Скандалы в Украине уже стали обыденностью.
Во время войны они в основном и касаются военных. Но есть вопросы. Почему одних судят сразу, а других, несмотря на огласку, будто не замечают? Сегодня будем в этом разбираться на примере дела, в котором фигурирует эксразведчик Роман Червинский.
На днях он сделал несколько громких заявлений, которые нельзя упустить. Подробнее об этом читайте в эксклюзиве TSN.ua.
Кто такой Роман Червинский?
Имя и лицо Романа Червинского стало известно широкой публике в декабре 2021 года, когда он решил выйти в публичную плоскость из-за срыва масштабной операции с задержанием группы боевиков ППК "Вагнер". Во второй раз фамилия Червинского появилась во всех новостях в 2023 году, когда ему объявили подозрение в превышении служебных полномочий. По данным стражей порядка, в 2022 году полковник вместе с другими людьми решил самовольно провести спецоперацию по захвату самолета ВКС РФ, пилот которого якобы согласился перейти на сторону Украины. Российский пилот-беглец должен был перегнать военный самолет РФ на аэродром "Канатово" в Кировоградской области. Однако эта операция закончилась провалом, а по аэродрому вонзили российские ракеты. В результате этого удара погиб командир воинской части, были ранены 17 бойцов и уничтожены два украинских истребителя.
Сам Роман Червинский и его защита отрицают обвинения, спецоперацию называют согласованным, а дело – политически мотивированным. Полковник также считает дело местью из-за обнародования в 2021 году данных о саботаже на уровне Офиса президента и срыве спецоперации по задержанию российских наемников из ППК "Вагнер".
Полтора года он провел в СИЗО. В середине июля 2024 года Червинскому изменили меру пресечения, позволив внести залог, и он вышел из-под стражи. Но уже через три дня суд отправил полковника под домашний арест уже по другому делу – по подозрению во взяточничестве. 29 июля эксразведчик в интервью "Украинской правде" сделал ряд громких заявлений, разлетевшихся по сети. В частности, Червинский назвал имя того, кто дал добро на операцию, но утверждает, что впоследствии документы уничтожили.
Роман Червинский подробно описал, как планировалась операция на Канатовом и на каком этапе он к ней присоединился. Так, в июле 2022 за день до операции, рассказал Червинский, он отправил в ее пределах четырех человек в одном направлении вместе с представителями Воздушных сил ВСУ создавать "коридор" для пролета. Бойцы взяли с собой ПЗРК-системы. Около 12:00 или 13:00 состоялось очередное совещание с участием Червинского, его руководителя-генерала и генерала военно-морских сил, тоже участвовавшего в этой операции.
"Приняли решение, что я вместе со своими 25 солдатами и офицерами выезжаю также на "Канатово" для обеспечения безопасности. Вдруг эта операция все-таки состоится, самолет прибудет, мы должны были забрать этого пилота безопасно. Было принято решение, что военнослужащие самого аэродрома не знают об этой операции, потому что там их очень много – тысячами насчитываются – и раньше была информация, что у них есть люди, сообщающие россиянам, там есть контакты с россиянами."
Детали спецоперации
По словам Червинского, около 16:00 или 18:00 он и другие участники операции вылетели вертолетом из Васильковского военного аэродрома в направлении Кропивницкого, где продолжали эту операцию.
ЦИТИРУЕМ: "Санкцию на использование вертолета давал командующий Военно-воздушными силами по просьбе командующего нашего территориального командования "Центр", с которыми было совещание у нас. Со мной летел представитель этого командования. Мы вместе улетели. Это Олег, и на видео видно, что это он общается с российским пилотом. И там еще было несколько людей, которые настраивали нам связь. А ребята мои поехали автомобильным транспортом. готовились к этой операции."
Жена российского пилота не приехала?
