели быть художницами? Как у вас так синхронно все вышло? Даже интервью вы даете всегда вместе.

Екатерина: В Украине мы знакомы со многими парами близнецов, и все они как-то идут одним путем. Будь то искусство, танцы, пение или что-то еще.

Мы всю жизнь рисовали. Мы из того поколения, когда были черно-белые телевизоры, мультики дважды в неделю. Мы смотрели эти мультфильмы с нашим двоюродным братом Евгением, и он срисовывал для нас героев из телевизора. Он хорошо рисовал и показывал нам, как это можно было сделать. Так мы стали рисовать.

Потом пошли в детскую художественную школу, и после трех лет обучения нас без экзаменов взяли в Государственную среднюю художественную школу им. Т.Г. Шевченко. Там мы начали профессионально обучаться искусству.

Мне кажется, мы никогда даже не задумывались над тем, чтобы заниматься чем-нибудь другим. Мама смеется, что мы родились с кисточкой и карандашом. Для нас это наш язык общения. Если нам хочется подумать или поразмышлять на какую-то тему, то мы используем графические техники. Если нам хочется выплеснуть эмоции, тогда это масляная живопись.

Говорят, очень сложно найти свое предназначение в жизни. Наше было с нами всегда. Спасибо за это нашим учителям и родителям, потому что не знаю, какими бы мы были, если бы не их поддержка.

– Вы создали коллекцию картин для кипрского музея, работали над мозаичным оформлением Спасо-Преображенского собора в Киеве. Какие у вас еще были проекты?

Екатерина: В Спасо-Преображенском соборе мы работали восемь лет. Три купола собора делали мы. Главный художник Юрий Левченко разрабатывал проект, придумывал, как все должно выглядеть, где и что находиться, давал нашей команде рисунки на бумаге, и мы все реализовывали. Конечно, некоторые моменты могли менять, улучшать, дорабатывать. Наша команда выполнила около тысячи квадратных метров мозаики. Это единственный в Украине собор, где и иконы, и стены, и купол, и экстерьер выполнены в технике мозаики.

Два года работали в монастыре под Киевом. Там мы уже были и авторами, и исполнителями мозаики. Стараемся каждый год сделать иллюстрации к какой-нибудь книге. В нашем арсенале уже более 10 книг, изданных как в Украине, так и за рубежом для детской и взрослой аудитории. Во время пандемии работали в Музее современного искусства на Кипре - создали для них коллекцию из 200 работ тиражом более 1500 экземпляров. Если все эти работы выложить в одну линию, то они будут длиной как Крещатик.

– А что это за работы?

Екатерина: Это наши авторские работы, выполненные в разных графических техниках: шелкография, линогравюра, монотипия. Они были посвящены разным темам – темам ковида, культуре и ремеслам Кипра, пейзажам. Мы приехали туда на 22 дня на симпозиум, в рамках которого работали над линоритами. Затем нам предложили продлить контракт с музеем. Так мы почти полтора года прожили на Кипре, создавая работы для музея. Поэтому самая большая коллекция наших работ находится не в Украине, к сожалению, а на Кипре.

Продолжаем работать как живописцы. У нас есть выставки в разных странах. В Китае есть музей печатной графики, это один из самых больших музеев в мире, и там тоже есть наши работы. Две недели назад Джорджтаунский университет выкупил для своей коллекции наши четыре линорита, посвященные войне.

Татьяна: Да, наши самые большие 5 проектов – это мозаика, музей на Кипре, два фильма анимации и книга Lindwurmsichtungen автора Georg Leb. Мы очень гордимся этой книгой, это была наша мечта. Она напечатана вручную, даже текст для печати был набран из небольших металлических букв. Иллюстрации для этой книги мы создали в технике линогравюры. Обложка и футляр для этого издания также специально создавались вручную. Когда мы приехали в мастерскую Corvinus Presse в Берлине, сложилось впечатление, что попали в мастерскую первопечатника Гутенберга. Это невероятное счастье приобщиться к созданию такого артбука.

