Вопрос охраны и сохранения культурного наследия, модернизма очень важен в Европе. В Украине также есть это понимание, однако сами процессы носят "точечный" характер и держатся прежде всего на общественных инициативах. "Апостроф" Lime пообщался с общественной деятельницей Марией Козакевич, которая основала инициативу "Франковск, который нужно беречь". Активистка рассказала о реставрации старинных дверей в Ивано-Франковске и подобном опыте в других городах.
Интересные годы: Алла Кудлай вспомнила гастроли в РФ и отношения с генералом-россиянином.
- Мария, можем ли мы говорить о комплексном сохранении культурного наследия в Украине? Зачем это нужно обществу?
– Сейчас, когда потеряно много памятников, музеев и библиотек, когда враг бьет по культурным институциям, мы начинаем осознавать, насколько наследие имеет значение. Когда только начиналась деятельность нашей инициативы, и мы уже имели определенные результаты, я поняла, что очень важно работу, связанную с реставрацией дверей, масштабировать на другие города, популяризировать наследие и мотивировать, вдохновлять людей действительно беречь то, что вокруг нас. Ибо любая нация без самоидентификации, понимания своих корней не может существовать. Но сначала слышала отзывы, что сохранение наследия – тема, которая может быть интересна только узкому кругу людей, даже журналисты общеукраинских изданий отвечали, что это неактуальная тема. Такое отношение возмущало, потому что если ты не знаешь, откуда ты, то ты как флюгер: куда дует ветер, туда ты и смотришь. Теперь видим, к каким печальным и трагическим последствиям такая позиция привела.
Где сейчас и как выглядит Тарас Петриненко - народный артист и автор неофициального гимна Украины.
– Ваша инициатива "Франковск, который надо беречь" живет с 2016 года. Что за эти годы считаете своим величайшим достижением?
– С первых дней инициативы мы работали в двух направлениях. Во-первых, это физическое сохранение дверей. Во-вторых, мы активно занимались популяризацией – экскурсии, продукция о городе и области, интерактивные выставки, распространение в соцсетях. Такая работа в совокупности имеет очень хорошие результаты. После девяти лет работы, самым большим достижением считаю то, что у людей изменилось отношение к наследию.
Мы не просто реставрируем двери, мы реставрируем историческую память горожан и восстанавливаем их ответственность за город. В комплексе популяризационная работа и положительные практические примеры сохранения создали во Франковске культуру бережного отношения. Люди начинают понимать ценность. Часто я, гуляя по городу, вижу отреставрированную дверь, которую жители спасают сами, уже не привлекая инициативу или высылают мне фото своей двери, чтобы поделиться радостью. Таким образом получается, что дверь стала инструментом к гораздо более глубокой цели – влюбить горожан в свой город, вызвать чувство гордости за него, заинтересовать в более серьезном изучении и исследовании города, возродить ответственность, показать, что они настоящие хозяева. И поверьте, когда самим горожанам будет в городе хорошо, то это и туристы почувствуют.
- Процесс, когда изношенные двери меняют на новые металлические или пластиковые – это обычное дело. Как Вы сотрудничаете с общественностью, донося идею, что старая дверь – это не дрова, а история, которую можно увековечить?
– Уникальность каждого города привлекает туристов. Разрушать своими же руками здания, создающие архитектурное лицо города, как минимум глупо. Ценность наследия эстетическая и историческая не для всех может быть важной, но есть другой аргумент, прагматичный и дальновидный – если человек является владельцем старинного здания, следует помнить, что сохраняя старинные элементы, столярку, окна, двери, паркет, печку, лепнину, плитку вы действительно еще больше монетизируете свою частную собственность. Снося все старинное, человек не только уничтожает дух города, историю, но и делает помещение безликим и пресным. И стоит отдавать себе отчет, что это очень плохой пример для следующих поколений – глядя на нас, они не будут ценить то, что создадим мы. А мы должны донести детям, что историческая тяглость должна продолжаться.
Если в советское время историческую память уничтожали (уничтожая сознательных людей, значимые здания и места), вытирали и переписывали, то мы должны вернуться к изучению правдивой истории. Если в наших сердцах и головах наконец появится ощущение, что мы свою историю знаем и ценим, тогда это будет жить и в нашем физическом отношении к вещам.
Алена Винницкая сделала откровенное признание, почему не хочет усыновлять ребенка.
