Как нам пережить зиму? Что делает власть
Сегодня вопрос «Как нам пережить зиму?» стоит перед каждой украинской семьей и страной в целом. Свой действенный ответ на него должны дать как центральная власть (парламент, правительство и президент) и органы местного самоуправления (главы громад и местные рады, начальники военных администраций населенных пунктов), так и сами люди. Что мы лично можем сделать, чтобы обезопасить себя и свое жилье от возможных зимних катаклизмов? Ведь Россия ослаблять давление не собирается. Ее ракеты с удвоенной силой будут продолжать бить по нашим объектам энергетики.
Но в первой части статьи поговорим о действиях власти в такой экстремальной ситуации.
«Минздрав предупредил»
Известная надпись на сигаретных пачках «совковых» времен замечательно характеризует стратегию, выбранную центральной властью во время подготовки к зимним проблемам. К сожалению, ответственные за энергетику должностные лица вместо того, чтобы вести честный и открытый диалог с обществом о текущей ситуации в отрасли, занимаются подстиланием соломки под себя — если зимой будет плохо, они смогут сказать: «А мы вас предупреждали!». Только в последнее время риторика должностных лиц немного изменилась и топовые чиновники начали обещать, что «Украина пройдет эту зиму». Конечно.
Понятно, что в эту зиму самым важным будет обеспечение электричеством, и здесь в моем понимании ситуации возникает определенный когнитивный диссонанс.
Так, еще весной правительство подало на рассмотрение ВР законопроект о достройке третьего и четвертого энергоблоков Хмельницкой АЭС, общая стоимость которой в ценах 2017 года составляла 72,5 млрд грн, а срок достройки — три и четыре года соответственно.
Мало того, практически в те же дни с большой помпой в присутствии посла США в Украине Бриджит Бринк, министра энергетики Германа Галущенко и других высокопоставленных должностных лиц залили первый бетон в фундамент новых пятого и шестого энергоблоков Хмельницкой АЭС. Общая стоимость проекта — 10 млрд долл., срок реализации — пять лет. Амбициозная цель проекта, по словам Германа Галущенко, — «вытеснить россиян с европейского рынка атомной энергетики, и это большой геополитический проект общего интереса США и Украины».
Можно, конечно, согласиться, что это стратегический приоритет для США, но насколько это уместно во время войны и разрушенной электрогенерации для нас? Словно оправдываясь, чиновники заявляют, что «реализация проекта будет осуществляться исключительно за счет средств АО «Национальная атомная энергогенерирующая компания «Энергоатом» с привлечением кредитных возможностей, без использования средств государственного бюджета Украины».
Простите, но у «Энергоатома» нет собственных средств — только платежи населения и бизнеса, поэтому и затраты, и кредиты, и проценты будут оплачивать украинцы, и это с большой вероятностью (даже непременно) приведет к повышению тарифов на электроэнергию. Насколько же этот проект сейчас ко времени? Кто-то спросил украинцев?
Но нельзя сказать, что центральная власть вообще устранилась от решения текущих проблем с электроснабжением. Например, 7 июня КМУ принял постановление №673 о финансовой поддержке физических лиц, устанавливающих у себя солнечные панели или ветровые электростанции. Это довольно экзотические средства решения зимних сложностей, тем более что Украина — не Израиль, где солнце светит практически круглый год: у нас в критические месяцы солнца вообще можно не увидеть. Кроме того, правительственная поддержка сводится к компенсации процентов, тело же кредита должна выплачивать сама семья, но стоимость оборудования для альтернативного энергообеспечения такая, что далеко не каждая семья может позволить себе его купить, даже в кредит.
Есть еще одна неприятность, о которую могут споткнуться желающие. Дело в том, что помощь они могут получать только через определенные КМУ банки, а последние устанавливают свои правила оформления кредитов. Поэтому, например, если вам за 60, то никакой банк вас к программе не подпустит! То есть наиболее уязвимая категория населения — пенсионеры — помощь от государства не может получить в принципе. Фактически эта программа рассчитана на поддержку не людей, а банков.
