MY.UAНовости
Художницы сестры Очередько: Для создания фильма «Кріпачка» использовали 1300 литров краски
Художницы сестры Очередько: Для создания фильма «Кріпачка» использовали 1300 литров краски

Художницы сестры Очередько: Для создания фильма «Кріпачка» использовали 1300 литров краски

11 июля в прокат выходит польский рисованный анимационный фильм «Кріпачка», над которым работали украинские сестры-художницы Екатерина и Татьяна Очередько. Это экранизация романа «Крестьяне» польского писателя Владислава Реймонта, за который он в 1924 году получил Нобелевскую премию. События «Кріпачки» происходят в селе Липцы. Молодая девушка Ягна выходит замуж за богатого вдовца Борину, однако не любит его и изменяет ему с его сыном Антеком – посыл произведения в том, что женщина осмелилась бросить вызов патриархальной общине.

Но это не просто фильм – эта лента нарисована вручную масляными красками (!). Подобное уже случалось в кинематографе – первым фильмом, созданным в такой технике, стала картина 2017 года «С любовью, Винсент». Над ней работали и украинские художницы – сестры Екатерина и Татьяна Очередько.

В интервью Коротко про сестры Очередько рассказали, как они рисовали фильмы «С любовью, Винсент» и «Кріпачка», как работали над мозаичным оформлением Спасо-Преображенского собора в Киеве, создавали коллекцию картин для Кипрского музея современного искусства и как пробиться на мировой рынок.

Студия в Сопоте предложила вывезти наших художников в Польшу

– Екатерина, Татьяна, объясните, как создается рисованный анимационный фильм? Я так понимаю, что кадры со съемок – это материал для аниматоров, условно говоря, когда игру актеров превращают в картины, а потом их «оживляют»?

Екатерина: Вы правы. Сначала актеры снимаются на зеленом фоне (такая технология позволяет заменить этот фон на другой цвет или изображение. – Авт.) или с частичными декорациями. Затем команда диджитал-художников вместо зеленого фона создавала пейзажи из фрагментов картин, которыми вдохновлялись создатели фильма. Это картины более 30 известных польских художников конца XIX – начала XX века, представителей художественного движения «Молодая Польша». Так что, просматривая фильм, можно увидеть сцены, при создании которых создатели вдохновлялись работами Хелмоньского «Аисты», «Бабье лето» и «Буря», Рущица – «Корчма у дороги», Фалата – «Зимний пейзаж с рекой».

Картины, на которых была зафиксирована жизнь крестьян, служили материалом для максимально четкого воспроизведения в фильме быта того времени, ведь фотографий почти не осталось.

- Выходит как два в одном: и кино, и анимация, а ведь это вдвое сложнее и дороже?

Екатерина: Да, это очень сложный процесс производства. Сначала ты тратишь деньги, силы, время, мастерство, чтобы все отснять, а потом снова деньги, силы, время и мастерство, чтобы нарисовать.

Татьяна: Но это позволяет людям, которые не знакомы с искусством и культурой Польши, никогда не были в Польше, никогда не видели картин польских художников, все это увидеть в одном фильме.

Мы с Катей и другими художниками из Украины ездили в музеи Кракова, Варшавы, Познани, чтобы посмотреть оригиналы картин, которыми вдохновлялись создатели фильма. Благодаря этому нам легче было рисовать кадры.

– Продюсеры рассказывали, что с началом полномасштабной войны работу над фильмом пришлось приостановить на полгода, чтобы эвакуировать часть художников и обеспечить их работой в Польше. Работу приостановила именно украинская команда?

Екатерина: Да, в первый день вторжения я лично закрывала студию в Киеве. Мне нужно было отправить в электронном виде всю информацию, все сцены, созданные в киевской студии. А затем студия в Сопоте во главе с Шоном Бобиттом и Хью Велчманом предложила вывезти художников с их семьями в Польшу. Во-первых, чтобы спасти им жизнь, во-вторых – дать возможность продолжить работу. Поэтому женская часть нашей киевской команды вместе с нами уехала в Сопот. Когда уже был налажен процесс в Польше, компания BreakThru Film и «Укркіно» снова открыли студию в Киеве, чтобы художники, которые остались в Украине, могли продолжить работу над фильмом.

