Что ожидает новое руководство Минвосстановления
18 июня правительство уволило с должности главу Государственного агентства восстановления и развития инфраструктуры Мустафу Найема, возглавлявшего орган с января прошлого года. Раньше подобная судьба постигла министра развития громад, территорий и инфраструктуры Александра Кубракова. Кроме того, вместе с бывшими руководителями министерство и агентство оставили сразу ряд заместителей. Так что в итоге оба ключевых органа, отвечающих за восстановление страны от последствий войны, оказались в состоянии неопределенности, которая усилилась на фоне слухов о возможном разделении Минвосстановления на два отдельных ведомства.
При этом согласно отчету Агентства восстановления, отдельные направления восстановления оказались под угрозой срыва, потому что Кабмин не выделяет ранее распределенных средств для продолжения работ. И без четкой позиции со стороны руководства органов, ответственных за восстановление, ситуация с финансированием вряд ли изменится.
Однако вектор политики как агентства, так и восстановления в целом, в большей степени будет зависеть именно от нового руководителя профильного министерства (или новых руководителей, если ведомство таки разделят). И пока ажиотаж по поводу возможных кандидатов пошел на спад, мы определили ключевые вызовы, которые встанут перед ними в сфере восстановления, и направления, за которыми продолжим следить.
Финансирование и его распределение
Главным источником финансирования проектов восстановления в прошлом году был Фонд ликвидации последствий вооруженной агрессии. Его наполнили в основном за счет принудительно изъятых средств банков с российским капиталом и части прибыли Нацбанка, которую он перечисляет в бюджет. На направления, связанные с восстановлением и компенсациями за поврежденное/уничтоженное жилье, в 2023 году из фонда из запланированных 37,5 млрд грн выделили почти 20 млрд. На этот год в фонде осталось слишком мало средств. Так что новое руководство будет вынуждено искать либо новые источники наполнения фонда ликвидации, либо другие фонды и программы для финансирования восстановления.
Но это не самый большой вызов. Для финансирования восстановления могут выбрать другой, уже существующий, фонд (например резервный фонд госбюджета) или даже создать новый (такая попытка была осенью прошлого года). Главное, как эти деньги будут распределять.
Мы в Transparency International Ukraine долго адвокатировали, чтобы средства на восстановление распределяли по четким приоритетам. И в прошлом году Минвосстановления наконец утвердило методику приоритезации проектов ликвидации последствий, вызванных вооруженной агрессией РФ против Украины, которую разрабатывали эксперты Всемирного банка. Однако проблема заключается в том, что эта методика рекомендательная и распространяется только на проекты, финансируемые из фонда ликвидации. Важно, чтобы новые лидеры, ответственные за восстановление, продолжили курс на прозрачную приоритезацию. Для этого нужно сделать использование методики обязательным для отбора проектов для финансирования, независимо от его источника.
DREAM
Экосистема DREAM — это инновационный цифровой инструмент, призванный обеспечить прозрачность и подотчетность процессов восстановления в Украине. DREAM действует по принципу «каждый видит все» и собирает, систематизирует и публикует открытые данные на всех этапах внедрения проектов — от планирования и согласования до финансирования, закупок, строительства и отчетности. На сегодняшний день в систему внесены более пяти тысяч проектов с подтвержденным объемом финансирования, в частности донорского, в 89,1 млрд грн.
Систему разрабатывали в сотрудничестве Министерство восстановления, коалиция общественных организаций RISE Ukraine и международные партнеры. В дальнейшем министерство активно пропагандировало ее применение. В частности, по его инициативе с 2023 года региональные и местные проекты восстановления подают для получения финансирования из Фонда ликвидации последствий вооруженной агрессии именно через DREAM. В целом любой инициатор проекта восстановления сейчас может воспользоваться системой. Но пока это только экспериментальный проект согласно постановлению правительства.