Он также сообщил, что во Львов был откомандирован сотрудник СБУ, ведь именно туда должна была прибыть жена того же российского пилота, который и должен был перегнать самолет в Украину. Но женщина не приехала в два часа, как это было запланировано. Червинскому было известно об этом факте, однако он решил все равно оставаться на аэродроме. По словам Червинского, через четыре часа после этого россияне устроили обстрел "Канатового".
"Обстрел произошел через четыре часа. Мы были на аэродроме "Канатово". Мои сотрудники были рассредоточены по территории, то есть никто не пострадал, кроме двух, прибывших в центр этого аэродрома: они получили легкие телесные повреждения обломками стекла. Я успел спуститься в бомбоубежище" ."
Почему "прилетело" по аэродрому?
Однако эту операцию Червинский не связывает с обстрелом аэродрома. Он также ответил, как отреагировал на то, что вместо российского самолета по аэродрому "прилетают" вражеские ракеты:
"Как я уже сказал, мы уже понимали в два часа, что скорее всего, этого не будет. Рядом со мной был представитель Военно-воздушных сил. Когда мы все это планировали, они сказали, что обстрел аэродромов — это обычное дело. Плановые риски, так называемые, это военный объект, который является, согласно международным конвенциям о войне, операцией не могла быть причиной обстрела. поэтому ракетой по операции не стреляли. Она запускалась по тем объектам, которые находились на аэродроме независимо от того, была ли там операция или не была.
Почему решили продолжать операцию?
Эксразведчик также объяснил, почему даже после того, как жена российского пилота не прибыла во Львов, было решено все равно продолжать операцию.
"Потому что если бы мы просто снялись и уехали, а этот пилот все же подлетел, они (силы ПВО, которые там дислоцировались) не знали бы, как реагировать, а люди из Военно-воздушных сил, которые были рядом со мной, знали алгоритм действия, знали, как действовать в этой ситуации. Мы не могли там бросить все просто так.
Подозревали ли, что пилот может блефовать?
После этого, по словам Червинского, с так и не явившимся российским пилотом имели контакты представители СБУ. Самому полковнику не были известны причины, почему пилот не прилетел, потому что этими вопросами занималась СБУ. Он также ответил, не возникало ли у него на этапе разработки операции ощущение, что возможно российский пилот блефует, и не пытается перегнать самолет, а ведет какую-то свою игру:
"Риск игры всегда существует, убрать его невозможно. Об этом знали представители Военно-воздушных сил, которые отвечали за безопасность перелета, за безопасность всех участников, и никаких возражений на этот счет не было. Мы никоим образом не ослабили ни ПВО Украины, ни ПВО аэродрома, мы ему (российскому пилоту – ред.) ничего не открыли, мы не дали ему возможности просто залететь… Вопрос стоял таким образом: это может быть игра. То есть оперативный сотрудник провел целый ряд… Там же у них было три кандидата».
Почему был избран именно этот русский пилот?
Объяснил Червинский и то, почему избрали 35-летнего российского пилота Романа Носенко. По словам полковника, у него не было контактов с ФСБ России, и он вел себя более-менее корректно. Например, у другого пилота и его девушки были прямые контакты с ФСБ: работник СБУ получил распечатку их телефонных звонков и увидел, что эта девушка заезжала в Москву в помещение ФСБ. И еще раз подчеркивает — операция не несла рисков.
"У Носенко были проведены те же мероприятия: его телефоны проверили – у него не было контактов с ФСБ. У его жены было несколько, но она объяснила это тем, что является сотрудницей воинской части, психологом, кажется, а ФСБ использует психологов для полиграфов, Например, поэтому СБУ не имела возражений относительно продолжения этой операции. Военно-воздушные силы также не имели возражений. Никаких. Я считаю, что их не было и вообще нет. Никакой информации мы им не передали, кроме информации, что мы заплатим им средства, если они привезут самолет, и сделаем им документы других стран или Украины, если они захотят».