Мы восхищаемся организованностью киевской студии, профессионализмом художников, тем, с какой отдачей они работали. Мне кажется, без их вклада мы бы не успели вовремя закончить фильм. Представьте ситуацию: звоню аниматору, чтобы внести коррективы в работу, а она мне говорит: «Катя, у нас какая-то перестрелка на улице под окнами, но пойду прятаться только тогда, когда внесу твои правки». Это и до сих пор сложно осознать. Я очень радовалась, что киевская студия заработала, потому что и для самих художников это была возможность переключиться, чтобы как-то выдержать все, что творилось.

Все кадры должны были нарисованы в одном стиле, цвете и одинаковыми мазками.

– Над лентой «С любовью, Винсент» вы работали 10 месяцев и нарисовали 2160 кадров размером 67х49 см, это 3 минуты фильма. Очень кропотливая работа. Сколько картин вы нарисовали для «Кріпачки»?

Татьяна: Всего для фильма «С любовью, Винсент» было нарисовано 64 тысячи кадров, над которыми работали 120 художников. А для «Кріпачки» 100 художников нарисовали 40 тысяч кадров, которые стали ключевыми для фильма. Кадры между ними, еще 40 тысяч, создала команда цифровых художников. То есть всего – 80 тысяч кадров. Например, если в ленте «С любовью, Винсент» мое среднее количество кадров в день было 3-4 кадра, то в «Кріпачці» рисовала 2-3. Ведь кадр для «Кріпачки» требовал больше времени для реализации, потому что здесь больше фигур, более реалистичный стиль, больше динамики.

– Нарисованный вами кадр выглядит как реальная картина. Это полотно или бумага?

Екатерина: Мы использовали загрунтованные доски из ДСП. Размер доски – 100х70 см, а кадр рисовали размером 67х49 см. Техническое задание давалось в зависимости от того, какова сложность твоей сцены. То есть этот кадр ты должен нарисовать за два часа, тот – за шесть, другой – за полчаса. Иногда даже требовалось 24, а иногда и 30 часов работы. И желательно успевать нарисовать свой кадр за это время. Анимация – это производственный процесс, где есть дедлайны, у нас нет возможности растянуть его навечно.

– Над лентой работали 100 художников, и у каждого – своя манера рисования. А ведь для ленты нужно сохранять одинаковое количество мазков, яркость, оттенок цвета, скорость движения. Как такой одинаковости достичь?

Екатерина: Правильно. Для этого есть супервайзеры во главе с главным художником, которые следят за работой аниматоров, обучают, проверяют и помогают во время работы.

Моя задача как супервайзера, с одной стороны, - дать максимально четкую техническую задачу, референции, разъяснение того, что самое главное в сцене, на что обратить внимание, что является первоочередным, а что второстепенным, объяснить, какие детали можно упростить для подчеркивания выразительности, а также делать коррективы для поддержания стилистической целостности фильма.

С другой стороны, учила и корректировала процесс работы: с чего начать рисовать кадр, каким базовым цветом, когда добавлять детали, насколько детализировано делать сцену, как лучше передать фактуру, чтобы подчеркнуть живописный эффект, как организовать время, сделать коррективы относительно анатомических аспектов изобразительных фигур. Ведь художники могли рисовать детально, но для фильма необходимо соединить качество со скоростью. Поэтому учила законам анимации, как передавать движение и распределять его на несколько кадров для передачи нужной скорости.

Я каждый день просматривала работу художников, чтобы все кадры были нарисованы в одном стиле и цвете, одинаковыми мазками, и утверждала каждый кадр. Также вместе с другими супервайзерами во главе с главным художником студии Петром Доминяком проверяли работу всех студий (студии работали в Польше, Украине, Сербии и Литве. – Авт.) и давали коррективы, что и где художникам нужно подправить. Потому что, например, над одной сценой могли работать художники из киевской студии, польской и сербской, и их нужно было объединить. После этого кадр шел на утверждение к режиссеру ДК Велчман.