Конечно, центральная власть может вспомнить о международной помощи нашей энергетической системе. Например, только от американского народа через Агентство США по международному развитию (USAID) поступили тысячи единиц техники и товаров, но это же не заслуга правительства и власти. Наоборот, здесь возникает огромный вопрос: где оно все? Видимо-невидимо вопросов.
Где 1082 (!) генератора, поступивших от США? На какие объекты, в какие города они пошли? Установлены ли они? Приняты ли в эксплуатацию?
Где 145,5 км труб для теплосетей? В каких они городах? Проложены ли, заполнены ли теплоносителем?
Где газотурбинная станция мощностью 28 МВт, способная обеспечить электричеством 100 тыс. домов, школ и других объектов? Где 122 мобильные котельные, каждая из которых может обогреть больницу или другое критически важное социальное заведение?
Ответы на эти вопросы не должны быть военной тайной, наоборот, даже если не отмечать конкретную локацию, жители названного города или села могли бы намного спокойнее встречать зиму, зная, что имеют дополнительный источник тока или тепла в случае чрезвычайной ситуации. Здесь я не упоминаю о том, что для каждого генератора или мини-котельной надо пройти ряд технических процедур и потратить на это средства из местного бюджета — изготовить проект, установить «железо», подвести все коммуникации, провести испытания и официально ввести в эксплуатацию. Иначе вся эта «бесплатная» заграничная конфета превратится в металлолом и никого от тьмы и холода не спасет. И здесь появляется целая куча проблем…
Во-первых, средства. Нельзя сказать, что в местных бюджетах их нет (по итогам 2023 года на их счетах осталось около 50 млрд грн), но использовать их местная власть не может — правительство запретило передавать их собственным коммунальным предприятиям (!). А это не только блокирует установку нового оборудования, полученного в рамках международной помощи (только за технические условия надо заплатить 80–130 млн грн), но и не дает подготавливать свои предприятия теплообеспечения к отопительному сезону. Ведь правительство не упростило и не удешевило для муниципалитетов присоединение, а позволило присоединяться с дальнейшим оформлением документов и уплатой за это миллионов частным компаниям. Вот это помощь!
Во-вторых, облэнерго требуют заплатить за подключение дополнительных мощностей. Даже если зарезервированные мощности есть, но не используются, — все равно плати! А есть еще одно обстоятельство: мэры, услышав о планах Министерства образования и науки повысить зарплаты учителям, начали заранее подготавливать финансовую «подушку», поскольку по опыту знают, что из центра на это деньги не дадут. Их можно понять, потому что «образование» — это защищенная статья расходов, за невыполнение — уголовная ответственность, а за «теплоснабжение» — нет, поэтому пусть коммунальщики еще посидят без денег. Об американских генераторах можно вообще не вспоминать — полежат на складах до следующей зимы, есть же не просят!
Долги КМУ перед… НАК «Нафтогаз України»
Нет, вам не показалось, ситуация выглядит так: хозяин задолжал своим наемным работникам. При этом крайними оказались коммунальные предприятия по всей Украине. На протяжении многих лет, когда менялась стоимость газа, предприятия теплокоммунэнерго закупали его по новой цене, но пока НКРЭКУ не изменит тарифы, продолжали начислять населению платежи по старой. Так у предприятий скапливались долги — на сегодняшний день, по подтвержденным данным Минрегиона, они составляют 36 млрд грн.
Что делала в этой ситуации НАК «Нафтогаз»? Ясное дело, блокировала счета. И сегодня тепловики не могут начать подготовку к отопительному сезону 2024/2025, потому что сидят без оборотных средств. В этом году «Нафтогаз» показал прибыль 25 млрд грн и по (негласной) договоренности перечислил 14 млрд грн в госбюджет, чтобы дальше их отдали тепловикам, а те — вернули «Нафтогазу». От такой «прокрутки» и «Нафтогаз» ничего не теряет, и предприятия платят долги и начинают ремонты, и даже правительство выполняет свои обязанности перед местными предприятиями.
