Бывшую резиденцию Януковича "Межигорье" временно закрыли для посещения, сообщили в Министерстве защиты окружающей среды. Событие связано с завершением процесса передачи имения в управление государственному учреждению. АРМА (агентство по розыску и менеджменту активов) доложило, что специальная комиссия проверила и описала более 25 тысяч единиц движимого имущества, включая экспонаты музея "Хонка", обнаружила 500 ранее неописанных ценных объектов. О потерях или пропавших вещах в официальном сообщении речь не идет.
С 22 февраля 2014 года, когда бежал Янукович, "Межигорьем" занимается одноименная общественная организация – зданиями, деревьями, цветами, зоопарком, фермой, кинологическим центром, туристическими тропами и интересными локациями. Что происходит там сейчас, поинтересовалась журналист Коротко про.
Обещали в мае, но что-то пошло не так
Денис Тарахкотелик. Фото: facebook.com/denlee.tarakhkotelyk
– В прошлую пятницу в 17.00 мы закончили управлять "Межигорьем", вывозим вещи, – ответил на наш звонок Денис Тарахкотелик, которого больше 10 лет знают как комендант "Межигорья". - Нас обманули...
В чем именно заключается обман, Денис не сказал, но упомянул закон о создании парка-памятника садово-паркового искусства общегосударственного значения, который Верховная Рада приняла в июле 2023 года.
– В документе говорилось о том, что создать государственную администрацию и приступить к управлению парком Минэкологии должно было спустя месяц вступления закона в силу. Однако новые хозяева пришли к нам только 29 апреля этого года. Проверяли, все ли имущество в наличии, вплоть до минувшего четверга. На следующий день – в пятницу - прокурор подписал, что с нашей общественной организации сняли обязанности по хранению имущества и передали в управление новому неприбыльному учреждению.
Речь идет об учреждении с полным названием "Парк-памятник садово-паркового искусства общегосударственного значения "Межигорье". Согласно данным в " Опендатаботе ", оно было основано 6 ноября 2023-го, первые тендеры начали объявлять с марта нынешнего года, в общей сложности провели их около 60 на разные нужды.
Официальное открытие туристического сезона планировалось на май, но что-то пошло не так. 29 апреля в Министерстве защиты окружающей среды пожаловались, что "неизвестные лица" заблокировали вход в государственное учреждение и не пропускают членов межведомственной комиссии на его территорию.
Денис Тарахкотелик, в свою очередь, говорит, что приход комиссии смахивал на рейдерское нападение:
- Они захватили наш центральный КПП, привлекли полицию...
Одним деньги дают, другие - с долгом уходят
В ОО "Национальный парк Украины "Межигорье" неоднократно подчеркивали, что за все время попечительства экс-президентской резиденцией не получили от государства ни копейки. В Министерстве обещают, что после открытия парка все средства от его работы будут поступать в государственный бюджет.
У Дениса Тарахкотелика такая информация:
– Неприбыльной организации выделили 70 миллионов гривен, и есть такой пункт, что все заработанные средства остаются на спецфонде этого учреждения. Мы же идем из "Межигорья" с долгом в 65 миллионов гривен по зарплатам и коммунальным услугам. Продолжаем тратить деньги, даже когда нас отстранили, потому что нужно в такую жару поливать деревья и цветы, спасать животных. С животными у выходные просто был коллапс, им даже не давали воды. У новых руководителей нет даже профессионального ветврача.
У спецадминистрации парка-памятника, по крайней мере официально, к волонтерам нет претензий. Она "в очередной раз благодарит всех активистов, которые с 2014 года стали ответственными за сохранение паркового комплекса по собственному согласию". Также отмечается, что работает отдел кадров, и всем заинтересованным предоставлена возможность трудоустройства в государственное учреждение.
– Да, предлагали остаться, – подтверждает Денис. - Но из-за этого кошмара с первого дня инвентаризации весь коллектив решил уйти. Может, останутся люди, выполняющие простые хозяйственные работы.
12 июля Национальный парк "Межигорье" сообщил, что их миссия по сохранению имущества президентской резиденции завершена. Скрин: facebook.com/mnporgua
Из своего что смогут – то продадут, остальное подарят
Впрочем, сразу уйти, по словам экс-коменданта, не выходит, потому что остается тревога за животных.
- На всякий случай мы оповестили движение Uanimals, чтобы проследили за их здоровьем и состоянием, - отмечает экс-комендант. - А еще должны собрать имущество, которое уже точно не принадлежало Януковичу, а было приобретено на средства организации. К примеру, туалеты, мусорные бачки, скамейки для отдыха туристов.
Скамейки – это отдельная приманка паркового комплекса. Резные, разноцветные, удобные. С 2104 года их производит и поддерживает в хорошем состоянии крымский татарин Борис, отец пятерых детей.