Роль Червинского в спецоперации
Полковник также прояснил свою роль в операции по захвату российского самолета и рассказал, на каком этапе он к ней присоединился. По словам Червинского, когда СБУ собрала определенный объем информации и когда там решили, что российский пилот действительно готов прилететь, то работники спецслужбы "обратились к нам за помощью, чтобы продлить операцию".
"СБУ не могли сами оценить самолет, создать коридор в воздушном пространстве, обеспечить ему безопасность перелета и сопровождение, его посадку. Поэтому они обратились к нам с целью контактирования с Военно-воздушными силами, и для того, чтобы организовать эту операцию, то есть чтобы ее Далее.
По закону мы создавали условия для проведения этой операции. То есть Военно-воздушные силы создают возможность для перелета самолета; СБУ контролирует ту часть, является российский пилот агентом или нет, делает он игру или не делает; мы на своей базе создаем возможности для этого. Наш руководитель докладывал Залужному по этой ситуации – развитие событий. И фактически на последнем этапе наша роль была в том, что нас привлекли к тому, чтобы не разглашать информацию – Военно-воздушные силы не хотели разглашать информацию своим военнослужащим на аэродроме – мы были привлечены, чтобы прибыть на аэродром; в случае посадки самолета мы забираем этого пилота безопасно и доставляем его в Киев".
И опять же подчеркнул, что ракетный удар по аэродрому "Канатово" произошел потому, что идет война, и "обстрелы происходят постоянно".
"Никаким образом никто не создал условия для этого обстрела. В СБУ провели свой анализ и обвинили меня прямо в том, что я виноват в этом обстреле. Если бы это было, я бы уже отбывал наказание. Прошло уже полтора года. Они в дело понаписали таких вещей… Во-первых, они скрыли то, что сотрудник СБУ участвовал в этом., что сам решил отправить людей под видом учений. Хотя это был план и все знали об этом.
Кто давал добро на сделку?
Как утверждали правоохранители, полковник вместе с другими людьми решил вроде бы самовольно провести спецоперацию – без согласия госорганов и спецслужб. Но сам Червинский это категорически отрицает. По его словам, сначала у него было устное добро от тогдашнего главнокомандующего ВСУ Валерия Залужного, потом было и письменное согласие, но, как утверждает эксразведчик, впоследствии его уничтожили.
"Я доложил своему руководству. Руководство доложило Залужному. Залужный дал санкцию на проведение этой операции. Первая санкция была устной. Она была направлена на то, чтобы мы выяснили возможность проведения такой операции."
Червинский о СБУ
Червинский рассказал, что когда работники СБУ предварительно обсудили с российским пилотом все детали перелета, и подошли к необходимости "создания авиационных условий для перелета, они обратились ко мне". После этого он вместе со своим командующим поехал к командующему ВВС, чтобы сообщить ему о замысле СБУ. Командующий ВВС дал контакт руководителю одного из территориальных центров, поэтому Червинский со своим командующим поехал к командиру низшего звена. Тот выделил сотрудника, который поговорил с российским пилотом о технических вопросах перелета, проверил, владеет ли он правильным сленгом, и подтвердил, что это действительно пилот.
"На этом этапе мы повторно докладываем Залужному, что Военно-воздушные силы подтверждают, что это пилот, подтверждают возможность того, что даже если это даже игра со стороны пилота, то он не сможет никоим образом проникнуть на нашу территорию, потому что в воздушном коридоре, который мы ему предоставим, его в случае чего собьют. И уже тогда в документальном виде мой командир докладывает Залужному.
Письмо было уничтожено?
Червинский утверждает, что со стороны Залужного была письменная санкция. Она находилась у полковника, но ее уничтожили. Впоследствии нашлось письмо Залужного СБУ.