Обязанность применять DREAM не определена на уровне закона. Так что судьба системы в руках будущих руководителей восстановления. И мы надеемся, что они сохранят вектор поддержки и продвижения DREAM. В частности закрепят обязанность использовать систему на законодательном уровне.
Агентство восстановления и региональное восстановление
Еще в марте Агентство восстановления отвечало за реализацию примерно 40% всех проектов восстановления в Украине. Это обусловливает высокие коррупционные риски в его деятельности.
Ключевая проблема агентства связана с его структурой. Региональные службы восстановления действуют в статусе отдельных юридических лиц, из-за чего агентство имеет ограниченное влияние на них. Например, в августе прошлого года ведомство разработало методические рекомендации для проведения строительных тендеров, связанных с восстановлением объектов гражданской инфраструктуры. Но не все службы восстановления их использовали в своей работе.
Вместе с тем именно службы являются заказчиками работ по проектам восстановления, за реализацию которых отвечает агентство. Поэтому важно реорганизовать орган в единое юридическое лицо, чтобы повысить контроль над деятельностью региональных подразделений.
Еще один риск — это потенциальное разделение министерства. До преобразования в 2023 году региональные службы относились к вертикали Мининфраструктуры. Так что после разделения они, вероятно, останутся в его сфере управления, а значит, уже не будут отвечать за региональные проекты восстановления. Вместо этого новому-старому Министерству развития громад и территорий придется выбирать среди существующих или создавать новую структуру, которая возьмет на себя вопросы восстановления регионов. А это потребует значительных временных и человеческих ресурсов.
Ну и напоследок не следует забывать о кадровом вопросе. В первую очередь о порядке назначения руководителя Агентства восстановления. На период действия военного положения его вообще назначают без конкурса, согласно законодательству о государственной службе. К тому же кандидатов на эту должность надлежащим образом не проверяют на компетентность и добропорядочность. Поэтому гарантии, что руководитель органа независимый, нет.
Еще один риск обусловлен пребыванием работников агентства в статусе государственных служащих — заработные платы в ведомстве низкие по сравнению с требованиями квалификации специалистов, а также с учетом высоких коррупционных рисков должностей.
Учитывая все эти риски и ответственность, необходимо установить порядок назначения главы Агентства восстановления на основе прозрачной конкурсной процедуры (по аналогии с руководителями антикоррупционных органов) и гарантии независимости его деятельности, а также определить обоснованные размеры должностных окладов для работников ведомства.
Привлечение общественности
Министерство активно сотрудничало с гражданским обществом в вопросах восстановления страны от последствий войны. Кроме разработки системы DREAM, общественных экспертов привлекали к приоритезации проектов восстановления и в целом к разработке и обсуждению профильного законодательства.
Это взаимодействие обеспечивает реализацию прав граждан на участие в управлении государственными делами, а также на принятие решений, учитывающих реальные потребности и приоритеты на местах. Поэтому тесное сотрудничество в сфере восстановления страны должно продолжаться. Например, путем привлечения представителей общественности в состав рабочих групп, экспертных советов, других консультативных и совещательных органов по вопросам восстановления. Пример такого привлечения — обязательное участие общественности в составе комиссий по рассмотрению вопросов о предоставлении компенсации за поврежденное имущество.
Мы надеемся, что новое руководство продолжит курс на открытость и сотрудничество с общественностью.
***
Transparency International Ukraine продолжит сотрудничать с государством в сфере восстановления, чтобы обеспечить его эффективность и прозрачность. Кто бы ни возглавил восстановление, мы надеемся, что приоритеты и курс государства не изменятся.
Новому руководству органов, отвечающих за восстановление страны, придется действовать в условиях ограниченных финансовых ресурсов. Однако, несмотря на это, мы ожидаем, что проактивная политика по восстановлению страны продолжится. В таких условиях значительно возрастает ответственность за неэффективные или необоснованные решения, поэтому будущим руководителям этих ведомств необходимо четко осознавать вызовы, которые перед ними встанут, и как избежать их негативного влияния.