Новое исследование показало, что черви в Зоне отчуждения живут без единого радиационного повреждения.
После взрыва реактора на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 года территория вокруг нее и близлежащий город Припять были строго закрыты для посещения. Радиоактивные материалы, выброшенные в окружающую среду в результате катастрофы, подвергли местные организмы воздействию крайне небезопасных уровней ионизирующего излучения, что значительно увеличило риск мутации, развития рака и смерти. Но теперь ученые считают, что это коснулось далеко не всех, пишет Science Alert.
Потребуются тысячелетия прежде чем Чернобыль снова станет безопасным для проживания людей. Люди это понимают, а потому стараются держаться подальше, однако животные все еще живут здесь, несмотря на все риски.
У Фокус. Технологии появился свой Telegram-канал. Подписывайтесь, чтобы не пропускать самые свежие и захватывающие новости из мира науки!
Десятилетиями ученых привлекает эта территория, а результаты тестов животных, обитающих здесь, показывают, что они подверглись явным генетическим в сравнении с животными за пределами Зоны отчуждения. Но новое исследование показывает, что науке все еще слишком мало известно о том, как радиация влияет на живые организмы.
В новом исследовании команда из Нью-Йоркского университета сосредоточилась на изучении нематод, собранных в Чернобыльской зоне. Ученые изучили крохотных круглых червей и обнаружили, что они, похоже, никоим образом не пострадали от радиации, несмотря на все опасности их среды обитания.
По словам ведущего автора исследования, биолога Софии Тинтори, они с коллегами сосредоточились на изучении нематод, так как эти микроскопические круглые черви присутствуют в различных средах обитания, в том числе и в других организмах.
Предыдущие исследования уже показали, что нематоды могут быть невероятно выносливыми: несколько исследований показало, что они способны пробудиться спустя тысячи лет после пребывания в вечной мерзлоте.
У нематод очень простые геномы, а продолжительность их жизни невероятно коротка — в результате за короткий промежуток времени ученые могут изучить сразу несколько поколений. Все это, по мнению ученых, делает нематод идеальными модельными организмами для изучения целого ряда вещей: от биологического развития до восстановления ДНК и реакции на токсины.
В своем исследовании Тинтори с коллегами сосредоточились на изучении нематод вида Oschieus tipulae, который обычно обитает в почве. Команда собрала образцы из гнилых фруктов, опавших листьев и почвы, используя счетчики Гейгера и защитные костюмы. Далее исследователи культивировали около 300 собранных ими червей в лаборатории и отобрали 15 образцов для секвенирования генома.
Далее команда сравнила секвенированные геномы с геномами пяти образцов нематод того же вида, собранных в Германии, США, Маврикии, Австралии и на Филиппинах. Результаты исследования показали, что черви были более генетически похожи друг на друга, чем на других червей с генетическим расстоянием, соответствующим географическому расстоянию. В то же время ученые не обнаружили никаких повреждений ДНК от радиационной среды у образцов, собранных в Чернобыльской зоне.
Ученые также провели тесты на потомках каждого из 20 штаммов червей и не обнаружили корреляции с окружающим излучением, которому подверглись предки нематод. В результате команда пришла к выводу, что нет никаких доказательств того, что среда в Зоне отчуждения каким-либо образом воздействовала на геномы нематод.
Авторы исследования полагают, что их находка в дальнейшем может помочь исследователям попытаться выяснить, почему некоторые люди более подвержены риску развития рака, чем другие.