Теория игр возникла в 40-50-х годах прошлого века. Ее основная цель – исследовать, каким образом люди принимают решение. Речь может идти не только о людях, но и о животных или компьютерных программах, принимающих решения. Если мы определяем группы, набор их возможных ходов, то есть стратегии, и задаем определенный выигрыш и условия, при которых один выигрывает, а другой – проигрывает, мы превращаем ситуацию в объект исследования теории игр.
Главная задача теории игр – понять, как люди делают выбор. Она изучает, какие факторы влияют на принятие решений, и как люди взаимодействуют друг с другом в различных ситуациях. Этот термин очень часто можно встретить в разных видеоиграх, настольных стратегических развлечениях, в онлайн казино или даже в повседневной жизни на работе во время выполнения каких-то задач от начальства.
Как появилась теория игр
Создателем теории игр считается ученый венгерского происхождения Джон фон Нейман. Он был одаренным математиком и в 29 лет написал учебник по квантовой механике, которая тогда только зарождалась. Этот учебник сразу стал классическим.
К тому времени, когда он придумал теорию игр, он успел внести вклад практически в каждую область математики. В конце 40-х годов фон Нейман создал две теории.
Одна из них превратилась в computer science – современные компьютеры, построенные на фоне неймановской архитектуры. Он поставил перед собой амбициозную цель превратить экономику в точную науку, вроде физики или математики. И теория стала попыткой построить математические основы экономики. Сейчас, 80 лет спустя, computer science и теория игр встретились.
Полезные термины теории игр
Вот несколько терминов, обычно используемых при изучении теории игр:
- Игры – любое стечение обстоятельств, результат которого зависит от действий двух или более лиц (игроков), принимающих решения.
- Игроки – лица, принимающие стратегические решения в контексте игры.
- Стратегия – полный план шагов, которые игрок совершит с учетом ряда обстоятельств в игре.
- Выплата – выплата, которую получают участники за достижение определенного результата. Выплата может быть в любой измеримой форме: от денег до полезной информации.
- Информационный набор – информация, доступная в данный момент игры.
- Равновесие – точка в игре, в которой оба игрока приняли решения и достигнут результат.
Теория игр имеет место практически во всех отраслях и областях. Ее обширная теория может относиться ко многим ситуациям, что делает ее универсальной.
Примеры использования
Название | Теория игры | Пример из реальной жизни | Как стратегически использовать свое преимущество |
---|---|---|---|
Дилемма заключенного | Два человека арестованы за преступление и имеют возможность предать другого для смягчения приговора. Лучший исход для обоих — хранить молчание, но если один предаст другого, он получит смягченное наказание, а другой — более суровое. | В 1990-е годы Coca-Cola и Pepsi вели ожесточенную ценовую войну, каждая из которых снижала свои цены в попытке завоевать долю рынка. Обе компании знали, что если они будут сотрудничать и поддерживать высокие цены, они обе получат больше прибыли. | В ситуации, когда вы конкурируете с другой компанией, важно учитывать потенциальный результат сотрудничества по сравнению с конкуренцией. Если обе компании могут получить выгоду от сотрудничества, возможно, стоит обсудить эту возможность с вашим противником. |
Игра «Ультиматум» | Два человека, одному из которых дается определенная сумма денег, и он должен предложить часть её другому человеку. Если второй человек примет предложение, оба получат деньги, но если они отклонят его, оба не получат ничего. | Представьте, что вы пытаетесь договориться с арендодателем о более низкой арендной плате. Если вы предложите справедливую и разумную сумму, он с большей вероятностью примет её. Но если вы предложите слишком мало, скорее всего, он откажется. | При переговорах важно сделать предложение, которое будет справедливым и разумным для обеих сторон. Это увеличит шансы на то, что предложение будет принято, и в конечном итоге будет достигнуто соглашение. |
Равновесие Нэша | Каждый игрок в игре выбрал для себя лучшую стратегию, учитывая стратегии других игроков. | На фондовом рынке инвесторы должны принимать решения, основываясь на действиях других инвесторов. Например, если другие инвесторы считают, что стоимость акций вырастет, они могут купить эти акции, что в свою очередь приведет к увеличению стоимости акций. | При принятии решений в ситуации, когда действия других являются решающим фактором, важно предвидеть, как другие могут отреагировать на ваши решения. Кроме того, перед принятием решения может оказаться полезным собрать информацию о стратегиях и действиях других игроков. |
Рациональные игроки всегда будут играть ту стратегию, которая приведет к равновесию Нэша, потому что это выгодно. Таким образом, мы можем предугадать поведение людей в ситуациях разной сложности.
Теория игр позволяет нам принимать лучшие решения в целом. Если вы запишете свою бытовую ситуацию в виде модели теории игр, это будет большой плюс для вас и большое облегчение для принятия решения, поскольку это позволит формализовать результат. Для этого вам просто необходимо определить игроков (влияющих на ситуацию), описать их возможные действия и вероятные результаты.