"Когда Залужный подписывал эту санкцию, то параллельно написал письмо СБУ, в котором просил с целью проведения совместных мероприятий отправить их сотрудника, чтобы он зашел в группу и выполнял свою часть работы. Этот документ остался, он по делу есть. СБУ долго его не показывала, что его не существует, что сотрудник не был откомандирован и так далее нашелся. То есть мы не имели контакт с пилотом. санкцию Баканова — экспредседателя СБУ. Он написал на этом санкцию, что "я согласен с этим", и отправил сотрудника.
Залужный ответил!
К слову, 30 июля бывший главнокомандующий Вооруженными силами, а ныне посол Украины в Великобритании Валерий Залужный отказался прокомментировать слова эксразведчика Романа Червинского о том, что якобы он давал разрешение на проведение операции по переманиванию российского пилота. Об этом говорится в письме, подписанном Залужным, которое посольство Украины в Великобритании направило по запросу "Общественного". Отмечается, что посольство "не владеет информацией", а потому имеет право отказать в удовлетворении запроса. Червинский в то же время убеждает, что российский пилот не знал, на какой именно украинский аэродром будет перегонять самолет. И обвиняет СБУ в фальсификации со стороны следствия.
Он не знал, какой аэродром, куда он будет лететь. Это все скрывалось. Он знал, что есть три аэродрома, а на который он сядет, куда его докажут, он не знал. Если посмотреть видео, там так и будет написано от ВВС, что "тебя встретят на границе, ты снижаешься на определенную высоту, дальше тебя два самолета встретят и поведут дальше". стороны следствия СБУ».
Кто встал на защиту Червинского?
В ходе следствия в защиту Червинского становились некоторые военные. Кроме того, в феврале этого года депутаты Ивано-Франковского городского совета написали обращение в комитет Верховной рады Украины по вопросам правоохранительной деятельности по политическому преследованию и аресту Червинского. В обращении они призвали создать временную следственную комиссии ВРУ относительно злоупотреблений и нарушения законов Украины руководством органов досудебного расследования и суда. Однако не все в этой истории так просто. Заявление сделала и жена командира, погибшего в результате атаки по аэродрому "Канатово". Женщина считает, что дело политизируется, чтобы набить себе новые очки, и надеется теперь только на справедливый приговор суда. Она тоже служит в Силах обороны Украины.
Почему эта история наталкивает думать о "двойных стандартах"?
В то же время, это дело наталкивает и на другие вопросы. А не действуют ли в нашей стране двойные стандарты? Как так получается, что по Червинскому уголовное производство открыли быстро, а вот некоторых генералов кто-то прикрывает. Например, несмотря на общественный резонанс и готовность бойцов свидетельствовать, против известного генерала Юрия Содоля до сих пор не открыли производство. А по данным журналистов, его еще и могут просто списать со службы по ВСУ, комиссовать так сказать, по состоянию здоровья. А отвечать за Кринки, Мариуполь и Харьковское направление, интересно, кто будет? Или ко всем разные подходы, а, возможно, дело в звании или связях? И хотя здесь идет безумная огласка, не меньше общественность возмутили и "безумные дела" военкома Евгения Борисова из Одессы, да, того же с виллой где-то в Испании и который во время войны умудрился потусить с семьей на Сейшелах. Там история до сих пор тянется, хотя доказательств и подозрений уже море.
В настоящее время Борисов обвиняется по трем статьям Уголовного кодекса Украины: использование заведомо подложного документа, неявка вовремя на службу без уважительных причин военнослужащим (кроме срочной службы), совершенное в условиях военного положения, уклонение военнослужащего от несения обязанностей военной службы путем иного обмана, совершенное в условиях военного положения. Обвиняемый сейчас находится под стражей, по этому делу ему грозит до 10 лет тюрьмы. Впрочем, когда будет приговор — вопрос интересный и открытый, как и то, а не получится ли он “сухим из воды”. Ведь напомним, кроме этого, уже направлен в суд обвинительный акт в отношении военкома по факту незаконного обогащения более чем на 142 млн грн. Также ему было доложено о подозрении в организации легализации имущества, полученного преступным путем в особо крупных размерах.