Если вы хоть раз в жизни встречали закат на берегу моря, то наверняка с теплом вспоминаете те прекрасные моменты: по небу разливаются розово-алые краски, на водной глади мерцают блики заходящего солнца, а тихий шум волн ласкового прибоя убаюкивает сознание, замедляет поток мыслей и дарит ощущение расслабления и спокойствия. Проводив взглядом последние лучи солнца, скрывшегося за горизонтом, вы покидаете пляж и отправляетесь по своим делам. Вам хорошо. Вы в безопасности. А завтра утром вновь встанет солнце, и вы проведете еще один день, наслаждаясь безмятежностью и красотой этого мира.
Но задумывались ли вы о том, что испытывают люди, наблюдающие ту же самую картину не с берега, а из старой лодки, дрейфующей посреди моря? С заходом солнца границы воды и неба стираются, и вы оказываетесь в кромешной тьме. Тем временем под хлипким дном вашего судна начинается активная морская жизнь: акулы и другие опасные хищники начинают свою ночную охоту. Вам очень страшно, ведь у вас нет никакой уверенности, что вы сможете дожить до утра. А затем вы замечаете, как вода начинает медленно, но верно проникать сквозь щели бортов вашей лодки. Сюжет из самых страшных ночных кошмаров становится реальностью…
Именно в такой ситуации оказалась группа беженцев, пересекавшая Эгейское море в 2015 году. Двадцать человек, едва уместившихся в семиместную лодку, начали тонуть. Они выбрасывали за борт свои сумки, надеясь продержаться чуть дольше, но их судно все равно продолжало заполняться водой. Многие из пассажиров даже не умели плавать, поэтому готовились к худшему. Казалось, у них не осталось ни единого шанса на спасение.
Неожиданно две юные девушки прыгнули с лодки в воду. Они держали в руках веревку, конец которой был привязан к судну, и тянули ее за собой. Борясь с природной стихией, девушки упрямо плыли вперед — к спасительному берегу Греции. «В одной руке у меня была веревка, привязанная к лодке, я могла двигать только второй рукой и ногами. Три с половиной часа в море и твое тело… Не уверена, что могу описать это чувство. Тебя просто нет…», — позже рассказывала одна из спасительниц.
Тем не менее, они чувствовали, что не имеют права сдаться. «С нами были маленькие дети. Я толкала лодку, умирая от изнеможения, и улыбалась им: я не хотела, чтобы они понимали, насколько все плохо», — призналась младшая из девушек.
Ее звали Юсра Мардини, и ей было всего 17 лет. Второй спасительницей была ее родная сестра Сара, которая была всего на три года старше. Именно благодаря этим девушкам в ту страшную ночь лодка с беженцами все-таки достигла Греции, и все 20 пассажиров ступили на берег. Оказавшись на суше, Юсра еще не подозревала, что совсем скоро об их с сестрой подвиге узнает весь мир, а всего год спустя она сама примет участие в Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро.
Большая мечта двух маленьких девочек
Юсра появилась на свет в Дамаске, столице Сирии, в 1998 году. Ее отец профессионально занимался плаванием, но был вынужден оставить большой спорт, отправившись на военную службу. Он мечтал, что однажды его дочери, Сара и Юсра, воплотят мечту его юности и отправятся на Олимпийские игры в составе сборной Сирии. Девочки не противились желанию отца — напротив, им так сильно нравилось плавание, что они проводили все свое свободное время в бассейне, оттачивая мастерство. Полностью поглощенные спортом, они даже не сразу поняли, что на их родине началась гражданская война, стремительно перераставшая в глобальный конфликт в регионе.
Девочки просто жили в этой «новой реальности», а Олимпийские игры оставались тем самым лучом света, ради которого они просыпались каждый день и шли на тренировки. «Бассейн, в котором я занималась, постоянно подвергался обстрелам и бомбардировкам, потому что его считали военной базой. Однажды мне пришлось спрятаться под партой в школе. Это было очень опасно. Бомбы падали беспорядочно. Например, ты идешь, и вдруг падает бомба. А ты просто стоишь в стороне и ждешь, пока все успокоится. Потом продолжаешь идти, как будто ничего не произошло. Это стало „нормальным“ — вот что ужасно», — позже вспоминала Юсра в интервью Marie Claire International.
Первой «очнулась» Сара. Когда начали погибать ее знакомые, она поняла, что сейчас никому нет дела до сирийских спортсменов, и нужно бежать из страны. Она убедила Юсру в том, что если им вдвоем удастся выбраться, то они смогут спасти и родителей, подав заявку на воссоединение семьи. Отец выслушал их план и согласился. Он нашел людей, занимавшихся нелегальной перевозкой людей и товаров, которые пообещали помочь двум девушкам добраться до безопасного места. Прощаясь с дочерьми, отец попросил пообещать ему лишь одно: не пересекать Эгейское море на лодке, потому что это слишком опасно. Они дали папе слово, тогда еще не подозревая, что сдержать его не смогут.