Екатерина Очередько. Художницы рисовали по 2-3 кадра в день. Фото: предоставлено сестрами Очередько

Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Упоминаемые персоны
Менше ніж у половині кімнат Лувру було відеоспостереження у 2024 році – звіт
ГЛАВКОМ NET
2025-11-07T02:00:39Z
Міс Всесвіт-2025: учасниця достроково покинула конкурс
GlavRed
2025-11-07T00:27:54Z
Знайшов дружині заміну: Роман Сасанчин "засвітив" обличчя нової дівчини
GlavRed
2025-11-06T23:27:52Z
Уперше в історії участі: українка стала Віцеміс Земля-2025
GlavRed
2025-11-06T22:27:30Z
"По чарочці": Остап Ступка висловився про свій алкоголізм
GlavRed
2025-11-06T20:27:50Z
Жінка-цукерочка: який зараз вигляд має вдова Миколи Мозгового
GlavRed
2025-11-06T20:27:05Z
Камалія попрощалася з донькою: що сталося
GlavRed
2025-11-06T19:27:01Z
Євробачення: Канада може стати новим учасником пісенного конкурсу
УкраинФорм
2025-11-06T19:21:32Z
MELOVIN розкрив шокуючу суму, яку вклав у створення свого нового альбому
GlavRed
2025-11-06T18:28:09Z
У Швеції через невідомі дрони призупинили роботу аеропорту: що відомо
InternetUA
2025-11-07T02:03:51Z
Акціонери Tesla схвалили премію для Маска у $1 трлн
ZN UA
2025-11-07T01:57:42Z
Волгоградський НПЗ призупинив роботу через атаку дронів – Reuters
ГЛАВКОМ NET
2025-11-07T01:48:34Z
Виплати при виході на пенсію: хто може отримати
Знай
2025-11-07T00:33:37Z
Внески від партнерів у межах PURL вже сягнули $2,82 мільярда - ОП
УкраинФорм
2025-11-06T23:24:04Z
У Швеції не виключають співфінансування угоди про продаж Україні Gripen
Европейская правда
2025-11-06T21:51:06Z
Удар акцизів по АЗС: як зміняться ціни на паливо і чи загрожує дефіцит
Хвиля
2025-11-06T20:30:31Z
Уряд скасував продовження пільг на імпорт електромобілів
360ua.news
2025-11-06T20:12:23Z
Дефіцит продуктів в Одеській області: до яких змін готуватися українцям
Политека
2025-11-06T20:00:18Z
Трамп вимагає виключити Південну Африку з G20
ZN UA
2025-11-07T02:09:02Z
Радбез ООН зняв санкції з президента Сирії Ахмеда аш-Шараа
УкраинФорм
2025-11-07T01:51:40Z
Bloomberg: Україна веде «позитивні» переговори зі США щодо ракет «Томагавк»
ГЛАВКОМ NET
2025-11-07T01:42:41Z
Показовий жест Трампа: ексочільник МЗС проаналізував візит постпреда США в НАТО до Києва
24tv
2025-11-07T01:39:22Z
РФ вербує іноземців на війну проти України в арабських країнах — розслідування
ZN UA
2025-11-07T01:36:29Z
Верховний суд США дозволив уряду позначати в паспортах тільки стать від народження
УкраинФорм
2025-11-07T01:09:53Z
Адміністрація Трампа анонсувала угоди з Boeing у Центральній Азії
ГЛАВКОМ NET
2025-11-07T01:06:13Z
Тривожна новина: чому зміна влади в Чехії важлива для України та до чого тут Орбан
24tv
2025-11-07T00:57:34Z
Генсек ООН на кліматичному саміті назвав «червону лінію» для людства
УкраинФорм
2025-11-07T00:57:19Z
ОГП оскаржить вирок, який виправдав окупанта у справі про мародерство на Київщині
УкраинФорм
2025-11-07T02:09:21Z
Росіяни вдарили по Запоріжжю дронами: постраждали багатоповерхівки та дитячий садок
Фокус
2025-11-07T01:30:01Z
У Сумах ворожий дрон поцілив по дорозі, пошкоджено авто
УкраинФорм
2025-11-07T00:24:59Z
Вбивство чиновника у Мексиці: стрільцем виявився 17-річний юнак
ГЛАВКОМ NET
2025-11-07T00:03:33Z
Внаслідок атаки росіян у Запоріжжі повилітали вікна в будинках і дитсадку – ОВА
Украинская правда
2025-11-06T23:51:10Z
Правоохоронці припинили стихійне блокування вулиці після того, як майже сотня мотоциклістів заповнила місто
