Кто такой новоизбранный президент Ирана Масуд Пезешкиан
Политик-реформатор Масуд Пезешкиан победил во втором туре президентских выборов в Иране 5 июля против ультраконсервативного кандидата Саида Джалили и станет девятым президентом Исламской Республики Иран.
Бывший министр здравоохранения Пезешкиан за последние 16 лет представлял в иранском парламенте провинцию Западный Азербайджан, где большинство населения составляют этнические азербайджанцы, пишет «Радио Свобода».
В первом туре президентских выборов в Иране 28 июня Пезешкиан лидировал среди четырех кандидатов, получив 42,5% голосов избирателей, а уже 5 июля набрал 53,6%.
Несмотря на более чем 20 лет в политике, Пезешкиан не сталкивался с обвинениями в коррупции и не был причастен к политическим скандалам.
Мужчина родился в иранском городе Махабад в провинции Западный Азербайджан, где большинство населения составляют курды, поэтому свободно говорит на курдском и азербайджанском языках.
Он получил образование врача и Пезешкиан ушел на фронт во время ирано-иракской войны 1980-88 годов, чтобы воевать и служить медиком. После окончания участия в боевых действиях он специализировался на кардиохирургии.
69-летний Пезешкиан также работал в академических кругах, возглавляя Тебризский университет медицинских наук с 1994 по 1999 год.
Вскоре после окончания работы в университете Пезешкиан ушел в политику, переехал в 2000 году в Тегеран, где получил должность замминистра здравоохранения в правительстве тогдашнего президента Мохаммада Хатами.
В 2001 году Хатами назначил Пезешкиана министром здравоохранения. Через два года парламент безуспешно пытался объявить импичмент Пезешкиана. Среди его недостатков критики называли плохую кадровую политику и нерациональное использование кредита Всемирного банка.
В 2008 году, спустя три года после ухода из правительства, Пезешкиан баллотировался в парламент и занял первое место в избирательном округе в Тебризе. Он избирался пять раз на четырехлетние сроки.
С 2016 по 2020 год – когда умеренные и реформисты контролировали законодательный орган – Пезешкиан был одним из двух вицеспикеров парламента.
В 2013 году Пезешкиан баллотировался в президенты, но выбыл, не поддержав ни одного кандидата. Он снова попытал счастья в 2021 году, но был дисквалифицирован Советом опекунов – конституционным надзорным органом, который также проверяет кандидатов, участвующих в выборах.
Пезешкиан часто читает Коран и является экспертом из "Нахджул Балага" - сборники проповедей и высказываний, которые приписывают первому шиитскому имаму Али. Книга занимает особое место среди шиитов в Иране.
Бывший министр здравоохранения критиковал политику Исламской республики относительно принудительного ношения хиджаба, предупреждая в 2023 году, что это лишь побуждает людей к ненависти к религии.
Он выразил открытость переговорам с Западом и в прошлом критиковал скандирования, направленные против других стран, в том числе США.
Но Пезешкиан также выступал в поддержку принципов Исламской республики и настаивал на необходимости придерживаться политики, изложенной Верховным лидером Аятоллой Али Хаменеи – деятеля, поддержавшего Владимира Путина в его войне против Украины.
Ранее в этом году Пезешкиан заявил, что благодаря вмешательству Хаменеи он не был дисквалифицирован на парламентских выборах в марте.
Также он выступал в защиту прав меньшинств, но его критики обвинили его в попустительстве националистическим настроениям среди этнических азербайджанцев Ирана, хотя политик отрицает это.
По мнению политологов, победа Пезешкиана может способствовать прагматичной внешней политике и уменьшению напряжения из-за переговоров с крупными государствами по возобновлению ядерного соглашения 2015 года, а также улучшить перспективы социальной либерализации и политического плюрализма в Иране.
Произойдут ли в политике Ирана какие-либо существенные изменения после гибели президента Ибрагима Раиси и министра иностранных дел Хусейна Амира Абдуллахиана? Для украинцев этот вопрос не праздн, поскольку Тегеран является военным и политическим союзником России.
О том, «Прекратит ли Иран поставлять России «шахеды» после гибели президента?» – читайте в статье Владимира Кравченко.