Порошенко и Червинский. Фото: из открытых источников
Залог за разведчика Романа Червинского, который внес фонд Петра Порошенко, вызвал неожиданный для благотворителя информационный эффект. Как бы подконтрольные ему медиа ни изобиловали новостями о победе над "политически мотивированным обвинением", освобождение "символа веры в правду" и новые коварные планы Офиса президента, наибольшие охваты в соцсетях набрали другие сообщения – а кто собственно оплатил банкет?
15 июля в Кропивницком апелляционном суде рассматривалось ходатайство защитников Романа Червинского об изменении ему меры пресечения. Слушание по обвинению СБУ в государственной измене продолжается уже больше года без особого успеха для обеих сторон, и решение об изменении меры пресечения уже давно назрело. Суд поддержал ходатайство и принял решение о назначении разведчику залога в 9 миллионов 84 тысячи гривен.
16 июля пятый президент отчитался, что внес залог и опубликовал соответствующую платежку. В нем указано, что средства уплатил Благотворительный фонд Порошенко. "Эти 9 млн грн олигарх взял не из своего кармана, как должно быть, а из собственного благотворительного фонда, который собирает с граждан донаты и активно рекламируется. То есть вместо войска эти деньги пошли на залог человеку, представляющему для Порошенко личный интерес. Какими бы благими намерениями в данном случае он не прикрывался, факт нецелевого использования средств очевиден", — написал журналист Сергей Иванов.
Фонд Порошенко сразу принялся опровергать обвинения. На странице организации в Facebook появилось сообщение: "Благотворительный Фонд Порошенко не открывает никаких сборов и не принимает на свои счета средства от посторонних физических и юридических лиц. Все проекты и грантовые программы, которыми занимается Благотворительный Фонд, финансируются исключительно средствами семьи Порошенко". Аналогичное заявление в соцсетях опубликовал и сам политик. Украинцам предлагают поверить на слово, ведь проверить действительно ли это невозможно – сайт фонда не отвечает, в публичном доступе нет ни одного отчета, проверить происхождение и движение средств на счетах нет возможности. Версия Сергея Иванова (которую также нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть) – средства могут опрокидывать между счетами Фонда Порошенко и ОО "Дело громад", которое связано с политиком и донаты от украинцев точно собирает.
При этом если пересмотреть устав Всеукраинской благотворительной организации "Благотворительный фонд Порошенко", то в V разделе сказано, что Фонд имеет право организовывать сбор благотворительных пожертвований от физических и юридических лиц. Раздел VI гарантирует – Фонд должен использовать благотворительные взносы юридических и физических лиц только согласно назначению, обусловленному лицом, внесшим этот взнос. В перечне целей, на которые могут быть использованы средства, отсутствует пункт о "внесении залогов для политических партнеров" или обвиняемых в государственной измене или других уголовных правонарушениях.
О возможных финансовых злоупотреблениях на благотворительности лидера "Европейской солидарности" пишут не впервые. В январе 2024 года политик опубликовал квитанцию о том, что перевел почти 157 млн грн на нужды украинской армии, приобретя военные облигации. Такое решение Петр Порошенко объяснил желанием "подставить плечо" государству в момент, когда Европейский Союз и США еще не приняли решения о выделении помощи Украине на текущий год. К тому же пообещал, что по истечении срока действия ценных бумаг инвестирует их в Украину "еще раз и еще раз" – пока государство не одержит победу в войне.
Но ситуация вышла как под копирку с залогом для Червинского – в ценные бумаги были внесены не собственные средства, а деньги Благотворительного фонда Порошенко, который согласно уставу может собирать донаты украинцев на военную помощь. На это первым обратил внимание эксперт Валентин Гладких. Согласно его подсчетам, почти 157 млн. грн. в ценных бумагах позволят политику за 22 месяца получить 32% прибыли, что составляет около 50 млн. грн. Более того, эта прибыль не облагается налогом. То есть, инвестировать деньги в военные облигации выгоднее, чем открывать депозиты.
"В платежке указано, что покупает облигации Благотворительный фонд Порошенко. Это фонд, куда украинцы донатят Порошенко на ВСУ. Это в том числе деньги украинцев на языки, рации и другие вещи для фронта, а не на заработок Петру Алексеевичу. Но он их решил прокрутить" с пользой для кошелька", – писал тогда Гладких в своем Telegram-канале.
Вернемся в устав. Он позволяет Фонду иметь вещные права на ценные бумаги. Но документ декларирует главное: Фонд является неприбыльной организацией, доходы и имущество Фонда не могут использоваться для удобства какого-либо отдельного участника Фонда.
Облигации были приобретены сроком 693 дня с номинальной доходностью 17,8%, с обязательной выплатой купонного (процентного) дохода каждые три месяца. Кроме того, ценные бумаги Порошенко приобрел через Международный инвестиционный банк, совладельцем которого он и является. Только за расчетно-кассовое обслуживание указанной операции в банке он получил около 1,5 млн грн дохода в виде комиссии.
Напомним, 16 января Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку установила перечень критериев для отнесения профессиональных участников рынка к важным, что позволит им бронировать сотрудников от мобилизации. В этот список вошли работники компаний, которые приобрели в 2023 году государственные облигации на сумму от 100 млн грн. Международный инвестиционный банк благодаря облигациям Благотворительного фонда Порошенко подпадает под эти критерии, но есть нюанс: согласно официальным данным, операция была проведена в январе 2024-го, однако не исключено, решение регулятора распространяется и на текущий год.
Первые процентные доходы от облигаций – почти 14 миллионов гривен – Порошенко получил в апреле. На подходе очередной "транш". О "реинвестировании" прибыли в оборону политик пока не сообщал. Недавно Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции опубликовало вывод, в котором сказано, что партия "Европейская солидарность" перевела через покупку облигаций 35 млн гривен из государственного бюджета на свой текущий счет. Перед покупкой политическая сила обращалась в агентство за разъяснениями, могут ли партии покупать так называемые военные облигации? Однако, не дождавшись ответа, купила их. Когда же НАПК ответило, партия сразу же их продала, сообщает Чесно.