Результаты выборов, на которых победила левая коалиция «Новый народный фронт», – настоящая сенсация. 182 места ННФ – это гораздо меньше необходимых для контроля за парламентом (нужно 289 мест). У главного фаворита выборов – ультраправого «Национального объединения» – всего 143 места. Коалиция Макрона собрала 168 мандатов.
Франция получила очень нестабильный парламент, ведь все три ключевых блока не доверяют друг другу и имеют очень разную программную основу. Теперь, чтобы парламент был дееспособным, придется формировать какую-нибудь коалицию. А для французской политической традиции это не свойственно.
По традиции президент назначает главу правительства от крупнейшей фракции (для этого не нужно утверждение парламента). Поэтому для Франции правительство меньшинства – когда премьер представляет наибольшую фракцию, но не имеет постоянного большинства – абсолютная норма.
Вчера лидер «Непокорной Франции» (самая радикальная партия левого блока) Жан-Люк Меланшон призвал Макрона назначить премьера из состава ННФ. Это позволило бы Меланшону навязать свою повестку дня и внутри ННФ, и в стране в целом. Напомню несколько пунктов из программы:
- Повышение минимальной зарплаты на 14%.
- Возврат налога на богатство.
- Ограничение цен на электроэнергию и топливо.
- Признание Палестины и санкции против правительства Нетаньяху (это дало очень много голосов от мусульманского сообщества).
- По Украине большинство партий поддерживают оружие и еще большую помощь, однако у Меланшона позиция противоположная.
Но сейчас Макрон вполне может удержаться от этого шага. Ибо у текущего победителя много внутренних противоречий внутри собственного блока. И, скорее всего, президент будет пытаться воспользоваться разногласиями между ключевыми составляющими ННФ – Меланшоном, социалистами, коммунистами и зелеными. Потому что социалисты и меланшонисты набирают одинаковое количество мандатов, и это не позволит «Непокорной Франции» претендовать на единоличное лидерство в ННФ.
Если Макрон сумеет воспользоваться этими разногласиями, это позволит блоку президента иметь решающий голос при формировании коалиции. Тем более для партнерства с умеренными левыми уже есть хорошая база. ННФ и блок Макрона продуктивно сотрудничали перед вторым туром, когда кандидаты обеих партий снимались в пользу более рейтингового конкурента. У ультраправых от этого очень пригорело – Барделла, номинальный лидер блока Ле-Пен, назвал это «альянсом бесчестия», лол. Проблемы со снятием были только с меланшонистами и некоторыми коммунистами. Правило подковы работает.
Однако переговоры все равно будут трудными. Потому что во Франции нет опыта формирования сложных парламентских коалиций. Это не Германия, не Италия и Нидерланды. Поэтому до того, как сформируется какое-либо понимание конфигурации Национальной ассамблеи, правительство продолжит возглавлять Габриэль Атталь.
Относительно Украины. Этот результат не предвещает нам никаких негативных изменений. И благодаря сокрушительному поражению ультраправых, и благодаря тому, что внутри коалиции левых Меланшон не сумел стать мажоритарным акционером.
И да. В комментариях можно восхищаться Макроном, который сбил россиян на взлете. Вот так политическая игра. Вот так мастерство.