Иногда я приглашала аниматоров, которые делают одну сцену, к себе, и мы вместе смотрели и анализировали: у кого что лучше получается, кому что-то изменить, и чтобы это было максимально похоже, будто один человек это рисовал.

Нас, художников, учили как? Быть самобытными, не похожими ни на кого, быть уникальными. А здесь художников учили работать в команде, копировать стиль. Это действительно довольно необычно для художников.

– Интересно, сколько складов с красками у вас было?

Татьяна: Очень много. Насколько я помню, на фильм «С любовью Винсент» использовали столько краски, что можно ею наполнить бассейн. Для создания фильма «Кріпачка» – 1300 литров краски. Кроме того, в «Кріпачці» использовалась новая краска Cobra – масляная на водной основе. Она не пахнет, она более экологична и не требует использования терпентина. Работать с новыми красками было гораздо легче и приятнее, потому что ты нюхаешь эти краски 8 часов каждый день.

Так выгядит кадр из фильма. Главная героиня Ягна, которую озвучила актриса Наталка Денисенко. Фото: FILM.UA

Были люди, которые вообще не работали на компьютере

- Вы чуть ли не три года рисовали «Кріпачку»?

Екатерина: Да, рисовали примерно три года. В разных странах студии открывались в разное время. Во времена пандемии не в каждой стране можно было обустроить процесс одинаково. Студия в Киеве открылась в последнюю очередь. Но до этого еще писался сценарий, проводился кастинг, шли съемки и так далее.

- Вы отбирали художников только для киевской студии или для других тоже?

Екатрина: Тестировать художников для киевской студии начали за год до начала работы самой студии. Сначала тесты проводила наша коллега Светлана Гаврищук, потому что в это время мы работали на Кипре, у нас был контракт с Кипрским музеем современного искусства. А когда мы вернулись в Украину, нам предложили присоединиться к открытию студии. Поэтому донабор в киевскую студию как супервайзер проводила я, Таня мне помогала. А после начала полномасштабного вторжения – Юрий Копанский.

- Насколько сложно было в Украине найти художников, которые работали бы мастерски и быстро?

Екатерина: Поискать пришлось. Притом, что у наших художников очень высокий уровень владения ремеслом. Есть хорошие художники, но они медленно работают, а есть художники, которые работают быстро, но уровень подготовки хуже. Но в результате мы нашли, как говорится, жемчужины.

Кандидаты также должны были уметь работать с компьютером. Аниматор рисовал вручную, но параллельно работал с компьютером в специальной анимационной программе DragonFrame. Кстати, у меня были люди, которые вообще не работали на компьютере. Учила их включать компьютер, открывать программы, работать мышкой. И они стали одними из самых лучших аниматоров. Если человек открыт к познанию нового, то его можно было научить. И можно было адаптировать его навыки, как станкового художника, к требованиям анимации.

– В «Кріпачку», думаю, вас пригласили уже после работы над лентой «С любовью, Винсент». А как вы туда попали? Как пробиться на мировой рынок?

Екатерина: Да, нас пригласили после фильма «С любовью, Винсент». Во-первых, нужно иметь хорошее образование. Мы учились в Издательско-полиграфическом институте при Национальном техническом университете Украины «КПИ» им. Сикорского на факультете графики. Благодарим наших преподавателей, которые дали нам хорошую основу, на которую мы дальше «одеваем» наши наработки. Было обращение от студии к украинским художникам подать свою заявку на участие в фильме «С любовью, Винсент». Мы подали заявку, сделав тестовое задание. Затем нас пригласили на трехдневный тест во Вроцлав. А уже после теста – на стажировку в студию в Гданьске, где с нами и  подписали контракт.

Очень часто приглашения на какие-нибудь интересные конкурсы, кастинги ищу в интернете. Есть специальные группы в Facebook, Instagram, Telegram, где украинцы делятся разными заявками open call, куда можно отправить свое портфолио. Есть сеть LinkedIn, которая очень распространена в Европе, в Америке, где люди делятся профессиональными новостями.

