24 июля на платформе Apple TV+ завершился показ юридического триллера «Презумпция невиновности» с Джейком Джилленхолом в главной роли. Его сюжет основан на одноименном романе Скотта Туроу, который был опубликован в августе 1987 года. Это уже вторая экранизация произведения после полнометражной киноадаптации Алана Пакулы (1990), где основную партию исполнил Харрисон Форд. В рецензии ниже рассказываем, что нового по сравнению с предшественником предлагает этот мини-сериал и что из этого идет, а что не идет ему на пользу.
Плюсы:
достойное переосмысление романа и оригинального фильма; хорошие актерские работы, особенно от Джилленхола и Сарсгаарда; со временем сериал полностью оправдывает свою принадлежность к юридическому триллеру; концовка может удивить;
Минусы:
первая половина сезона по большей части распыляется на не особо интересные вещи и, как следствие, медленный темп повествования не идет на пользу; концовка некоторым может показаться сомнительной;
«Презумпция невиновности» / Presumed Innocent
Жанр юридический триллер, драма
Шоураннер Дэвид Э. Келли
В ролях Джейк Джилленхол, Рут Негга, Билл Кэмп, Элизабет Марвел, Питер Сарсгаард, Лили Рэйб
Премьера Apple TV+
Год выпуска 2024
Сайт IMDb
Заместитель окружного прокурора Чикаго Расти Сабич берется за расследование жестокого убийства своей коллеги Кэролин Полимус, которую нашли забитой насмерть и связанной в собственном доме. Но дело выходит из-под контроля, когда Расти сам становится единственным и главным подозреваемым в совершении этого преступления. Косвенные улики всячески указывают на причастность мужчины, поэтому дело доходит до суда, который и должен определить, действительно ли Сабич поддался эмоциям и совершил то, о чем будет сожалеть до конца жизни.
Перед создателями новейшей экранизации стояла непростая задача, ведь современная интерпретация как литературного, так и кинематографического материала требовала определенного переосмысления.
Оно заключается в том, что, во-первых, Кэролин Полимус образца 2024 года — персонаж несколько сложнее, заметно отличающийся от обольстительной блондинки-предшественницы, которая прокладывала себе путь по карьерной лестнице через постель. Во-вторых, зрителям, знакомым с первоисточником или первой экранизацией, вряд ли будет интересна уже знакомая развязка. И вот здесь нужно было найти адекватное сценарное решение. Насколько оно таковым стало — вопрос открытый.
Если ждать от сериала напряженного юридического триллера в духе фильма Алана Пакулы, на первых этапах просмотра многих зрителей ждет большое разочарование. Загвоздка в том, что почти вся первая часть сезона распыляется на семейные проблемы супругов Сабич и их детей. То есть, фактически юридический триллер уступает место не слишком увлекательной семейной драме.
Вот супруги ведут длиннющие диалоги, что их сыну подростку наверняка понадобится психолог. Вот они уже сами на приеме у психотерапевта. Вот жена Расти, Барбара, из-за резонансного дела мужа лишается работы и вынуждена терпеть осуждающие взгляды окружающих. Вот женщина находит утешение в душевных разговорах с симпатичным барменом. Вот монтажер набрасывает бесконечные флешбеки страстных отношений главного героя и убитой. А вот разным персонажам снятся причудливые сны, один из которых о взрыве головы и как будто выполз где-то из сатирических «Пацанов».
Учитывая запредельное количество этих страдальческих метаний, в конце концов возникает справедливый вопрос: когда уже сюжет дойдет до сути дела? Когда начнется то, ради чего мы собрались у экранов? Когда, черт возьми, наконец-то станет интересно? И, к чести опытного шоураннера Дэвида Э. Келли, работавшего над кучей криминальных или судебных шоу («Закон Лос-Анджелеса», «Большая маленькая ложь», «Отыграть назад», «Любовь и смерть»), интересно действительно становится.
«Презумпция невиновности» по-настоящему расцветает, когда действие из кабинета психолога или душевой Расти Сабича наконец переносится в судебный зал: здесь сериал действительно оправдывает свою первоочередную жанровую принадлежность, да так, что оторваться от экрана практически невозможно.
Аргументы обеих сторон в той или иной степени выглядят убедительно. Страсти накаляются, а напряжение в определенный момент достигает своего апогея. При этом здесь хватает персонажей, кто может попасть в ваш персональный круг подозреваемых. Подкрепляться эти догадки могут визуальными метафорами, которые сообщают о том, что едва ли не каждому есть что скрывать (в том числе, и в первую очередь, самому Расти, двойственную натуру которого нам будут подчеркивать неоднократно).
Даже сам Чикаго, над небоскребами которого камера совершит не один красивый оборот, превращается не то чтобы в участника событий, а скорее — в то злосчастное место, которое существенно влияет на всех причастных. Здесь не осталось пространства для счастья. Здесь постоянно происходят ужасные расправы (что подтверждает реплика одного из героев). Здесь какая-то тягучая, сплошь пессимистическая атмосфера, подчеркнутая нарочито обесцвеченным кадром. Очевидна мысль, что судебный зал — это не всегда о справедливости, а нередко — о политике или даже каких-то корыстных мотивах.
Прекрасный перфоманс выдал Питер Сарсгаард, в персонаже которого мало приятного, но злодеем его точно не назовешь. Кстати, Сарсгаард женат на старшей сестре Джилленхола Мэгги, тоже актрисе, которую вы могли видеть в «Темном рыцаре» Кристофера Нолана, так что в кадре между собой антагонизировали, по сути, родственники.
«Презумпция невиновности» слишком много времени тратит на семейные отношения и душевные муки героев, что может отпугнуть ту часть аудитории, которая надеялась на увлекательный триллер с детективной интригой. Но во второй половине сезона шоу дает именно то, что от него и требовалось, так что в этом случае вознаграждены будут самые терпеливые.
Вывод:
«Презумпция невиновности» однозначно стоит внимания, даже если вы знакомы с первоисточником или триллером 90-го года с Харрисоном Фордом.