- Творческий вайб, который Вы с единомышленниками создали во Франковске, привлекает людей из других городов, стремящихся перенять опыт…
– Да. Когда появилось много примеров отреставрированных дверей, и Франковск начал ими славиться, другие города захотели также перенять наш опыт. Когда в 2016 году мы начинали, это дело для Украины было новым, мы преодолевали многие вызовы как первопроходцы. Сейчас, пройдя этот путь, тем, кто обращается к нам за советом, нам уже есть что сказать, предоставить алгоритм действий, делимся знаниями. У нас сложились два вида сотрудничества с другими городами: либо люди на местах находят мастеров и сами реставрируют двери, либо привозят их во Франковск. Мы реставрировали двери в Луцке, Черткове, Черкассах, Коломые. В прошлом году имели опыт в Сумской области, где была уничтожена дверь в Тростянецком краеведческом музее. Мы с музейщиками решили их восстановить – сделать точную копию старых. А старые куски забрать в музей как экспонаты. Подобные успешные инициативы есть в Чернигове, Одессе, Ужгороде, Тернополе, Харькове и других городах. Франковск вдохновил всю Украину!
Вначале многие не понимали и не верили в нас. Считалось, что зачем возиться над "старьем", которое нужно выбросить, если можно новенький пластик поставить. Сейчас, когда на каждой улице есть несколько спасенных инициативой дверей, мы видим, что люди сами этого хотят и сами инициируют процесс реставрации. Нам тоже повезло с мастерами, я собрала хорошую команду фанатов города, единомышленников, специалистов своего дела – где и столяры, и мастера по остеклению, и кузнецы. Правда, многие ушли на фронт, а два мастера уже погибли…
- Принцип правдивой реставрации, который вы соблюдаете, требует ювелирного мастерства. Что тяжелее всего в работе?
- Когда мы демонтируем старинную дверь, на ее место ставим временную дверь из фанеры с надписью. Продолжительность реставрации зависит от многих факторов и длится от двух месяцев. Принцип правдивой реставрации подразумевает много нюансов. Если на дверях есть незначительные повреждения, вмятинки или потертости, мы их оставляем, чтобы люди могли увидеть и прикоснуться к следам истории. Если же есть значительные повреждения и нужно делать вставку, мы это делаем. Эти вставки называются протезами. Это символично, потому что сейчас протезирование ассоциируется с войной, ранеными, нашими защитниками. Выходит, что наши двери, которые также защищают дома, после "ранений" времени и активной эксплуатации также имеют протезы. Заплатки мы никогда не затемняем, чтобы можно было четко понятно, где старое, а где новое и соответственно прочитать историю двери по внешнему виду. Очень радует, что есть положительные примеры, когда после реставрации дверей вдохновенные жильцы начинают реставрировать фасад, объединяются, создают ОСМД, сажают во дворе цветы, делают в подъездах ремонт и новое освещение. Так что дверь подталкивает к следующим положительным изменениям.
Певица Lama рассказала, ответила ли Стивену Кингу, который упоминал ее в соцсети.
– Мария, а как быть с мегаполисами, которые все еще развиваются по российскому принципу? Засилье небоскребов, торговых центров, полуразрушенные памятки архитектуры… Это отсутствие вкуса или банальная некомпетентность депутатов?
- Это комплексная проблема, и, прежде всего, речь идет об отсутствии уважения к себе и людям вокруг. Люди не отдают себе отчет, что городскую ткань они просто по-хамски разрушают. А от этих вещей зависит комфорт города. Часто исторические ареалы настолько испорчены высотками, что изменяются виды и очертания города до неузнаваемости. Это еще идет со советских времен – знать свою историю было опасно, стерлось чувство, что я хозяин своего города. Часто главная цель – застроить, не думая об эстетике, комфорте, количестве зеленых зон, детских площадок, переполненной транспортной системе и т.д. У архитектора профессия похожа на профессию врача, где главным принципом должно быть не навреди. А приходящие к власти чиновники просто реализуют свои корыстные потребительские нужды.
- Расскажите, пожалуйста, о других культурно-просветительских инициативах, которые Вы продолжаете реализовывать во Франковске во время войны.
– Во время войны с реставрацией процесс немного затормозился. Мы сосредоточились сейчас на просветительских проектах, в том числе готовим к печати "Франківську абетку". Это интересное издание для детей, которые смогут не только научиться читать книги, но и читать наш город, ведь каждая буква рассказывает об интересностях Ивано-Франковска. Также есть для детей раскраска о городе с интерактивными задачами, детская настольная игра об архитектуре, карта отреставрированных дверей. Как многодетная мама понимаю, насколько важно прививать любовь ко всему своему с детства. После возвращения с фронта мужа, мы создали сайт инициативы – где есть информация об общественной деятельности, а также интернет-магазин с товарами, которые мы производим, чтобы еще больше популяризировать культурное и природное наследие Ивано-Франковской области, ремесла и традиции нашего края. Фактически это стало нашим ветеранским бизнесом.