Мы все мониторим и активно отправляем заявки. Даже сейчас в среднем за год отправляем 100 заявок, из которых проходим где-то 10-15. Отправлять заявки нужно постоянно. Только так можно найти интересные предложения. Это колоссальная работа, которую в нашей команде делает Таня. Есть знакомые, которые рекомендуют нас на какие-то проекты. В свою очередь, мы также рекомендуем наших знакомых. Это такая командная работа. Создаем свои работы, проекты, выставки. Так ты растешь, и тебя начинают замечать.

Татьяна: В Европе смотрят не только на твой уровень, не только на твои достижения, но и на время, которое ты отдал этой профессии. Если человек, например, 3 года занимается графикой, они к тебе просто присматриваются. 5 лет – они присматриваются и изучают. 10 лет – значит, у тебя уже можно что-нибудь купить. 15 лет – ты сорвал джекпот.

Но все это время нужно как-то функционировать, за что-то жить. Поэтому нужно грызть гранит науки, стараться быть в профессии, а время уже строит твой бренд. Это такая профессия, когда невозможно написать одну картину и стать звездой. Нет! К этой картине ты идешь 10-20 лет. Это очень большая работа, ты можешь спать по 4 часа в сутки, но ты работаешь, работаешь, работаешь – и тогда есть результат. Это наша история. Может, у кого-то легче выходит, не знаю, но у нас было так.

– Копировать картины Винсента ван Гога было сложно? Какие ваши любимые картины?

Екатерина: Мы изучали и импрессионизм, и постимпрессионизм, поэтому стиль нам, в принципе, достаточно близок. На учебе мы делали копии. Что значит сделать копию? У ван Гога есть картина «Маргарита Гаше за фортепиано». Фон картины – зеленый с красными точечками. Так вот, супервайзеры проверяли даже размещение этих красных точек. Ты рисовал до тех пор, пока было невозможно отличить копию от оригинала. Для этого нужно много читать, копировать, анализировать.

Мы ездили в музей ван Гога в Амстердаме, смотрели его работы в оригинале, и это тоже помогло нам работать над лентой. Кроме того, музей дал студии доступ к файлам большого размера, когда ты можешь рассмотреть картину до мелочей.

У нас есть книги с иллюстрациями его пейзажей, портретов. Больше увлекаемся пейзажами. Любим «Ирисы», «Звездную ночь», «Два срезанных подсолнуха».

Татьяна: Посмотрите, сколько у него желтого цвета! Например, у тебя есть шесть разных тюбиков желтой краски, ты их выдавливаешь на палитру, рисуешь, и оно – не то. А у него настолько сочные оттенки желтого! И это очень сложно для анимации. Научиться именно сочности цветов. Это просто невероятная школа.

А на «Кріпачці» мы уже учились быстро выделять характер актеров. Нарисовать столько портретов, столько фигур, как в этих проектах, – ни один университет такой практики не даст! Если ты прошел такую ​​школу – ты мастер, ты можешь рисовать все.

Как у меня было – рисовала и животных, и пейзажи, и портреты, и огонь, и дым… То, что бы ты никогда не рисовал, а тут все попробуешь. Как играют актеры, ты можешь представить через то, как это нарисовал художник. Ведь никто не видит бэкстейджа. В кинотеатре люди видят только то, насколько выразительно художник смог передать игру актеров. На мой взгляд, такие фильмы играются дважды. Сначала – актерами, а затем – художниками.

Татьяна Очередько с картиной, созданной для «Кріпачки». Фото: предоставлено сестрами Очередько

Джорджтаунский университет выкупил наши линориты, посвященные войне

– Вы обе хотели быть художницами? Как у вас так синхронно все вышло? Даже интервью вы даете всегда вместе.

Екатерина: В Украине мы знакомы со многими парами близнецов, и все они как-то идут одним путем. Будь то искусство, танцы, пение или что-то еще.

Мы всю жизнь рисовали. Мы из того поколения, когда были черно-белые телевизоры, мультики дважды в неделю. Мы смотрели эти мультфильмы с нашим двоюродным братом Евгением, и он срисовывал для нас героев из телевизора. Он хорошо рисовал и показывал нам, как это можно было сделать. Так мы стали рисовать.

