По мнению американских журналистов, опасения по поводу более глубокой войны влияли на политику администрации Байдена с момента вторжения два года назад. Но эта обеспокоенность изменилась по мере лучшего понимания Пентагоном готовности России к эскалации.
В конце мая администрация Байдена объявила о значительном изменении политики: теперь украинские войска могут использовать американское оружие для нанесения ударов по территории России, хотя и только в одном районе на северо-востоке Украины. Это решение ознаменовало смягчение давнего запрета на поддержку Киева, который был введен из-за опасений расширения войны. Однако Украина вскоре заявила, что этого недостаточно. Об этом пишет американский таблоид Defense News.
"Достаточно ли этого? Нет", — сказал президент Владимир Зеленский на пресс-конференции в Сингапуре через несколько часов после встречи с министром обороны США Ллойдом Остином.
По мнению издания, комментарий Зеленского иллюстрирует более долгосрочную проблему для Вашингтона: стремясь избежать эскалации, администрация удерживает определенные виды оружия, запрашиваемые Украиной, но затем меняет курс. Это приводит к постоянным изменениям политики, что часто оставляет Киев недовольным — ведь одно изменение правил может привести к еще большим уступкам в будущем.
Трансграничные удары: новый этап
Ограниченные полномочия, предоставленные Белым домом для ведения огня по территории России, уже начинают расширяться. Аналитики считают, что это может оказать значительное влияние на ход боевых действий.
"Это может действительно изменить ход войны", — говорит Джордж Баррос, руководитель группы по России и геопространственной разведке в Институте изучения войны.
Путь к изменению политики
Путь к изменению политики начался еще за несколько недель до комментариев Зеленского в Сингапуре. В мае Россия начала новое наступление под Харьковом, вторым по величине городом Украины, расположенным всего в 20 милях от российской границы. Благодаря ограничениям на использование Украиной западного оружия, Россия могла вести огонь с территории России без значительных ответных действий.
Украина запросила разрешение на ведение огня по территории России, и Вашингтон удовлетворил эту просьбу после того, как некоторые европейские партнеры поддержали ее. Однако эта возможность была ограничена: Украина могла стрелять из американского оружия, например, из высокомобильной артиллерийской ракетной системы (HIMARS) с дальностью почти 50 миль, чтобы защитить себя вокруг Харькова. Но ей по-прежнему запрещалось использовать дальнобойные ракеты, такие как ATACMS с радиусом действия около 186 миль, для ударов по целям глубже в России.
Изменение линии фронта
Через несколько недель после изменений американские чиновники начали приписывать стабилизацию линии фронта этим новым правилам. Когда Остин посетил штаб-квартиру НАТО в июне, члены американской делегации отметили позитивное настроение.
"Я вижу замедление продвижения россиян и стабилизацию на этом участке фронта", — сказал Остин.
Однако некоторые аналитики скептически относятся к этому мнению. Майкл Кофман, изучающий украинскую войну в аналитическом центре Фонда Карнеги за международный мир, считает, что российское наступление уже начало терять темп к моменту изменения политики.
"Российское наступление достигло кульминации еще до того, как изменения в политике вступили в силу", — сказал он.
Стратегические преимущества
Как пишет таблоид, разрешение на обстрел российской территории создает стратегические дилеммы для России. В соответствии с текущей политикой российские войска должны рассредоточиться на большем расстоянии друг от друга, чтобы избежать ударов. Это затруднит проведение новых наступательных операций.
Однако это ограниченное преимущество, считает Баррос из Института изучения войны.
"В долгосрочной перспективе это не будет иметь большого значения", — сказал он.
Право на самооборону
Ряд официальных лиц США и других стран настаивают на отмене оставшихся ограничений на действия Украины, в том числе генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг.
