В Верховной Раде заговорили о повышении акцизного налога на сладкие напитки. Что это — забота о здоровье нации или лайфхак для пополнения госбюджета? Фокус обсудил это с экспертами.
Финансовый комитет Верховной Рады поддержал законопроект о введении акцизного налога на сладкие напитки. Об этом в Telegram сообщил председатель комитета Даниил Гетманцев.
"Комитет рекомендовал принять законопроект № 9032-1 Михаила Радуцкого и коллег о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно введения акцизного налога на воды, включая минеральные и газированные, с добавлением сахара или других подслащивающих или ароматических веществ в первом чтении за основу", — написал он.
По его словам, такие действия будут способствовать защите здоровья людей путем введения дополнительных налоговых механизмов, направленных на уменьшение потребления населением сахара и подслащивающих веществ.
Введение акцизного налога на сладкие напитки должно способствовать защите здоровья людей путем введения дополнительных налоговых механизмов, направленных на уменьшение потребления населением сахара и подслащивающих веществ
Фокус поинтересовался, что именно предлагает законопроект и спросил экспертов, действительно ли сейчас нужна такая инициатива и сколько будут платить украинцы за газированные напитки в случае ее одобрения.
Акцизный налог на газировку: что предлагают депутаты
"Согласно расчету Минэкономики цена на напитки вырастет примерно на 4 грн на литр", — сообщил народный депутат Ярослав Железняк.
Законопроект сейчас предлагает:
- отнести к подакцизным товарам воды, включая минеральные и газированные, с добавлением сахара или других подслащивающих или ароматических веществ;
- установить специфическую ставку налога в размере 0,1 евро за 1 литр напитка. Плательщиками налога определяются производители и импортеры напитков.
Повышение налогов на сладкую воду: что говорят экономисты
Между тем специалисты по экономике и финансам рассказали Фокусу что идея введения налога на сладкую воду не нова, а в условиях дефицита госбюджета из-за войны и мобилизации, скорее всего, имеет шанс на реализацию.
"Эта идея активно прорабатывалась еще с 2019 года под общей эгидой уменьшения потребления населением напитков с большим содержанием сахара. Это полностью совпадает с Европейской Директивой, обязывающей проводить действия, связанные с уменьшением потребления сахара для уменьшения рисков заболеваний. Но в европейских странах ситуация немножко другая. Они реализуют Директиву в зависимости от финансового состояния, национального подхода к охране здоровья собственного населения, то есть здесь есть своя специфика. В Украине на сегодня главной идеей является не улучшение здоровья нации, а наполнение государственного бюджета. Поэтому сейчас вытягиваются из-под стола любые законопроекты, которые хотя бы в теории могут добавить средства в госбюджет", — пояснил Фокусу эксперт экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.
Он также добавил, что повышение акциза на сладкие напитки — не последний новый налог, которого стоит ждать.
"Мы с вами имеем сегодня кучу идей, которые в ближайшее время будут реализованы! Есть предложение увеличить налог на добавленную стоимость с 20 до 23%, предложение увеличить военный сбор до 5% и распространить его на ФЛП и т.д.", — добавил Пендзин.
Финансовый аналитик Андрей Шевчишин соглашается, что правительство пытается сейчас найти любые доступные альтернативы наполнения бюджета.
Эта идея активно прорабатывалась еще с 2019 года под общей эгидой уменьшения потребления населением напитков с большим содержанием сахара
"Теперь производители будут пытаться как-то снизить этот акциз, чтобы не так монументально повышать цены. Конечно, это приведет к росту отпускных цен", — прокомментировал ситуацию Андрей Шевчишин.
Эксперты напоминают, что во время полномасштабной войны повышение налогов — ожидаемые действия власти. Ведь один мобилизованный обходится госбюджету в сумму 1 млн 300 тыс. грн.
"Если мы хотим дополнительно мобилизовать 100 тыс. человек, нужно искать 130 млрд грн. Идея мобилизовать больше будет приводить к увеличению дефицита в госбюджете. На бумаге официально Украина имеет 1,7 трлн дохода, которые можно использовать на безопасность и оборону. Других направлений нет. Из заимствований ни одной копейки мы использовать не можем. С начала 2024 года у нас было 200 млрд перевыполнения средств из госбюджета, потому что американцы не предоставляли военно-техническую помощь. На сегодня — прямой дефицит по статье безопасности и обороны составляет до половины трлн денег. Где их найти? На сегодня хватаются за все, что в теории может принести хоть какую-то копейку. МВФ не интересует, где вы берете деньги, как вы их тратите. Главное, чтобы ваши доходы соответствовали вашим расходам", — отметил экономист Олег Пендзин.
На фоне обсуждения и откладывания непопулярных законопроектов об экономическом бронировании повышение акцизов на сладкие напитки считают менее раздражающим для общества.
"Поэтому эти все сладкие напитки — это повод. Основная цель — хоть какая-то дополнительная копейка. Стоит сказать и о том, что в перечне законодательных инициатив депутатов все они направлены на взимание дополнительных налогов и сборов с конечного потребителя, то есть нас с вами. Кто платит акциз? Конечный потребитель. Налог на добавленную стоимость? Мы с вами — конечный потребитель. Бизнес этот налог закладывает в цену товара. Военный сбор — опять же платит население. Это все направления, которые обсуждаются нашими депутатами. Это все дополнительные налоги на конечного потребителя, ведь именно он — основной источник дохода для госбюджета. А если посмотреть на бюджетную декларацию, которую приняли на прошлой неделе, на следующий, 2025 год, замораживаются социальные стандарты, то есть не будет повышаться ни прожиточный минимум, ни минимальная заработная плата. Согласно этим законопроектам, увеличивающим цены для конечного потребителя, инфляция составляет 10%, а она заложена в бюджетной декларации. Плюс замораживание социальных расходов, минимальной заработной платы, поэтому на следующий год и еще два года нас ждет реальное падение доходов населения", — отметил эксперт.