Задолженность киевлян за водоснабжение, отопление и водоотвод достигла невероятных 7,5 млрд грн. В Киевтеплоэнерго обещают хроническим должникам штрафные санкции и напоминают, что мораторий на штрафы был отменен еще в декабре 2023-го. Что будет с долгами населения и можно ли платить частями поставщику услуг, выяснял Фокус.
Долги украинцев за коммунальные услуги накапливаются. Между тем набирает обороты реструктуризация, которая позволяет выплачивать долг частями. Специалисты отмечают, что реструктуризация может не только обезопасить потребителя от начисления штрафных санкций, но и помочь не потерять назначенную субсидию. Ведь потребителям, которые имеют задолженность за потребленные услуги более трех месяцев и которая превышает 680 грн, субсидия не начисляется. Что в Украине с долгами и как не остаться без воды и отопления?
Долги растут: 16% потребителей задолжали 4,5 млрд грн
Ситуация с оплатой услуг горячего водоснабжения и отопления более, чем сложная, сообщили в Киевтеплоэнерго. Общий долг киевлян за потребленные услуги горячего водоснабжения и отопления составляет более 6,2 млрд грн, а за услуги поставки холодной воды и водоотвода — около 1,2 млрд грн. То есть суммарный долг только за эти услуги составляет почти 7,5 млрд грн.
Общий долг киевлян за потребленные услуги горячего водоснабжения и отопления составляет более 6,2 млрд грн, а за услуги поставки холодной воды и водоотвода — около 1,2 млрд грн
По словам директора структурного подразделения "Энергосбыт" коммунального предприятия "Киевтеплоэнерго" Константина Лопатина, подавляющее большинство киевлян добросовестно оплачивают потребленные коммунальные услуги. Но в столице 160 тысяч лицевых счетов (из общих около миллиона) длительное время накапливают задолженность и не обращаются за реструктуризацией. "Почти 4,5 млрд долга приходится именно на эти 16%. Около 10% абонентов не осуществили ни одной оплаты за потребленные услуги за весь прошлый отопительный сезон 2023/2024 годов", — отметил Константин Лопатин, добавив, что хроническая неуплата критически сказывается на работе предприятий в условиях энергодефицита.
Должники: у кого-то нет денег, а у кого-то есть принципы
Долг в любом случае должен быть погашен, говорит энергетический эксперт Юрий Корольчук. Если есть причины, чтобы не оплачивать, — маленький доход, сложная жизненная ситуация — потребитель может обратиться за субсидией, а также к поставщику с просьбой реструктуризировать долг.
Что касается должников, то они разные. У большинства действительно не хватает денег на оплату, но и среди них есть люди, которые оплачивают счета хотя бы частично и стараются долги не увеличивать. По мнению эксперта, в обществе поддерживается некая иллюзия, что платить имеют возможность все — ведь все ходят в кафе, рестораны, на развлечения. Нет, говорит Корольчук, не все ходят в рестораны и не все имеют возможность платить. Но действительно есть потребители, которые не платят коммуналку даже при наличии денег — принципиально или руководствуясь какими-то своими соображениями. Это могут быть, например, владельцы нескольких квартир, которые сейчас прекратили сдавать жилье в аренду, соответственно, не получают дополнительный доход и не платят коммуналку. Или могут быть те, кто временно не проживает в этом жилье из-за того, что выехал за город, в другой город или за границу.
"Но здесь двух мнений быть не может: счета нужно оплачивать, — отметил Корольчук. — Сейчас из-за войны людям оставили возможность платить по старым тарифам за воду, тепло, но когда это все лопнет, какой будет цена? Вряд ли сегодняшние должники смогут платить за холодную воду по 100 грн за куб. Рано или поздно тарифы поднимутся, долги будут расти и возникнет патовая ситуация".
Операция "реструктуризация": как заключить договор
О возможности реструктуризировать долги за коммунальные услуги и не платить пеню напомнило коммунальное предприятие "Киевтеплоэнерго" (КТЭ) со ссылкой на заместителя коммерческого директора коммунального центра "Центр коммунального сервиса" (ЦКС) Юлию Петрик.
Договориться о реструктуризации долга можно путем заключения дополнительного соглашения с поставщиком
Эксперты подчеркивают, что речь идет не о списании долга, а именно о реструктуризации, то есть оплате долга частями. Заключить договор можно как офлайн, так и в онлайн-режиме. По словам Юлии Петрик, за последние полгода в ЦКС заключили 563 договора реструктуризации, из которых 344 — за услуги горячего водоснабжения и тепла. Это вдвое больше, чем за аналогичный период прошлого года. Все больше граждан пользуются этим механизмом, ведь реструктуризация позволяет не только обезопасить потребителя от начисления штрафных санкций, но и не потерять назначенную субсидию."Договоры заключают на услуги: снабжение горячей воды и тепловой энергии, централизованного водоснабжения и водоотведения, а также содержание домов и сооружений и придомовых территорий / управление многоквартирным домом, вывоз бытовых отходов", — сообщила Юлия Петрик.