Незадолго до июньской встречи в Брюсселе Столтенберг вышел к журналистам в холле штаб-квартиры и высказал свои мысли по поводу ударов по России. Он отметил, что близость границы и линии фронта к Харькову затрудняет оборону Украины, если она не сможет атаковать территорию России. Столтенберг подчеркнул, что Украине не должно выпадать бремя избегать эскалации.
"Украина имеет право наносить удары по военным объектам на территории России как часть самообороны, и мы имеем право поддерживать их в этом", – заявил Столтенберг.
В Конгрессе США, среди которых видные демократы, также призывают администрацию Байдена ослабить ограничения для Украины, и их поддерживают многие европейские партнеры.
"Россия атакует с территории России, а мы накладываем ограничения на Украину", — заявил министр обороны Литвы Лауринас Кащюнас в интервью Defense News. "Это абсурд".
Однако, как отмечает издание, остается неясным, какие именно ограничения существуют, судя по нескольким недавним заявлениям американских официальных лиц.
Когда представителя американского оборонного ведомства попросили разъяснить политику США в отношении ударов по России, он сделал паузу и открыл папку с записями. Читая, он упомянул такие тезисы, как "ограниченная", "военные цели", "только через границу".
"Больше никаких подробностей", – сказал чиновник, вызвав смех у репортеров.
На пресс-конференции в тот же день Остин отвечал на вопросы о политике, касающейся северо-востока Украины. "Способность вести ответный огонь в Харьковской области – вот что это такое", – пояснил он.
Несколько дней спустя в интервью телеканалу PBS советник по национальной безопасности США Джейк Салливан заявил, что разрешение на нанесение ударов распространяется на все места, где российские силы пересекают границу с российской стороны на украинскую.
"Дело не в географии", – добавил Салливан. "Речь идет о здравом смысле".
Дмитрий Клименков, заместитель министра обороны Украины по закупкам, заявил, что политика "совершенно ясна". Он отказался комментировать, должна ли политика быть более мягкой.
Красные линии
В вопросе дальнобойных ракет, таких как ATACMS, администрация Байдена установила красную линию, но это имеет свои причины.
США хотят, чтобы Украина сосредоточила свои ответные действия на вторжение России, а запрет на обстрел территории России заставляет Украину сосредоточиться на "ближнем бою" вокруг Харькова и других участков фронта.
Также существует фактор эскалации: Россия обладает ядерным оружием и угрожала его применением, хотя этого не произошло. Российское правительство также может досаждать США и их союзникам, поддерживая боевиков или устраивая атаки в европейских городах.
Опасения по поводу более глубокой войны влияли на политику администрации Байдена с момента вторжения два года назад. Но эта обеспокоенность изменилась по мере лучшего понимания Пентагоном готовности России к эскалации.
"Риск эскалации не так высок, как могло показаться в начале", – сказал генерал К. К. Браун, высший офицер американских вооруженных сил, на круглом столе с репортерами в марте. "Со временем вы понимаете больше".
Со временем, несмотря на угрозы эскалации, Украина получила более мощное оружие и больше полномочий для его использования.
Оружие ATACMS
В марте администрация Байдена отправила Украине дальнобойные ракеты ATACMS. Украина использует их, например, для нанесения ударов по батареям ПВО в Крыму, захваченном Россией в 2014 году.
Способность Украины поражать российские объекты в Крыму заставила Москву переместить большую часть своего военно-морского флота. Аналитик Института изучения войны Баррос считает, что аналогичные действия возможны в других местах, если будет снят запрет на дальние удары по России. Например, Россия может быть вынуждена рассредоточить свои средства ПВО и радиоэлектронной борьбы на большем расстоянии.
Россия также не сможет так часто атаковать украинские города, зная, что украинские силы не откроют ответный огонь.
"Россия постоянно ведет огонь, зная, что Украина не ответит", — сказал Зеленский на пресс-конференции в Сингапуре.
2 июня ВВС писало, что Франция и Великобритания могли дать разрешение бить ракетами Storm Shadow и SCALP по аэродромам Курска и Белгорода.