- Что сможем – то продадим, нам долги закрывать нужно. Что не продадим – то подарим по своему усмотрению, - констатирует Денис Тарахкотелик.
Он говорит, что не знает, в каком формате будет работать парк и когда будет работать. Из-за войны здесь многое уже потеряно. Закрылся конный клуб, потому что инструктор уехала за границу, прекратили работу детские оздоровительные лагеря, частная школа на территории, потому что во вторую фазу войны было более десяти "прилетов".
Что касается самой общественной организации, то она не распадется, уверяет Денис Тарахкотелик. ОО занимается Межигорским монастырем и имеет еще ряд проектов, о которых сможет рассказать после войны.
Музей "Хонка". Фото: mnp.org.ua/12/
Заведующая зоохозяйством Елена Могиль: Скот не виноват
Что теперь будет с оленями, которые уже почти не боялись людей, пока не ясно. Фото: facebook.com/serhii.hryhoriev.1
Елена Могиль долгие годы занимается животными в "Межигорье". Ферму принимала с шестью коровами, а сейчас их почти два десятка, а еще муфлоны, ламы, лани, овцы, птица домашняя и экзотическая.
– Я категорически собираюсь уходить отсюда со всеми, но пока не могу. Они (новая администрация) говорили, что у них есть целый животноводческий отдел, а по факту никого нет. В субботу еду не завезли, ясли были пусты, возле животных ходит непонятно кто. Так что я пока постоянно здесь, и люди мои также. Понимаем, что все – на нашем деле поставлена точка. Но ведь скот не виноват...
Еще больше Елена переживает за своих коллег.
– У нас перед ними долги, люди в шоке, в панике. Большинство не местные, переселенцы, в "Межигорье" жили и питались. Были как одна семья. Сейчас столовой нет, жилье заставляют освобождать.
Должен уйти из своего дома и мастер по лавочкам из Крыма – тот, у которого пятеро детей.
Лебединый "отец" Сергей Григорьев: Не знаю, как птиц учитывать
Сергей Григорьев в Межигорье занимается (заботился?) о лебедях, диких оленях и раненых птицах. Фото: facebook.com/serhii.hryhoriev.1
Работник Киевского зоопарка Сергей Григорьев пришел в "Межигорье" 22 февраля 2014-го и так и остался с местными животными. Семь лет назад он основал единственный в Украине приют для лебедей, и теперь сюда свозят больных раненых птиц из всех регионов. Из-за них и из-за диких оленей, которыми также занимается, Сергей пытается держаться в стороне от конфликта.
– Оно все в стадии решения. Уходить на должность мне предлагали, но не готов. Сказали, что уже не приют будет, а отдел, а я так не вижу. Потому что приют – это даже не зоозащитный, а социальный проект, он принадлежит к Межигорскому монастырю, при нем и должен остаться. Парку в любом случае будет прибавлять позитив, а заодно привлекать природоохранные фонды. Если будет отдел, идея может пропасть. Вот мне сказали, что все берут на учет. А я не знаю, сколько у меня лебедей. Восстановившиеся птицы улетают, и слава Богу. У нас очень выгодное расположение. "Межигорье" на правом берегу Киевского водохранилища, а по левому - сезонный трафик птиц. Когда лебедь залетает, видит море, летит за него, а там находит своих.
Пока мы разговаривали, Сергей собирался по делам в Киев. На спине рюкзак, а в рюкзаке... птенцы.
– Что делать, если их каждые 20 минут кормить надо? Выхожу из транспорта, жарко, они пищат, люди странно смотрят, а я им корм даю.
Григорьев понимает, что и ему из "Межигорья" придется уезжать. Вот только куда девать подпольное дело - приют для мелких птиц. Более 60 клеток...
Кинолог Николай Гарус: У них нет статьи на собак
Кинологический центр «Антеус» хорошо известен по всей Украине и за рубежом. С началом войны здесь начали готовить собак для ВСУ, а самое главное – собак-поводырей для потерявших зрение ветеранов.
Уникальный и фактически единственный в Украине проект оказался на грани краха.
– Мы во взвешенном состоянии. У них нет статьи расходов на содержание собак. Если просто соберем вещи и уйдем, животные будут брошены на произвол судьбы, - говорит руководитель "Антеуса" Николай Гарус. – Поэтому приняли решение оставаться возле питомцев, хотя нет финансирования, нечем кормить.
Некоторое время назад по центру был прилет, здание фактически разрушено, одна собака погибла, другие контужены.
- А все равно тренируем их каждый день, потому что не хотим лишать надежды ребят, которые ждут друзей-поводырей, - говорит Николай. Хуже всего, что понимания нет, что будет дальше. Скажут завтра "идите на выход" или не скажут...
И до большой войны в «Антеусе» регулярно проходили соревнования кинологов и служебных собак, а после вторжения стали готовить собак для ВСУ и собак-поводырей. Фото: mnp.org.ua/12/