Разработчики испытали приемники L5 Direct в разных регионах, где много помех GPS, в том числе на границе Украины и Польши. Военные уже могут их использовать, но есть проблемы.
Компания oneNav из Калифорнии (США) успешно испытала новую технологию, которая может решить проблему подавления спутниковой навигации GPS украинских дронов. Подробности она сообщила на своем официальном сайте.
Подавление спутниковой навигации лежит в основе многих систем радиоэлектронной борьбы, которые сегодня активно применяются против дронов на войне в Украине. Чтобы справиться с этим, oneNav предлагает нетрадиционное решение: удвоить мощность новейшего сигнала GPS, известного как L5.
Это гражданский стандарт, предназначенный для работы в диапазоне частот, зарезервированном для служб авиационной безопасности, в дополнение к существующим L1 и L2. Диапазон L5 транслируется частью созвездия GPS и другими глобальными навигационными спутниковыми системами, такими как европейская Galileo, китайская BeiDou и японская QZSS.
Инженеры oneNav разработали приемник "L5 Direct", изначально предназначенный для коммерческого использования в смартфонах и устройствах интернета вещей (IoT), но может пригодиться и беспилотникам. Как объяснил генеральный директор компании Стив Пойзер, приемник напрямую принимает сигналы диапазона L5 без предварительной фиксации на старых сигналах L1, что делает его устойчивым к попыткам глушения.
В апреле 2024 года оборудование успешно прошло испытания районах с высоким уровнем радиоэлектронных помех, в том числе на границе Украины и Польши, а также в Израиле, где тоже идет война. Специалисты oneNav сравнили производительность сигналов L1 и L5 там, где часто не работает GPS.
"В то время как исследователи наблюдали широкомасштабное глушение сигналов L1 по всему региону, от Финляндии до Турции, сигналы, которые напрямую получили диапазон L5, оказались невосприимчивы к попыткам помех", – заявил руководитель компании.
Стив Пойзер добавил что военные уже могут использовать приемники L5 в беспилотниках, высокоточном оружии, мобильных радиостанциях и системах слежения за войсками. Однако, несмотря на высокий потенциал, сигнал L5 пока не получил широкого распространения, поскольку его передают только 17 из 31 спутников GPS на околоземной орбите. Полная эксплуатационная готовность с 24 спутниками, транслирующими L5, ожидается не ранее 2027 года. Сигнал L5 является частью плана модернизации GPS, который будет внедряться постепенно по мере обновления созвездия.
В oneNav признают, что сигнал L5 полностью не сертифицирован для критически важных приложений и все еще считается "предэксплуатационным". Большинство существующих приемников GPS не оборудованы для использования сигналов L5. Еще одной проблемой стало внедрение Системы оперативного управления следующего поколения GPS, известной как OCX, которое отстает от графика на несколько лет, а без нее нельзя использовать возможности L5 на максимум.
Пентагон предпринял несколько инициатив, чтобы уменьшить свою зависимость от GPS и уязвимость в случае подавление ее сигналов. Например, Космические силы США стремятся использовать коммерческие инновации в технологиях PNT (позиционирование, навигация и синхронизация).
"Это разумная политика правительства — инвестировать в широкий спектр способов получения точного времени и местоположения в реальном времени. Однако GPS/GNSS — единственное глобальное решение, использующее существующую инфраструктуру, доступную сегодня как гражданским лицам, так и военным", – подчеркнул Пойзнер.
В комментарии изданию NewsWeek глава компании добавил, что использование приемников L5-direct может значительно изменить ход боевых действий в Украине, где подавление GPS влияет на все: от беспилотников и ракет до объектов критической инфраструктуры в тылу.
"Перевод критически важных технологий для войны на использование самого современного сигнала GPS сильно поспособствует преодолению российских глушилок", – заверил он.
Отставной контр-адмирал ВМС США Марк Монтгомери, член консультативного совета oneNav, в беседе с NewsWeek призвал американцев не заблуждаться на этот счет, поскольку помехи в работе GPS могут возникнуть в любой зоне боевых действий. Таким образом даже критически важная инфраструктура США находится под угрозой.