Процессы украинизации и издательского дела трудно представить без братьев Капрановых, которые всегда были в эпицентре культурной и общественной жизни Украины. Весной Дмитрия не стало, и Виталий в непростых условиях войны продолжил их общее дело. В интервью "Апостроф" Lime Виталий Капранов рассказал, как это – жить и творить без "второй половины".
Сражался с начала полномасштабного: Сергей Танчинец сообщил о гибели на фронте брата.
- Виталий, братья Капрановы в глазах украинцев всегда были культурным явлением. Как Вам удается в своей разноплановой деятельности сохранить присутствие Дмитрия?
– Это очень сложный вопрос. Я пока живу воспоминаниями. Мне нужно зафиксировать то, что он сделал. Я, знаете, как вдова писателя, которая должна ходить и рассказывать о его работе и о том, какой он был талантливый. Все последующие активности, конечно, не могут происходить без Дмитрия, потому что мы никогда отдельно друг от друга не были. А как это сделать, я не знаю. В ближайшее время планируем сделать вечер памяти, собрать друзей, почитать поэзию, попеть и поговорить так, словно он с нами.
Несмотря на то, что у меня очень много выступлений, одному очень сложно. Все говорят, что я должен продолжать за двоих, а как это физически сделать, пока не знаю.
- А как выглядит сейчас Ваша творческая лаборатория? Есть ли люди, которым доверяете, как Дмитрию?
– В этом и беда. Творческой лаборатории как таковой нет. И не с кем советоваться. Сегодня я продолжаю то, на чем мы остановились. Вот, например, Беранже, который для того, чтобы иметь время и деньги на любимое дело, торговал оружием, продавал французское оружие американцам для их войны за независимость. Если бы у меня была возможность торговать оружием, то, наверное, было бы проще. А наш издательский бизнес очень трудоемок. Эту работу мы тянули вдвоем. Пока успеваю решать проблемы, которые нам несут неблагоприятные экономические условия, война, отсутствие электричества и тому подобное. Когда я пойму, что что-то из того, что делал Дмитрий, можно передоверить кому-то другому, я это сделаю. А пока несу на спине два мешка невыполненной работы.
Григория Решетника упрекнули за отдых во время войны: ведущий ответил.
- Ваш YouTube-канал имени Тараса Шевченко приобрел немалую популярность и имеет целую армию поклонников. Наверное, были идеи, которые реализованы на полпути из-за внезапной смерти брата…
- Вы попали в самое сердце. Дмитрий являлся инициатором и двигателем исторического канала. Он ушел, оставив за собой один недоделанный текст, который я дописал. Это история США. Если я скажу, что СЩА – это прежде всего бассейн реки Миссисипи, многие точно будут удивлены. Вся страна образовалась вокруг одной гигантской водной артерии. По подобному образцу образовалась и Украина, только это Днепр и реки Северного Причерноморья. В скором времени увидим, понравится ли наша разведка зрителям.
Первое, что меня беспокоит, — это дальнейшее развитие канала. Писать тексты на историческую тему непросто. Нет сейчас достаточно квалифицированных людей, которые могли бы одновременно разбираться и в истории, и в литературе, которая является способом подачи истории. Рассказ должен быть интересным, чтобы это не превращалось в цитаты из Википедии. И здесь не поможет научный стиль, потому что это не научный канал. А с другой стороны, нельзя брать на помощь чистого литератора. Оно вроде бы и творчество, но с другой стороны, это творчество в шахте, где нужно много копать и выдавать на-гора.
- В наше время эпатажа и поверхностных развлекательных шоу очень важно привить любовь к истории и культуре детям. Вы с братом создали мультик "История Украины за 10 минут". Планируете еще детский познавательный контент в лаконичном формате?
– Важно, чтобы молодежь не боялась истории и не считала, что это занудство. Что касается детского контента, то мы планировали расширять наши жанры и апеллировать к детям. Но сегодня без партнерства с кем мы этого не сделаем. Пока что планы выжить и сохранить то, что есть. Сохранить канал, издательство "Зелений Пес", сохранить позиции на рынке и свой образ, потому что так или иначе нам удалось построить определенный бренд, за который я теперь отвечаю.
Андрей Бедняков после удара по Вольнянску назвал Россию страной-гноем.
- В своей литературе Вы не придумываете персонажей, а берете их из реальной жизни. Если бы Вы написали книгу о Дмитрие, то какой бы это был герой? Возможно, авантюрный жизнелюб с тонким чувством юмора или…
– Мы с братом никогда не проводили между собой никакой разницы. Мне и сейчас непросто рассказывать всем о нем. Потому что это выглядит так, будто я сам хвалюсь, а с другой стороны — не имею права не хвастаться. Мы оба всегда были авантюристами, которые легко шли на рискованные затеи, например сожжение рукописей под Кабмином и другие многочисленные акции и митинги. Помню, как на перекопе были в апреле 2014 года, когда там появлялись первые минные поля. Мы тогда перед ребятами выступали. Выступаем, а они не могут аплодировать, потому что у них в руках оружие. А потом услышали, что один из тех, перед кем мы выступали, руководил рейдом по тылам Донецкой области и стал Героем Украины.