Топ Жир
2025-11-06T23:42:29Z
"Людям забороняють виходити": у Дніпрі через атаку БПЛА зупинили потяг "Інтерсіті"
Фокус
2025-11-06T21:36:59Z
На Київщині п'яний чоловік «припаркувався» у магазині
ГЛАВКОМ NET
2025-11-06T21:30:31Z
Росіяни атакували дронами цивільні автівки на Харківщині, троє постраждалих
УкраинФорм
2025-11-06T20:57:16Z
Армійські корпуси Сухопутних військ розгортають систему «Імпульс»
InternetUA
2025-11-07T02:03:50Z
Термін запуску заводу з виробництва боєприпасів в Україні посунувся - глава Rheinmetall
УкраинФорм
2025-11-07T00:18:32Z
Критично важливі підприємства ОПК визначають за новими критеріями: Міноборони роз’яснило, що змінилося
УкраинФорм
2025-11-07T00:00:22Z
Армія Азербайджану переходить на стандарти НАТО – Алієв
Украинская правда
2025-11-06T23:51:07Z
Рейси до аеропорту Брюсселя скасован через спостереження дронів
ГЛАВКОМ NET
2025-11-06T23:45:26Z
Дрони, які не бояться РЕБ: в Армія+ запустили унікальний курс навчання
Хвиля
2025-11-06T23:30:40Z
Компенсація за оренду житла: що змінилось у програмі для ветеранів
Хвиля
2025-11-06T22:30:54Z
7 листопада: яке сьогодні свято, традиції та заборони
ГЛАВКОМ NET
2025-11-06T22:03:26Z
В Україні створять хаб оборонних інновацій спільно зі Швецією
Европейская правда
2025-11-06T21:57:22Z
Додаткова відпустка: чи можуть її продовжити у разі хвороби дитини
ZN UA
2025-11-06T23:24:37Z
Конкурент Neuralink залучив $200 мільйонів на розробку безопераційних мозкових імплантів
УкраинФорм
2025-11-06T17:00:30Z
Під час війни на цукровий діабет другого типу стали хворіти люди, молодші 45 років - лікарка
УкраинФорм
2025-11-06T16:42:35Z
В Україні відкрився міжнародний центр протезування
УкраинФорм
2025-11-06T16:42:33Z
Не хотів працювати вночі: медбрат вбив 10 пацієнтів і отримав довічне
Фокус
2025-11-06T16:00:38Z
В Україну надійшло майже 123 тисячі доз вакцини проти гепатиту B для дітей
УкраинФорм
2025-11-06T14:51:22Z
Учені пов’язали погіршення пам’яті із жиром на талії
TSN
2025-11-06T11:36:29Z
У Греції лікарі страйкуватимуть дві доби
Европейская правда
2025-11-06T08:09:49Z
Між поколіннями зростає дистанція, люди дедалі більше страждають від самотності – дослідження
ГЛАВКОМ NET
2025-11-06T02:00:37Z
Пентхаус за 30 мільйонів доларів від Pagani включає гіперкар, який неможливо придбати за гроші
Топ Жир
2025-11-07T01:57:33Z
Нові автосалони Ford створені, щоб ви забули про сам процес купівлі автомобіля
Топ Жир
2025-11-07T00:12:28Z
Найпопулярніший електричний пікап у США може припинити існування до кінця року
Топ Жир
2025-11-06T22:27:26Z
General Motors може приготувати ще один сюрприз із заднім приводом
Топ Жир
2025-11-06T21:42:00Z
Новий BMW i4 M60 прискорюється на півсекунди швидше за M3
Топ Жир
2025-11-06T20:57:15Z
Porsche Macan отримує новий двигун від Audi та кардинальні зміни
Топ Жир
2025-11-06T20:12:58Z
Трансмісія цього не прощає: які звички водіїв непомітно «вбивають» коробку
GlavRed
2025-11-06T19:27:24Z
Розкриті таємниці невдалої моделі Jaguar XJ
Топ Жир
2025-11-06T19:12:24Z
Toyota натякає на четверту модель GR для американського ринку
Топ Жир
2025-11-06T18:33:16Z
Тіктокер з Одещини сів на п’ять років за поширення відео бойової роботи ЗСУ
УкраинФорм
2025-11-07T01:39:41Z
На евакуацію погоджуються менш як третина одиноких маломобільних жителів Донеччини - ОВА
УкраинФорм
2025-11-07T00:48:16Z
Напруга на фронті зросла: Генштаб розповів про останні події
GlavRed
2025-11-07T00:27:42Z