Потом пошли в детскую художественную школу, и после трех лет обучения нас без экзаменов взяли в Государственную среднюю художественную школу им. Т.Г. Шевченко. Там мы начали профессионально обучаться искусству.

Мне кажется, мы никогда даже не задумывались над тем, чтобы заниматься чем-нибудь другим. Мама смеется, что мы родились с кисточкой и карандашом. Для нас это наш язык общения. Если нам хочется подумать или поразмышлять на какую-то тему, то мы используем графические техники. Если нам хочется выплеснуть эмоции, тогда это масляная живопись.

Говорят, очень сложно найти свое предназначение в жизни. Наше было с нами всегда. Спасибо за это нашим учителям и родителям, потому что не знаю, какими бы мы были, если бы не их поддержка.

– Вы создали коллекцию картин для кипрского музея, работали над мозаичным оформлением Спасо-Преображенского собора в Киеве. Какие у вас еще были проекты?

Екатерина: В Спасо-Преображенском соборе мы работали восемь лет. Три купола собора делали мы. Главный художник Юрий Левченко разрабатывал проект, придумывал, как все должно выглядеть, где и что находиться, давал нашей команде рисунки на бумаге, и мы все реализовывали. Конечно, некоторые моменты могли менять, улучшать, дорабатывать. Наша команда выполнила около тысячи квадратных метров мозаики. Это единственный в Украине собор, где и иконы, и стены, и купол, и экстерьер выполнены в технике мозаики.

Два года работали в монастыре под Киевом. Там мы уже были и авторами, и исполнителями мозаики. Стараемся каждый год сделать иллюстрации к какой-нибудь книге. В нашем арсенале уже более 10 книг, изданных как в Украине, так и за рубежом для детской и взрослой аудитории. Во время пандемии работали в Музее современного искусства на Кипре - создали для них коллекцию из 200 работ тиражом более 1500 экземпляров. Если все эти работы выложить в одну линию, то они будут длиной как Крещатик.

– А что это за работы?

Екатерина: Это наши авторские работы, выполненные в разных графических техниках: шелкография, линогравюра, монотипия. Они были посвящены разным темам – темам ковида, культуре и ремеслам Кипра, пейзажам. Мы приехали туда на 22 дня на симпозиум, в рамках которого работали над линоритами. Затем нам предложили продлить контракт с музеем. Так мы почти полтора года прожили на Кипре, создавая работы для музея. Поэтому самая большая коллекция наших работ находится не в Украине, к сожалению, а на Кипре.

Продолжаем работать как живописцы. У нас есть выставки в разных странах. В Китае есть музей печатной графики, это один из самых больших музеев в мире, и там тоже есть наши работы. Две недели назад Джорджтаунский университет выкупил для своей коллекции наши четыре линорита, посвященные войне.

Татьяна: Да, наши самые большие 5 проектов – это мозаика, музей на Кипре, два фильма анимации и книга Lindwurmsichtungen автора Georg Leb. Мы очень гордимся этой книгой, это была наша мечта. Она напечатана вручную, даже текст для печати был набран из небольших металлических букв. Иллюстрации для этой книги мы создали в технике линогравюры. Обложка и футляр для этого издания также специально создавались вручную. Когда мы приехали в мастерскую Corvinus Presse в Берлине, сложилось впечатление, что попали в мастерскую первопечатника Гутенберга. Это невероятное счастье приобщиться к созданию такого артбука.

Екатерина Очередько. Художницы рисовали по 2-3 кадра в день. Фото: предоставлено сестрами Очередько

Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Упоминаемые персоны
Подтверждено: "Сорвиголова: Рожденный заново" получит третий сезон
GameMag
2025-09-20T20:21:26Z
Настоящий must-have этой осенью: коричневые кроссовки — как их носить и с чем сочетать
TSN
2025-09-20T14:36:58Z
Маша Ефросинина попала в больницу и показалась в палате под капельницей
TSN
2025-09-20T14:18:26Z
Трейлер фильма «Песня любви»
Кино-Театр
2025-09-20T14:18:06Z
Миша Романова призналась, общается ли ее 7-летний сын с отцом
Комсомольская правда
2025-09-20T13:12:35Z
Вряд ли вы помните ее такой: как в молодости выглядела топовая ведущая ТСН Алла Мазур
Telegraf
2025-09-20T13:06:10Z
Дмитрий Волканов похвастался результатом похудения за 2 года
Комсомольская правда
2025-09-20T12:48:40Z
Помады сезона: оттенки, задающие тренд осенью 2025 года
TSN
2025-09-20T12:36:27Z
Екатерина Кузнецова раскрыла причины проживания за границей: "Это вынужденная мера"
TSN
2025-09-20T12:36:02Z
Несмотря на арест Сергея Шапрана: "Будиндустрия-Сервис ЛТД" продолжает зарабатывать на песке
Знай
2025-09-20T19:51:16Z
ЕС рассматривает ограничения на импорт нефти через Дружбу - СМИ
Корреспондент
2025-09-20T18:48:28Z
Україна в січні-серпні імпортувала 433 тис. т металургійного коксу
AgroNews
2025-09-20T18:39:59Z
Цены на хлеб растут ежемесячно: эксперты прогнозируют подорожание до 23%
Gazeta UA
2025-09-20T18:36:33Z
Редкие 50 копеек: какой вид имеет монета, за которую можно получить более 10 тысяч гривен
TSN
2025-09-20T16:51:32Z
"Ощадбанк" аннулирует часть пенсионных счетов: кто может потерять выплаты
Знай
2025-09-20T16:06:33Z
Цены на низком старте: украинцам советуют запасаться продуктами
Знай
2025-09-20T15:36:05Z
До конца года украинцев ждет сильное подорожание основного продукта
TSN
2025-09-20T15:27:59Z
Украинцам заплатят за старые гривны: куда можно сдать и какую сумму получить
Знай
2025-09-20T15:06:30Z
Трамп требует от Афанистана вернуть США авиабазу
ZN UA
2025-09-20T23:00:09Z
Россия атакует Украину БпЛА: направление движения
TSN
2025-09-20T21:33:03Z
Каким должно быть окончание войны для Украины: Келлог озвучил четкую позицию
TSN
2025-09-20T21:21:15Z
Зеленский ввел новые санкции, в частности против лиц, которые дестабилизируют Молдову
Лига
2025-09-20T21:09:33Z
СМИ: ЕС продвинулся в плане реализации активов РФ
Корреспондент
2025-09-20T21:06:16Z
Трамп расставил приоритеты: оружие достанется не Украине
Хвиля
2025-09-20T21:03:44Z
Игорь Лосев: от неудачного кандидата до мастера сомнительных схем
Знай
2025-09-20T20:51:06Z
Все мифы развенчаны: известный астролог назвал дату завершения войны в Украине
Знай
2025-09-20T20:30:11Z
"Если Украина выйдет из этого..." Келлог поделился прогнозом завершения войны
Telegraf
2025-09-20T20:24:59Z
В Сумах ночью раздались взрывы
TSN
2025-09-20T23:51:35Z
БпЛА РФ попал в жилой дом на Полтавщине: в ГСЧС показали последствия
TSN
2025-09-20T22:06:03Z
Россия повторно обстреляла патрульных и медиков в Черниговской области
Корреспондент
2025-09-20T21:48:12Z
На Кировоградщине мужчина стрелял в полицейских
ZN UA
2025-09-20T21:12:46Z
На Киевщине горе-владельцы стреляли в собаку, чтобы он не сбежал со двора: фото
TSN
2025-09-20T21:12:04Z
Ракета попала в многоэтажку в Днепре: опубликовано видео взрыва
Gazeta UA
2025-09-20T17:24:58Z