- Принцесса Хайя бинт аль-Хусейн: история жизни, любви и бегства из эмиратов
«Они смотрели на нас, как на преступников»
Добравшись до Турции, девушки не смогли найти автобус до Венгрии, поэтому им ничего не оставалось, кроме как решиться сесть в лодку, переполненную такими же беженцами, которая должна была доставить их в Грецию. Первая попытка отплыть оказалась неудачной: им преградила путь турецкая береговая охрана. Лишь со второго раза они все-таки вышли в открытое море, где и столкнулись с катастрофой. «Может быть, меня и посещали мысли, что я могу умереть в пути, — говорила Юсра. — Но я и так была „мертва“, бессильна в моей собственной стране».
Будущая участница Олимпийских игр вспоминала, что многие люди, которых они встречали в своем вынужденном путешествии, смотрели на них, «как на преступников»: «Они боялись нас; не верили, что деньги, которые у нас в руках, настоящие. Как будто, если ты беженец, у тебя ничего не может быть. Еще мне было страшно, когда приходилось доверяться контрабандистам, которые вполне могли заниматься торговлей людьми».
При этом именно статус беженки (неформальный на тот момент) помог Юсре узнать, что в мире существуют и хорошие люди, неравнодушные к чужой беде. Так, например, по прибытии в Грецию они с сестрой хотели купить еду, но их просто отказались обслуживать. На изможденных девушек, слоняющихся по улице, обратила внимание местная жительница. Она подошла к ним, чтобы узнать, что с ними случилось, после чего отвела их к себе домой и подарила Юсре новые ботинки. «Кем бы ты ни был, и где бы ты ни оказался, ты можешь встретить не только зло, но и добро», — резюмировала спортсменка.
В Греции Юсра и Сара не могли легализоваться, поэтому им пришлось отправиться дальше — через Македонию, Сербию, Венгрию и Австрию — до самого Берлина. Некоторые участки пути девушки шли пешком, на других им удавалось поймать попутку или даже проехать на автобусе. Так или иначе, они оказались в конечной точке своего маршрута — центре для беженцев в столице Германии.
Потерять себя, чтобы обрести новый смысл жизни
С помощью переводчика Юсра смогла объяснить, что они с сестрой — спортсменки, и уговорить берлинский плавательный клуб Wasserfreunde Spandau 04 позволить им тренироваться у себя. Впрочем, к тому моменту Сару уже перестала интересовать олимпийская гонка. Пережив опыт бегства из родной страны, она решила посвятить себя правозащитной и волонтерской деятельности, оставив плавание лишь в качестве хобби. Юсра же, напротив, продолжила идти к своей мечте — Олимпиаде-2020 в Токио — вкладывая все свои силы в тренировки. И талантливую спортсменку заметили. Причем гораздо быстрее, чем она могла ожидать.
В 2016 году проблема беженцев была одной из самых обсуждаемых в Международном Олимпийском Комитете. За несколько месяцев до старта Олимпийских игр-2016 в Рио-де-Жанейро глава организации, Томас Бах, объявил о создании особой команды, в которую смогут войти спортсмены, по тем или иным причинам не имеющие возможности выступать на соревнованиях от своей страны. Она получила название «Сборная беженцев». Юсра Мардини стала одной из 10 ее участников. «Поначалу мне было тяжело, — признавалась она. — Я не хотела, чтобы меня называли беженцем. Конечно, я понимала, что являюсь одной из них, но мне не хотелось, чтобы мир узнал меня именно так. Мне потребовалось некоторое время, чтобы с этим смириться».
Несмотря на то, что Юсра боялась уничижительно-снисходительного отношения из-за ее статуса беженки, она решилась выступить за новую сборную на Олимпийских играх. Ее стыд и сомнения рассеялись, стоило ей только выйти на стадион. Она внезапно поняла, что именно статус беженки дает ей силу вдохновлять других людей, показывать своим примером, что все возможно.
Юсра Мардини во время церемонии открытия Олимпийских игр-2016 в Рио-де-Жанейро
«На церемонии открытия я почувствовала: «Теперь это не просто моя мечта. Речь идет о том, чтобы что-то изменить. Речь идет о том, чтобы доказать, что да, в жизни можно пройти через множество трудностей и не получить то, о чем ты изначально мечтал, но это не отменяет того, что ты все равно можешь совершить великие дела“», — убеждена она.
К началу Олимпийских игр-2020 у Юсры Мардини появился шанс стать частью сборной Сирии, но она отказалась, решив остаться со своей прежней командой. Более того, спортсменка стала послом доброй воли ООН, тем самым подчеркнув важность своей новой миссии — помогать беженцам и привлекать внимание общественности к проблеме нелегальной иммиграции.
- Сила и равенство: 6 феминисток, которые вдохновляют бороться за свои права
Пару лет назад Netflix выпустил фильм «Пловчихи», рассказывающий историю двух сестер-спортсменок, бежавших из Сирии. В нем есть доля художественного вымысла, однако он достаточно правдиво показывает, как мечта попасть на Олимпийские игры не только спасла жизнь главным героиням, но и помогла им обрести более глобальные цели, стать вдохновляющими примерами для многих людей по всему миру, столкнувшихся с трагедиями и переставших верить в лучшее.
В конце концов, не стыдно быть бедным, родиться в «не той» стране или «не том» социальном статусе. Стыдно даже не попытаться изменить ситуацию и сдаться на самом старте.
Фото: Getty Images, Shutterstock
В материале использованы цитаты из интервью Юсры Мардини Marie Claire International