3 июля на сервисе Netflix вышел комедийный боевик «Полицейский из Беверли-Хиллз: Аксель Ф.», в котором Эдди Мерфи уже в четвертый раз перевоплощается в детектива полиции Детройта Акселя Фоули. Релиз происходит через 40 лет после премьеры первой части и через 30 — после выхода третьей. В рецензии ниже немного вспоминаем о прошлых достижениях и рассказываем, есть ли еще порох в пороховницах детройтского копа, неравнодушного к солнечному калифорнийскому городу.
Плюсы:
возвращение старых персонажей; постоянное присутствие культовой музыкальной темы в разных вариациях; несколько эпизодов могут вызвать легкую улыбку; отсылки к предыдущим частям;
Минусы:
фильм неуклюже реализуется в своей жанровой составляющей; сплошные жанровые клише; неспособность авторов вдохнуть свежий воздух во франшизу; попытки выехать исключительно за счет ностальгических чувств; провальные сюжетные линии с новыми персонажами;
«Полицейский из Беверли-Хиллз: Аксель Ф.» / Beverly Hills Cop: Axel F
Жанр комедийный боевик
Режиссёр Марк Моллой
В ролях Эдди Мерфи, Тейлор Пейдж, Джозеф Гордон-Левитт, Джадж Рейнхольд, Пол Райзер, Кевин Бейкон, Марк Пеллегрино, Джон Эштон
Премьера Netflix
Год выпуска 2024
Сайт IMDb
Детектив полиции Детройта Аксель Фоули не собирается переходить на скучную офисную работу и уж точно не намерен уходить на пенсию, а все еще предпочитает нести службу на улицах города. И вот, судьба снова заносит непоседливого копа в Беверли-Хиллз, а это значит, что солнечному калифорнийскому городу нужно готовиться к новому всплеску хаоса и разрухи.
Когда выясняется, что жизнь дочери Акселя, адвокатессы Джейн, находится в опасности, он тут же прибывает в родную сердцу местность. Там Фоули встречается со старыми знакомыми, бывшими напарниками Билли Роузвудом и Джоном Таггартом, а также знакомится с новыми персонажами — капитаном отдела по борьбе с наркотиками Кейдом Грантом и детективом Сэмом Эбботом. Теперь главному герою только и остается, что выявить, кто посмел тронуть Джейн, и провести серьезную воспитательную работу с негодяями.
До выхода нового фильма франшиза насчитывала три полнометражки, которые в общем собрали 735 миллионов долларов. Серия стала визитной карточкой фильмографии Эдди Мерфи, подарила миру легендарную инструментальную композицию Axel F, которая не перестает взрываться новыми витками популярности — от ремикса Crazy Frog до трендов в TikTok, — и приобрела культовый статус.
Если первая часть при бюджете в $13 млн. собрала в прокате только в США более $230 млн. и претендовала на «Оскар» в категории «Лучший оригинальный сценарий», то производство третьей обошлось уже в $50 млн., но фильм провалился, заметно потеряв в качестве. Номинации на две «Золотые малины» стали явным тому подтверждением.
Но как бы там ни было, четвертое пришествие неугомонного Акселя Фоули наконец-то происходит. И похоже оно скорее на приятный, ностальгический междусобойчик давних друзей, чем на попытку вдохнуть свежий воздух в забронзовевшую франшизу и такой же жанр. Это своего рода «Неудержимые» от бадди-муви, когда приятно видеть на экране старых знакомых, однако четко понимаешь, что это лишь пенсионерский камбэк прославленных героев, лучшие времена которых далеко позади.
В самом начале, пока действие еще не переносится в Калифорнию, суровые детройтские снега резко контрастируют с привычными здесь, залитыми щедрым солнышком пальмами и лакшери районами. Но Фоули стремительно натягивает на себя аутентичную бейсбольную куртку, синие джинсы и белые кроссовки и под саундтрек из 80-х снова отправляется фирменно лыбиться в Беверли-Хиллз.
Но. Если успешные первые две ленты были пропитаны ярким вайбом 80-х, а центральный персонаж руководствовался лозунгом «я вас научу всему плохому, что знаю сам», то «Полицейский из Беверли-Хиллз» образца 2024 года далек от подобного хулиганства.
Престарелому копу уже не очень подходит валять дурака ради того, чтобы его пропустили в элитное заведение или дорогой отель (в фильме есть эпизод, который обыгрывает этот нюанс). Поэтому и моментов, где Эдди Мерфи может проявить свой комедийный талант, здесь ничтожно мало. Вместо череды забавных ситуаций и отыгрышей, которые были фишками предшественников, получаем абсолютно провальную сюжетную линию с дочерью Акселя Фоули. А вместо прокуренных стрип-клубов с обнаженными красотками — какой-то нелепый караоке-бар с Луисом Гузманом с накрашенными ногтями. Но в этот раз хотя бы не парк аттракционов — и уже хорошо.
При этом лента не может похвастаться каким-то действительно захватывающим приключением-расследованием. Повествование лишено стройности и буквально увязает в бесконечной, незатейливой болтовне, и тут мы снова вспоминаем катастрофически лишнее выяснение отношений Фоули и его дочери.
Основная проблема «Акселя Ф.» — его авторы пытаются выехать исключительно за счет старых наработок, ностальгичности и приятных отсылок к первому фильму, без каких-либо амбиций привнести в серию что-то новое.
Фильм полностью и бесповоротно следует хорошо знакомым канонам жанра, если не сказать, что злоупотребляет клише. Прыжок ради спасения родного человека от пули в слоумо — это уже вообще никуда не годится. Новые персонажи, а это в первую очередь герои Тейлор Пейдж и Джозефа Гордона-Левитта, — не представляют никакого интереса. Бюджет размером в $150 млн. не ощущается вовсе. Если начальная погоня на снегоочистительном грузовике выглядит еще неплохо, то причудливый полет на вертолете не добавляет какого-то восторга.
Жаль только, что создатели проявили фантазию исключительно в отношении саундтрека. «Проклятый Фоули, снова за свое!» — рассерженно проговаривает Джон Таггарт в одной из сцен. И действительно, сюжет следует по изрядно протоптанной тропе, опирается на былые заслуги здешних звезд и предлагает все то, что мы неоднократно видели ранее. Но этого оказывается недостаточно, чтобы претендовать на нечто большее, чем сомнительный статус проходного кино.
Вывод:
«Полицейский из Беверли-Хиллз: Аксель Ф.» скорее разочаровывает, ведь получить сплошное удовольствие от просмотра вряд ли получится. Определенные приятности ожидают поклонников франшизы, но их недостаточно, чтобы всерьез приблизиться к уровню успешных предшественников.