Но в этом году нехитрая комбинация не сработала — вмешался Минфин и забрал эти конкретные деньги на выплату зарплат и социалки. Проел, как говорят, одномоментно и бесповоротно. И на подготовку к зиме не вернул из госбюджета разницу в тарифах, которую должен, предприятиям тепло- и водоснабжения. А это уже более 50 млрд грн.
А еще ситуация на местах усложняется тем, что с каждой гривни, полученной за тепло и горячую воду, предприятие отдает 65 копеек «Нафтогазу». Почему такие привилегии только по одной статье платежей предприятия? Может, потому, что в советниках премьер-министра Дениса Шмыгаля и на должности заместителя главы наблюдательного совета «Нафтогаза» находится одно и то же лицо — Наталия Бойко?
В итоге можно сказать, что в состоянии войны правительство принимает необоснованные управленческие решения.
Что делает местная власть
В отличие от власть предержащих с Банковой и Грушевского, полностью зависящих от капризных политических ветров (то есть их практическая деятельность минимально влияет на их должностное положение), мэры городов и главы местных громад прямо зависят от результатов своей работы на должности. Какой бы ни был хороший и умный мэр на видосиках, но если в городе плохо с водой и вывозом мусора, в следующий раз жители за него не проголосуют.
Именно поэтому уже начиная с весны, когда были нанесены критические удары по украинской энергоструктуре, местная власть начала активно закупать генераторы, искать и восстанавливать законсервированные мощности тепловой и электрической генерации, которых, кстати, осталось много на остановленных промышленных объектах. Но самое главное — мэры предложили людям не сказочные ветровые и солнечные электростанции «на балконах», а то, что самое нужное и пригодное в этой ситуации, — электрические генераторы.
В Бердичеве, Борисполе, Кременчуге, Лубнах, Львове, Харькове, Днепре, Одессе, Тернополе, Черновцах, Луцке и других городах начали действовать программы прямой поддержки жителей ОСМД и ЖСК, покупавших на свои дома генераторы.
Но еще дальше пошел Киев — власть города переступила через главный «камень преткновения» по доступности таких инициатив для всех жителей города: теперь компенсацию могут получить жители всех без исключения многоквартирных домов, а не только ОСМД и ЖСК. Для этого надо провести общие собрания совладельцев дома, избрать управляющего дома и коллективно взять на себя соответствующие обязательства. По своему опыту скажу, что это не просто организовать, но возможно, а если подкрепить протокол таких сборов подписями половины жителей, то остальное — формальности.
«Отныне совладельцы домов с этажностью до шести этажей смогут получить до 100 тыс. грн компенсации, домов от семи до 16 этажей — до 200 тыс. грн компенсации, а домов от 17 этажей и с кровельными или встроено-пристроенными котельными — до 300 тыс. грн компенсации», — сказал на сессии депутат Киеврады Александр Бродский. Здесь нужно понимать, что в этой процедуре «стулья — утром, а деньги — вечером», то есть сначала надо собрать деньги и купить, а потом уже просить компенсацию. (Детально об этом — на сайте КГГА.) Поэтому, возможно, жителям нужно будет сначала взять кредит на приобретение генератора или договориться с продавцом об отсрочке оплаты — ну что же, надо немного «покрутиться».
В каких случаях генераторы являются критическими в случае отключения электричества? В домах выше семи-восьми этажей для подачи воды необходима бесперебойная работа насосов подкачивания, что и должны обеспечить генераторы. То же касается и циркуляционных насосов для подачи теплоносителя и для работы лифтов в многоэтажном доме. Об электроснабжении отдельных квартир и домов мы поговорим во второй части статьи.
В Киеве, кстати, это уже четвертая муниципальная программа после двух «70 на 30%» для энергоэффективных проектов и «95 на 5%» для замены лифтов (первый показатель — доля компенсаций из городского бюджета). Здесь стоит отметить, что такие проекты, кроме финансовой выгоды, хорошо влияют на сплоченность жителей — даже если не все 100% делают взносы, люди все равно чувствуют себя объединенным сообществом, а вместе переживать неприятности легче.