От Донецка до Одессы: тёмный путь Ильи Бермана, ближайшего соратника «Наума»
Знай
2025-09-20T16:51:35Z
В Москве обрушились четыре этажа школы: есть погибшие
Новости Украины
2025-09-20T16:24:45Z
Що потрібно встигнути зробити дачнику у вересні в саду, городі та квітнику
AgroNews
2025-09-20T15:09:55Z
Россияне охотятся на вышки мобильной связи — "Флеш"
ZN UA
2025-09-20T22:42:59Z
Отпуск без сохранения зарплаты: можно ли его продлить
ZN UA
2025-09-20T22:24:17Z
В первый день Октоберфеста врачи 500 раз оказывали медицинскую помощь: что произошло
Фокус
2025-09-20T22:06:33Z
Военные показали эпическое видео отражения атаки РФ
Корреспондент
2025-09-20T22:03:48Z
Поздравление с Всенародным днем отца в 2025 году: проза, красивые открытки на украинском
TSN
2025-09-20T21:21:37Z
Мобилизация в Украине: кто точно не попадет на передовую
TSN
2025-09-20T21:21:33Z
День ангела 21 сентября: кого и как поздравлять с именинами
TSN
2025-09-20T21:21:26Z
Без суржика: как будет на украинском "пуговица"
ZN UA
2025-09-20T21:03:08Z
21 сентября 2025 года: апостола Кодрата — что сегодня нельзя делать
Фокус
2025-09-20T21:00:30Z
Почему не стоит ложиться спать во время заката: значение старинной приметы и объяснение врачей
Gazeta UA
2025-09-20T21:42:29Z
Симптомы как при аллергии: украинцев предупреждают о новом неизвестном вирусе
Знай
2025-09-20T14:51:29Z
С Днем хирурга! Яркие поздравления в открытках и картинках с профессиональным праздником
Telegraf
2025-09-20T13:36:40Z
Расстройства пищевого поведения у детей: какие тревожные сигналы вы можете не замечать
Знай
2025-09-20T13:30:42Z
Что будет с давлением, если есть яблоко каждый день: кардиолог раскрыл преимущества
UAToday
2025-09-20T12:09:41Z
Улучшают память: диетологи назвали 5 самых полезных продуктов осени
UAToday
2025-09-20T12:09:06Z
Делайте это каждый вечер, чтобы избавиться от стресса и иметь крепкий сон
Comments UA
2025-09-20T07:00:22Z
Диетологи указали, какое варенье является самым опасным
Gazeta UA
2025-09-20T06:36:19Z
Все тренировки проходят "впустую": 5 главных ошибок, которые мешают похудеть
Знай
2025-09-20T04:51:03Z
Водителям напомнили про 10 "железных" законов: это важнее любых правил
Хвиля
2025-09-20T03:30:01Z
Kia выводит K4 на европейский рынок
Корреспондент
2025-09-19T20:57:07Z
Hyundai готовит расширение линейки моделей N
Корреспондент
2025-09-19T17:45:20Z
Mercedes, Lexus и BMW: сотни дорогих авто четыре дня стояли затопленными на паркинге
Фокус
2025-09-19T15:27:30Z
Зеленый, как Халк: Brabus представил сверхмощный "Гелендваген"
Фокус
2025-09-19T14:21:45Z
Xiaomi отзывает 116,8 тыс. электромобилей SU7
Корреспондент
2025-09-19T12:39:28Z
Заброшенный раритет: в Киеве обнаружили спортивный седан с двигателем Ferrari
Фокус
2025-09-19T10:51:09Z
Революционные изменения: тест-драйв нового кроссовера Opel Grandland
Фокус
2025-09-19T09:51:19Z
7 мифов о Kia и Hyundai, в которые мы верим даром: моторист с 20-летним стажем раскрывает правду
Знай
2025-09-19T02:51:20Z
Украинские защитники останавливают наступление РФ: атаки отбиты
Новости Украины
2025-09-20T20:48:31Z
Погода в Украине 21 сентября: во все регионы возвращается "летняя" жара
Комсомольская правда
2025-09-20T19:36:55Z
Ограничение движения в Днепре: где нельзя будет проехать
Политека
2025-09-20T19:30:58Z
Когда в Украине начнется настоящее бабье лето: синоптикиня назвала даты
