Программа NGAD продолжается уже несколько лет, и Пентагон ожидает, что к концу десятилетия она будет готова к испытаниям.
ВС США инвестируют сотни миллионов долларов в программу Next Generation Air Dominance (NGAD), целью которой является создание стелс-истребителя шестого поколения, призванного заменить F-22 Raptor.
Фокус перевел статью Ставроса Атламазоглу о стелс-истребителе 6 поколения NGAD для Воздушных сил США.
- NGAD, стоимость которого, как ожидается, составит до 300 миллионов долларов за самолет, будет включать в себя как пилотируемые, так и беспилотные системы.
- Эта программа является продолжением секретного проекта X-Рlane 2014 года под руководством DARPA, в ходе которого тестировались технологии, рассматриваемые сейчас для NGAD. ВС США планируют заключить контракт на NGAD в 2024 году, а основными претендентами на него являются компании Lockheed Martin и Boeing.
Как секретный проект DARPA повлиял на создание нового истребителя NGAD
ВС США тратят сотни миллионов долларов на программу Next Generation Air Dominance (NGAD), целью которой является создание стелс-истребителя шестого поколения.
Программа NGAD продолжается уже несколько лет, и Пентагон ожидает, что к концу десятилетия она будет готова к испытаниям. Ожидается, что NGAD заменит стелс-истребитель F-22 Raptor и станет краеугольным камнем будущего американского флота превосходства в воздухе. Стелс-истребитель шестого поколения будет иметь как пилотируемые, так и беспилотные варианты, а его стоимость может достигать 300 миллионов долларов за один самолет.
Однако до появления NGAD Пентагон работал над секретным X-Plane, который и заложил основу для грядущего стелс-истребителя.
Секретный X-Plane
По словам министра ВС Фрэнка Кендалла, разработка X-Plane длилась около года, начиная с 2014 года. Проект, получивший название "The Dominance Initiative" и возглавляемый Агентством перспективных оборонных исследовательских проектов (DARPA), развивался в течение года. В результате появилось семейство беспилотных систем, рекомендованных для применения в истребителе NGAD.
Годом позже, в 2015 году, Пентагон начал работу над X-Plane, который предшествовал программе NGAD. По словам Кендалла, на программу было потрачено около миллиарда долларов, причем ВС, ВМС и DARPA покрыли по одной трети расходов. В рамках программы X-Plane было создано несколько прототипов, на которых успешно тестировались технологические инновации, которые, вероятно, сейчас рассматриваются для программы NGAD.
Следует отметить, что когда ВС работают над новым проектом, они присваивают ему обозначение "X" для начальных этапов испытаний и разработки. Такие самолеты используются для проверки новых технологий и датчиков. Как только проект получает зеленый свет и продвигается вперед, он получает обозначение "Y" (прототип). Наконец, когда самолет готов и получает контракт, его обозначают в соответствии с его оперативной ролью – например, "F" для истребителя, "B" для бомбардировщика, "A" для штурмовика и т. д.
Истребитель NGAD
ВС рассчитывают заключить контракт на NGAD в течение 2024 года.
В мае 2023 года ВС опубликовали засекреченный тендер для небольшого числа оборонных и аэрокосмических компаний на разработку и производство истребителя NGAD. Прошлым летом Northrup Grumman выбыла из гонки за самолет шестого поколения, сделав Lockheed Martin и Boeing двумя основными участниками. Ряд других компаний, таких как General Atomics и Textron, также будут работать над различными технологиями NGAD.
Что касается двигателя, то над ним работает компания Pratt & Whitney, которая недавно завершила критическую оценку Next-Generation Adaptive Propulsion (NGAP). Это является важным шагом на пути к окончательному проекту.
Хотя ВМС пока что не заинтересованы в истребителе, который будет создан на основе NGAD, им необходим авианосный стелс-истребитель шестого поколения F/A-XX, который, скорее всего, будет иметь много общих технологий с NGAD ВС.
Об авторе
Ставрос Атламазоглу – опытный журналист, пишущий на темы обороны и специализирующийся на специальных операциях, а также ветеран греческой армии (служил в 575-м батальоне морской пехоты и штабе армии). Он получил степень бакалавра в Университете Джона Хопкинса и степень магистра в Школе перспективных международных исследований Джона Хопкинса (SAIS). Публиковался в журналах Business Insider, Sandboxx и SOFREP.