Ожидается, что программа Raider будет включать более 100 бомбардировщиков, при этом большая часть их производства будет осуществляться по контракту "затраты плюс". Это означает, что ВС США — и, в свою очередь, американские налогоплательщики — возместят компании дополнительные расходы, которые она понесет в связи с инфляцией
ВС США намерены поддерживать программу B-21 Raider в соответствии с графиком и в рамках бюджета, несмотря на потенциальное увеличение расходов, о котором предупредила компания Northrop Grumman, являющаяся генеральным подрядчиком. Разработанный на замену B-1 Lancer и B-2 Spirit, B-21 стремится избежать чрезмерных расходов, которые могли бы нарушить закон Нанна-МакКерди.
Фокус перевел статью о парадоксальном сопернике новейшего бомбардировщика B-21 Raider.
- Хотя сначала производство будет ограничено 21 самолетом из-за соображений стоимости, в рамках программы планируется поставить более 100 бомбардировщиков, а полная производственная программа продлится до 2030-х.
- Однако быстрый технологический прогресс вызывает опасения по поводу жизнеспособности и актуальности этих дорогостоящих бомбардировщиков в долгосрочной перспективе.
Время — главный враг B-21 Raider?
Воздушные силы США предприняли все усилия, чтобы убедиться, что будущая основа их флота бомбардировщиков останется в рамках графика и бюджета, даже когда Northrop Grumman — главный подрядчик B-21 Raider — предупредил, что стоимость самолета может вырасти.
Программа B-21 была изначально спланирована таким образом, чтобы избежать нарушения закона Нанна-МакКерди (Nunn-McCurdy Act), которое может произойти из-за неконтролируемой стоимости разработки. Этот закон, который был принят в 1983 году, позволяет законодателям лучше управлять стоимостью основных программ оборонных закупок, поскольку требует от Пентагона информировать законодателей в случае превышения стоимости или графика программы более чем на 15%.
Будущий бомбардировщик был разработан для замены устаревших самолетов B-1 Lancer и B-2 Spirit, находящихся в настоящее время на вооружении, и для работы вместе с еще более старым B-52. В январе Raider вошел в стадию мелкомасштабного начального производства (LRIP) и, хотя это дорогостоящий самолет, производитель Northrop Grumman объявил этой весной, что ожидает на этом этапе убытков. По данным TheAviationist.com, аэрокосмическая компания может потерять до 1,56 миллиарда долларов на производстве первых Raider.
В результате первые пять серийных партий B-21 составят всего 21 самолет.
Проблема времени: достаточно ли бомбардировщиков B-21 и будут ли они своевременными?
Ожидается, что программа Raider будет включать более 100 бомбардировщиков, а большая часть их производства будет осуществляться по контракту "затраты плюс". Это означает, что ВС США — и, в свою очередь, американские налогоплательщики — возместят компании дополнительные расходы, которые она понесет в связи с инфляцией.
Как сообщалось ранее, похоже, что стоимость растет, и программе грозит не достичь ожидаемого минимума в 100 бомбардировщиков даже к концу 2030-х годов. ВС ожидают, что к началу 2030-х годов в строй встанут от 24 до 30 "Рейдеров", а темпы закупок в этот период достигнут пика — около 10 самолетов в год.
По словам Марка Ганзингера, директора по будущим концепциям Института аэрокосмических исследований имени Митчелла и участника дискуссии на AFA, нынешний план Министерства обороны (DoD) предусматривает, что к 2033 году парк бомбардировщиков будет насчитывать 133 самолета — это даже меньше, чем 141 бомбардировщик B-1, B-2 и B-52 Stratofortress, находящихся сейчас на вооружении, что уже является минимальным показателем в истории ВС.
Надолго ли сохранится превосходство нового самолета?
Наибольшее беспокойство сейчас вызывает сохранение преимуществ самолетов в течение 15 с лишним лет, которые потребуются ВС США для получения всей партии, состоящей хотя бы из сотни B-21 Raider. Технологии развиваются стремительными темпами. Искусственный интеллект (ИИ), машинное обучение, квантовые компьютеры, автономные системы и т. д. постоянно развиваются, но многие из нынешних платформ могут устареть к тому времени, когда они достигнут полномасштабного производства (FRP).
ВС уже заявили, что будут стремиться к разработке автономных беспилотников — расходуемых "верных помощников", не думая о том, что такие платформы должны будут оставаться на вооружении в течение десятилетий.
На конференции Ассоциации воздушно-космических сил начальник штаба ВС генерал Дэвид Олвин заявил: "Мне не нужен парк коллективных боевых самолетов, который прослужит 25-30 лет. Если самолет служит 25 или 30 лет, он должен делать все, кроме тостов по утрам".
Таким образом, Воздушным силам, возможно, придется смириться с суровой реальностью: производство дорогостоящих бомбардировщиков займет слишком много времени, и к тому моменту, когда они поступят на вооружение, будут уже устаревшей техникой, годящейся разве что для приготовления тостов.
Об авторе
Питер Сучиу — журналист из Мичигана. За свою двадцатилетнюю журналистскую карьеру он участвовал в работе более чем четырех десятков журналов, газет и веб-сайтов, опубликовав свыше 3 200 материалов. Регулярно пишет о военной технике, истории огнестрельного оружия, кибербезопасности, политике и международных делах. Питер также является автором статей для Forbes и Clearance Jobs. Вы можете следить за ним в Twitter: @PeterSuciu. Напишите автору по электронной почте: [email protected].