Шерлок Холмс вдохновил и отдыхает: украинский ретродетектив набирает обороты
Увлекаясь в детстве, как и большинство ровесников, приключениями Шерлока Холмса, я перечитал все, что написал о своем не слишком любимом герое сэр Артур Конан Дойл. Тем более что времена уже были перестроечные, и отпущенная в полусвободный рынок полиграфическая отрасль разошлась на полную. Кооператоры-издатели дошли даже до печатания подражаний Дойлу, написанных другими авторами. Идея детектива «о нашем Холмсе», которую я подростком не развил дальше собственно идеи, была буквально разлита в ноосфере и лишь ждала тех, кто воплотит ее в книгах. После ряда малоизвестных попыток она удачно воплотилась в цикле романов Бориса Акунина (псевдоним Григория Чхартишвили) об Эрасте Фандорине, хотя и с принципиально отличающимся героем: вместо сугубо частного детектива, откровенно не уважающего полицию, — именно полицейский следователь.
Пример Акунина вдохновил последователей жанра «ретродетектива» и в Украине. На роль отечественного аналога Фандорина, очевидно, имеет полное право претендовать Иван Пидопригора. «Майбутній найкращий сищик імперії працює філером Київського охоронного відділення. Однак злочинці та бунтівники не знають кордонів міст і країн, тож служба підкидає йому небезпечні пригоди не тільки в київських закапелках, а й у Криму, Одесі, селах по всій країні та навіть у Петербурзі з Фінляндією», — так аннотируется книга авторства Владислава Ивченко «Стовп самодержавства», неоднократно выходившая в свет в нескольких издательствах, сначала с продолжением «…або дванадцять справ Івана Карповича Підопригори», а в новых изданиях — уже и «тринадцять справ». О популярности у читателей героя и его приключений свидетельствует выход очередного издания в 2023 году. Цикл, начатый в 2011-м, насчитывает уже восемь отдельных книг (первая из которых, «Стовп», была написана в соавторстве с Юрием Камаевым).
Пустив корни на украинском литературном поле, ретродетектив обрел у нас ярко выраженные региональные особенности. Авторы из разных краев выбрали верный путь, придавая своим исторически-детективным произведениям местный колорит. Это было очень целесообразно, учитывая давний рост интереса читателей к «України інкогніта». Удачным примером такого подхода стал «Капітан Алоїз» Александра Гавроша, ретророман из одноименной книжной серии издательства «Фолио». Отмеченное дипломом «Коронації слова» в 2012 году, произведение было переиздано в доработанной версии в 2022-м.
Опытный ужгородский писатель традиционно для себя обратился к исторической теме. (Стоит напомнить, что именно благодаря Гаврошу из небытия возродился реальный персонаж Иван «Кротон» Фирцак, знаменитый закарпатский силач. Вдохновившись почти забытым романом закарпатца Антона Копинца «Іван Сила на прізвисько «Кротон» (1969), Гаврош написал свою версию «Неймовірні пригоди Івана Сили, найдужчої людини світу», которую в 2009 году экранизировал Виктор Андриенко, после чего Фирцак стал одним из брендов Закарпатья, кроме прочего, появившись в виде памятника в родном селе Белки бывшего Иршавского района.
Полная версия романа Копинца, близкого друга силача Кротона, также увидела свет в 2014 году. К сожалению, менее удачной получилась попытка Александра Гавроша популяризировать героя многочисленных мармарошских легенд разбойника Пынтю (он же Григор Пынтя или Пынтя Храбрый). Ряд детских книг о приключениях Пынти пока не сделали эту фигуру «мармарошского Робин Гуда» хоть немного сопоставимой с легендарным Довбушем на украинских карпатских просторах, в отличие от соседней Румынии, где Пынтя давно занял место в пантеоне национальных героев.