Чтобы заключить договор реструктуризации, необходимо предпринять следующие шаги:
- обратиться в любой сервисный центр;
- без посещения сервисного центра дистанционно передать документы через мессенджер в Facebook, Skype или Telegram, или подписать договор с помощью ЭЦП;
- предоставить специалисту соответствующее заявление в произвольной форме;
- приложить к заявлению документы: паспорт (или ID-карту), карточку налогоплательщика (если ИНН нет в ID-карте), правоустанавливающий документ на квартиру и выписку из государственного реестра прав на недвижимое имущество.
Подробнее о договоре, способе оплаты и т.д. можно узнать на сайте ЦКС.
В то же время адвокат Адвокатского бюро "Ивана Хомича" Елена Воронкова отметила: договориться о реструктуризации долга можно путем заключения дополнительного соглашения с поставщиком. Однако, есть предусмотренные ограничения, в частности, что такая реструктуризация проводится на срок до 60 месяцев и о том, что на период погашения реструктуризированной задолженности общая сумма платежей, вносимых гражданами на оплату текущих платежей и платежей по погашению реструктуризированной задолженности, не может превышать 25% доходов, которые подаются работающими гражданами для назначения субсидий, и 20% — для пенсионеров и других лиц, получающих любые виды социальной помощи.
Что будет дальше: штрафы и отключения
В Киевтеплоэнерго считают, что единственным методом борьбы с хроническими должниками являются штрафные санкции, как того требует действующее законодательство. "В декабре 2023 года Кабинет Министров Украины принял Постановление №1405, которым отменил мораторий на применение штрафных санкций к должникам. Согласно части первой статьи 26 Закона Украины О жилищно-коммунальных услугах в случае несвоевременного осуществления платежей потребитель обязан уплатить пеню в размере, установленном в договоре, но не выше 0,01% суммы долга за каждый день просрочки", — напомнили в компании.
Важно Не слишком высокий тариф. Могут ли в Украине повысить цену электроэнергии для населения еще разВ то же время по мнению председателя Союза потребителей коммунальных услуг Олега Попенко, рост долгов за коммуналку — это системная проблема, которая не может быть решена чисто введением штрафов и отключениями за неуплату. "К сожалению полноценной реформы коммунального хозяйства так и не было проведено, — говорит эксперт. — С одной стороны, мы получили слишком высокие тарифы, которые физически не может оплатить большинство рядовых украинцев, а с другой — неплатежеспособную систему теплокоммунэнерго, которая имеет сверхвысокие тарифы на газ. То есть получается, что заложниками этой системы стали как предприятия теплокоммунэнерго, так и потребители. И введение штрафов не решит вопрос системно, потому что денег после этого больше не станет".
Олег Попенко считает, что сейчас речь идет не о безнаказанности, а о ряде слишком плохих принятых решений, которые привели к катастрофической ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве. И это связано не только с реформой ЖКХ, но и с жилищной реформой, к которой мы вообще не пришли. Предоставляя коммунальные услуги в многоквартирный дом, мы сталкиваемся с тем, что качество коммунальных услуг меняется уже внутри дома, где потери составляют 40-50%. И решить этот вопрос согласно действующему законодательству принципиально невозможно.
"90% жилого фонда нуждаются в капитальном ремонте, потому что там есть огромные потери тепла, воды, но у совладельцев — то есть жителей — нет на это средств. Поэтому я не вижу путей решения проблемы не только в краткосрочной, но и в среднесрочной перспективе. Нам нужны гигантские средства на восстановление всего жилого фонда — речь идет о сотнях миллиардов долларов", — подытожил Попенко.
Качество коммунальных услуг меняется уже внутри дома, где потери составляют 40-50%
А по мнению Юрия Корольчука, единственный выход из сложившейся ситуации — это ограничивать поставки услуг. "Думаю, что начнут со "средних" должников. Отрезать мелких потребителей сразу не будут, потому что это достаточно небольшие суммы. А трогать крупных должников опасно — можно наткнуться на какого-то нардепа или чиновника. Люди, причисляющие себя к "высшей касте" часто считают, что могут не платить. Смогут ли поставщики надавить на эту "касту" — вопрос открытый. Не исключено, что одного-двух чиновников и накажут, но это разве что для демонстрации".