Окупанти атакували Чугуїв: постраждали підприємство та навчальний заклад
ГЛАВКОМ NET
2025-11-07T00:18:55Z
Вибиті вікна в багатоповерхівках та дитсадку: росіяни атакували Запоріжжя
TSN
2025-11-07T00:18:50Z
Підрозділ ГУР показав шлях російського окупанта в полон — відео з його власного телефона
ZN UA
2025-11-06T23:15:41Z
"Не шкодує резерви": РФ намагається пришвидшитись на Покровському відтинку, — DeepState
Фокус
2025-11-06T23:15:18Z
Київ — повітряна тривога: загроза застосування балістики
TSN
2025-11-06T23:03:38Z
Війна, день 1352. Довічне ув'язнення для російського окупанта, атака на Волгоградський НПЗ
Football.ua
2025-11-06T23:00:40Z
Грошове дерево цвістиме цілий рік: секретна підгодівля для всіх рослин
GlavRed
2025-11-07T01:27:55Z
День ангела 7 листопада: кого та як вітати з іменинами
TSN
2025-11-06T22:36:50Z
Не в столиці і не у великому місті: де сховалася найдовша вулиця України
GlavRed
2025-11-06T22:27:26Z
Весною зацвітуть як ні в кого іншого: коли найкраще висаджувати тюльпани
24tv
2025-11-06T21:48:58Z
Сезон вже почався: печемо легкий пиріг з мандаринами, від смаку якого запаморочиться в голові
24tv
2025-11-06T21:39:26Z
Експерт з подорожей об'їздив 26 локацій і назвав ідеальне місце для відпочинку
24tv
2025-11-06T21:18:22Z
Замість Біг-Бена та Оксфорд-стріт: куди піти, щоб побачити справжній Лондон
24tv
2025-11-06T20:24:28Z
Чим почистити килим від бруду: копійчані методи, які виведуть будь-які плями
24tv
2025-11-06T20:15:35Z
Не лише Відень і Зальцбург: топ місця в Австрії, які варто побачити
Фокус
2025-11-06T20:12:06Z
Учені б'ють на сполох: сумний прогноз неминучого глобального потепління
GlavRed
2025-11-07T01:51:40Z
Для подолання наслідків екоциду Чорного моря потрібні нові природоохоронні акваторії - науковець
УкраинФорм
2025-11-07T01:33:50Z
Ретроградний Меркурій вдарить по чотирьох знаках зодіаку - кого чекають труднощі
GlavRed
2025-11-07T01:27:25Z
OpenAI перевищила мільйон комерційних користувачів
InternetUA
2025-11-07T00:33:42Z
Square Enix передасть контроль за якістю ігор штучному інтелекту
InternetUA
2025-11-06T23:10:23Z
Американські розробники представили новий автономний морський дрон Romulus
InternetUA
2025-11-06T22:03:05Z
Rockstar Games офіційно перенесла вихід Grand Theft Auto 6
24tv
2025-11-06T21:45:24Z
Розкрито реальний час роботи iPhone 17
InternetUA
2025-11-06T20:33:20Z
Сигнал, який не можна ігнорувати - чому насправді кіт нявкає вночі
GlavRed
2025-11-06T20:27:47Z
Асист Довбика та гегемонія данців. Чим запам'ятався четвертий раунд Ліги Європи?
ГЛАВКОМ NET
2025-11-07T01:15:40Z
Максимальний результат для України. Усі результати Ліги конференцій за 6 листопада
ГЛАВКОМ NET
2025-11-07T00:06:57Z
«Динамо» з розгромом здобуло першу перемогу в Лізі конференцій
ГЛАВКОМ NET
2025-11-06T23:27:44Z
Феєрія Динамо і божевільна кінцівка у Македонії — євровечір у Лізі Конференцій
Football.ua
2025-11-06T23:18:59Z
Ліга Європи УЄФА: "Рома" з асистом Довбика перемогла "Рейнджерс"
УкраинФорм
2025-11-06T23:09:28Z
Українці в єврокубках: Довбик зробив асист за "Рому", Романчук приніс перемогу румунам
ZN UA
2025-11-06T22:48:31Z
Ліга Європи: Рома і Астон Вілла беруть очки, ПАОК нищить суперника
Football.ua
2025-11-06T22:42:18Z
Джонатан Девід визнаний найкращим гравцем КОНКАКАФ сезону-2024/25
Football.ua
2025-11-06T22:30:11Z
Динамо у феєричному матчі з шістьма голами розгромило Зрінськи у Лізі конференцій
24tv
2025-11-06T22:03:10Z