TSN
2025-09-20T18:57:53Z
Ситуация на фронте на вечер 20 сентября 2025 года
UAToday
2025-09-20T18:33:24Z
От осенних морозов можно "спрятаться": как не замерзнуть дома, пока не греют батареи
Telegraf
2025-09-20T18:27:28Z
Растет только у морей. В Запорожье заметили редкое растение
Telegraf
2025-09-20T16:06:26Z
Як прискорити дозрівання помідорів: ефективні методи
AgroNews
2025-09-20T16:06:15Z
Подорожание проезда в Киевской области: какие цены теперь действительны
Политека
2025-09-20T15:30:48Z
Помогать или нет: как приучить ребенка делать уроки самостоятельно
Знай
2025-09-20T18:36:43Z
Проверка кошельков на границе: какие суммы требуют в разных странах Европы
Знай
2025-09-20T17:36:32Z
Готовятся очень просто: рецепт маринованных помидоров "Сливка"
Telegraf
2025-09-20T16:57:36Z
Почему стоит закопать чернобривцы уже сегодня: эффективный лайфхак для сада
TSN
2025-09-20T15:36:42Z
Проклятое место: в Шотландии предлагают купить замок с привидениями
Фокус
2025-09-20T13:21:26Z
В асоціації бобових розповіли про наймаржинальнішу культуру сезону
AgroNews
2025-09-20T12:12:40Z
Готовится из простых продутков, но именно его «сметают» со стола первым: салат "Красный бриллиант"
TSN
2025-09-20T11:33:30Z
Париж: отреставрированные башни Нотр-Дам открыли доступ туристам
Новости Украины
2025-09-20T10:12:09Z
Там осенью не только бюджетно, но и красиво: где находится самый старый город Украины и чем он удивляет
Telegraf
2025-09-20T09:30:07Z
"До эры динозавров": ребенок нашел в собственном саду окаменелость, которой более 300 млн лет
Фокус
2025-09-20T23:12:58Z
В Турции нашли архив табличек и печатей Хеттской империи
Gazeta UA
2025-09-20T22:42:09Z
Sucker Punch хорошо постаралась: Бюджет PS5-эксклюзива Ghost of Yotei почти не вырос по сравнению с Ghost of Tsushima
GameMag
2025-09-20T21:54:14Z
Возвращение в 3D: Обзор монитора Samsung Odyssey 3D
GameMag
2025-09-20T21:03:07Z
Солнечное затмение 21 сентября: мощный старт и завершение старого
Новости Украины
2025-09-20T21:00:32Z
Мир шокирует новинка: первое устройство для общения без слов
Новости Украины
2025-09-20T19:06:26Z
Pixel 10 и Pixel 10 Pro — новый стандарт смартфонов от Google
InternetUA
2025-09-20T17:45:40Z
«Метінвест-СМЦ» збільшує поставки оцинкованого прокату на ринок України
AgroNews
2025-09-20T17:36:48Z
Вы и не догадывались: Android-смартфон можно перезагрузить даже без кнопки питания
Фокус
2025-09-20T17:15:39Z
Украинская участница Олимпиады-2024 сменила гражданство — СМИ
ZN UA
2025-09-20T22:36:50Z
Челси сыграло из рук вон плохо в матче с Манчестер Юнайтед
Корреспондент
2025-09-20T20:21:10Z
Судаков забил первый гол за "Бенфику", порадовав Моуринью
Telegraf
2025-09-20T20:12:43Z
Судаков стал лучшим игроком матча, забив при этом свой первый мяч
Корреспондент
2025-09-20T20:03:08Z
Челси дало Манчестер Юнайтед победить в игре вдесятером с каждой стороны
Корреспондент
2025-09-20T19:33:00Z
"Динамо" — "Александрия": видео онлайн-трансляция матча УПЛ
ZN UA
2025-09-20T19:12:28Z
25 минут и три замены: Челси входит в историю АПЛ, первым сделав это
Корреспондент
2025-09-20T18:42:15Z
Манчестер Юнайтед обіграв Челсі в матчі з двома вилученнями
Football.ua
2025-09-20T18:39:16Z
Победное начало игры Полесья дало ощутимые плоды в виде выигрыша у Кудровки
Корреспондент
2025-09-20T18:18:23Z