В романе «Капітан Алоїз» читателям открывается Ужгород (Унгвар) конца XIX века, когда город был заштатным административным центром провинциального комитата Унг Австро-Венгерской империи, маленьким и невзрачным. Главный герой, капитан полиции Алоиз Штримфля, вместе с другими персонажами («потраплянцями» в прошлое из Ужгорода 2000-х годов) будет вести крайне запутанное дело, густо замешанное на мистике. Поэтому читателя ждет не столько игра разума, сколько история с переселением душ и прочей потусторонщиной. Недаром у каждого раздела романа в качестве эпилога есть жуткая народная басня из жизни нечистой силы (такие до сих пор популярны в Закарпатье). Знакомые с жизнью ужгородской богемы найдут дополнительное удовольствие в узнавании прототипов главных героев романа, отыскавших сокровенный портал (конечно же, на кладбище) и начавших челночничать в Унгвар 1870-х, неплохо там обустроившись и ведя двойную жизнь на два дома и два времени.
И если ужгородец Александр Гаврош открывает читателям древний Ужгород с малоприглядной стороны (чего греха таить, так оно и было), то хмельниччанин Юрий Даценко делает наоборот. В его «історіях провінційного хірурга» открывается древний Проскуров (не все знают, что раньше так назывался Хмельницкий), неизвестный и неожиданный. Действие первой книги пятитомного сериала «Пастка для різника» происходит в Проскурове 1888 года. Главным героем этого и последующих ретродетективов будет не полицейский, а врач — Яков Ровнер, волею судьбы ставший главным врачом и параллельно — медицинским экспертом полицейского управления. Сюжет романа изложен на обложке книги, но от этого не становится менее неожиданным до самой развязки — «…з певних причин Яків має підстави вважати, що в подільській провінції орудує той самий Джек Різник…» Впрочем, не меньше, чем сюжет, восхищает сам Проскуров — тогдашнее пограничье Российской империи, — который усилием автора становится некой подольской Одессой с ее еврейским колоритом, говором и юмором. Как и Александр Гаврош, Юрий Даценко не чуждается сурового реализма в описании родного города позапрошлого века («…вулиці [Проскурова] щедро ділилися з перехожими пахощами стічних рівчаків, кінського гною та відігрітої ранньою весною землі… і понад усім тим панував усюдисущій запах диму із безлічі міських печей»).
Любителям архитектуры будет интересно узнать об исторических сооружениях города, таких как Тюремный замок в центре города («за зразковим проєктом») или аптека Деревоеда (оба объекта существуют и сейчас, хотя и не без изменений). Вероятно, для многих станет открытием еврейская составная часть нынешнего Хмельницкого («слова «Проскурів» та «євреї» були чи не взаємопов’язаними. Місто просто не вдавалося собі уявити без богообраного народу, бо євреї у Проскурові були повсюдно»). История с замком Ниренберга, где проводили собрание местные масоны, наводит на параллели с венской виллой Артура Шницлера, которая легла в основу фильма Кубрика.
Дебютировав с «Пасткою для різника» в 2019 году, Юрий Даценко за пять лет издал уже пять романов с главным героем Яковом Ровнером, проскуровским врачом и по совместительству детективом неместного масштаба — и, похоже, останавливаться на этом не планирует.
Карта провинциальных городов Украины, в которых разворачиваются ретродетективы, постоянно расширяется. Недавно в нее попал и Старый Самбор.
«...Австро-Угорщина, березень 1905 року. Повертаючись додому на вакації, студент Орко Лінинський на вокзалі стає свідком наглої смерті дівчини, яка видається йому віддалено знайомою... Хто міг піти на вбивство в сонному провінційному Старому місті? Невже, як то кажуть, у тихому болоті чорти водяться?» — так анонсируется роман Наталии Тисовской «Справа про чорну ропу», получивший в 2024 году Первую премию литературного конкурса «Коронація слова» и специальное отличие «Золотий пістоль» за лучшее остросюжетное произведение, «яке відтворює мовні й культурні особливості підавстрійської України початку ХХ століття, пропонує читачам поринути в неповторну атмосферу галицької провінції».
Какой город появится на этой карте следующим?