Несмотря на все приключения и авантюризм, для нас всегда очень важна системность работы. Это то, что нам дало математическое образование. Нашей основной целью было построение независимого информационного книжного пространства Украины. Для страны необходимо было свое книжное дело. Поэтому мы одновременно занимались организацией торговли именно украинской книгой, изданием именно украинской книги, организацией поиска пишущих людей, организацией обучения людей, которые хотят писать, организацией информационного книжного пространства, чтобы читателям это было знакомо, сопровождением этого пиар-акциями и давлением на власть для того, чтобы она меняла законодательное поле. И мы наконец-то увидели результат.
- И тут стоит упомянуть автопробег по Киеву в День книги на зеленом "Запорожце" , которого вы называли "жужиком"...
- Конечно. Если в первый раз, когда мы это проводили, единомышленников было немного, то на второй-третий год День книги вошел в обиход. Это было составной частью того, чтобы общество и политический бомонд помнили, что существует книга. Если бы, например, Коля Тищенко читал когда-то книги, то он не был бы таким долбнем. Важно, чтобы новых "тищенков" и других подобных персонажей у нас не было. И книга может этому помочь.
Влад Росс спрогнозировал, когда может разразиться ядерная война.
- Писателей можно считать провидцами и экстрасенсами. А недавно Вы писали о плохих приметах, которые преследовали Вас в последние годы и сбылись. В условиях войны, что говорит Вам интуиция сейчас?
- Если бы мы правильно могли прочесть ее знаки, то по-другому строили бы свою жизнь. Писатель должен прислушиваться к подсказкам своей и чужой интуиции, как радиоприемник, принимающий все радиостанции одновременно. Я помню наш наибольший успех по провидению. Когда Майдан горел и пылала последняя баррикада, а вокруг стоял стеной ОМОН, туда пришла съемочная группа и спрашивает нас: "Что будет?" А мы отвечаем: "Все, мы победили, наливайте шампанское, им конец". И к утру начинается стрельба и "стражи порядка" убегают.
Почему мы так сказали? Потому что, когда Янукович дал команду применить Вооруженные силы против революционеров, — это и было его самоубийство. Армия не может воевать с народом, особенно украинская армия. Это наемники могут сражаться с нами, а наши люди не могут. Знаете, я боюсь быть провидцем, но сейчас у меня такое же чувство, что мы не собираемся сдаваться. Вопрос в том, когда иссякнут силы врага и какой ценой мы выиграем. Я уже заплатил за это высокую цену, потому что фактически умер вместе с Дмитрием. Если бы не было войны, он еще пожил бы даже с тяжелой болезнью. Два года войны, служба в "Азове", обстрелы, - это все влияет на здоровье. Его не напрямую убил Путин. Вместе с ним москали убили и меня, но сдаваться я все равно не собираюсь.
- Память о Дмитрии будет жить и в музыке. Вы развили свое направление "кобза-рэп", которое является прежде всего обрамлением для поэтических произведений. А сейчас взялись за новый музыкальный проект, где уже есть женский вокал...
– Музыка для нас была хобби еще с детства. Дома всегда стояло пианино, я учился играть на гитаре. В молодости мы пели на улицах и набрались соответствующего опыта. А потом поняли, когда ты приходишь перед людьми выступать, у них в ушах наушники. И у тебя есть два варианта: либо выступать, когда они тебя не слышат, либо попытаться залезть в наушники. Мы открыли для себя поэта Сергея Татчина, который, как все украинские гении, сейчас служит в Нацгвардии. Мы начали экспериментировать с его поэзией и нашей музыкой, создавая импровизации, близкие к речитативу. Мы стремились сохранять поэзию как главный материал, а музыкой подчеркивали стихи.
Вскоре у нас скопилось значительное количество песен, которые должна петь женщина. Мы познакомились с Надеждой Конон и начали делать проект на троих. Надежда обладает огромным музыкальным опытом, поэтому она ценит глубину. В этом году на «Країні Мрій» мы увидели, что люди воспринимают наш эксперимент очень позитивно, подпевают, танцуют. Просто хочется, чтобы музыкальная палитра была разнообразнее, потому что люди сорок плюс фактически не вовлечены ни в одну музыкальную культуру. Сейчас мы ближе к украинскому романсу, пробуждающему настоящие чувства без показухи.
Ранее мы писали, что писатель Станислав Асеев рассказал о раненияхна фронте. Это уже второе ранение за последние два месяца.
Интересные материалы для вас:
- Украинский комик Андрей Лузан в прямом эфире заявил о своей мобилизации.
- Сын Газманова устроил истерику: на его концерт никто не взял билеты.
- Вдова Кернеса пикантно пошутила о невероятной жаре.