Россия формирует еще один "теневой флот". На этот раз для транспортировки сжиженного природного газа
Россия решила сформировать «теневой флот» из танкеров для перевозки сжиженного природного газа – группа ранее неизвестных компаний, зарегистрированных преимущественно в Объединенных Арабских Эмиратах, за последний год стремительно покупала суда для перевозки СПГ, что привело к росту рыночных цен, особенно на старейшие суда, пишет Financial Times.
Согласно данным консалтинговой компании по управлению рисками для судовладельцев и правительств Windward, со второго квартала 2023 года более 50 судов для перевозки СПГ сменили владельцев на компании, зарегистрированные в ОАЭ. До этого подобные сделки были редкостью.
Команда группы по отслеживанию судов Kpler, занимающаяся контролем за рисками и соблюдением законодательства, заявила, что события на рынке танкеров для перевозки СПГ указывают "на сложную сеть морских операций, потенциально связанных с российскими интересами". В частности, некоторые из компаний-покупателей имеют непрозрачные структуры собственности, похожие на управляющие "теневым флотом" нефтяных танкеров Москвы.
По данным Kpler, некоторые из недавно приобретенных судов для перевозки СПГ сейчас курсируют по маршрутам, которые традиционно используются для транспортировки газа из России. Данные отслеживания судов показали, что одно судно загружает СПГ из Ямала.
Издание отмечает, что хотя на продажу российского СПГ западные санкции влияют меньше, чем на нефть, Москва предположительно готовится к усилению ограничений.
Так, торговля сжиженным природным газом приобретает все большее значение для российской экономики военного времени, обеспечивая ценный доход после потери трубопроводного экспорта в Европу после полномасштабного вторжения России в Украину в 2022 году. И ЕС, и Азия, крупные рынки сбыта российского СПГ, воздержались от введения запрета на импорт во избежание перебоев на мировом газовом рынке.
Однако Запад начал делать шаги по ограничению торговли. В июне ЕС одобрил ограничения, запрещающие разгрузку российского СПГ с крупных ледоколов на меньшие суда в портах ЕС, что значительно ограничивает возможности России по распространению своего газа по всему миру.
Трейдеры говорят, что «теневой флот» может облегчить торговлю по находящимся под санкциями проектам, а также активизировать операции России на рынке.
Согласно данным SSY, судостроительного брокера, занимающегося продажей судов между собственниками, в первую очередь выросла цена на более дешевые и менее эффективные суда для перевозки СПГ, которым более 15 лет.
«Рынок старых судов для перевозки СПГ с паровыми турбинами сократился из-за усиления экологических норм, а также благодаря значительному усовершенствованию технологии пропульсивных установок для СПГ. Но мы наблюдаем возрождение ценности этих типов судов. Отчасти это можно объяснить тем, что они переходят в «теневой флот»», - отметил управляющий директор по СПГ в SSY Тоби Дунипейс.
По словам Дунипейса, команда SSY по работе с СПГ всегда проверяет новых клиентов на соответствие санкциям, но последние события сделали риски «гораздо более значимыми», поскольку Россия готовится к предстоящим ограничениям на экспорт СПГ. Он добавил, что брокеру уже пришлось отказать нескольким потенциальным клиентам в этом году, в том числе одному из них на прошлой неделе из-за неудачной проверки на соответствие санкциям.
Россия приобрела десятки старых нефтяных танкеров на подставные иностранные компании для экспорта нефти, на которую введены санкции. Доходы от продажи нефти Москва использует для финансирования своей вое ы. Некоторые из кораблей также действуют как российские прослушивающие станции и перевозят оружие в РФ.Детальнее о том, как работает теневой экспорт нефти из РФ ранее рассказывали Артем Куюн и Иван Марченков.