Вообще о Бангладеш, где на фоне массовых протестов отстранили от власти премьер-министра, нужно писать отдельно и обширный текст. Но если коротко – по истории и настоящему этой страны можно было бы снимать эпическую трагедию с элементами черной комедии.
Первоначально территорию, населенную бенгали – мусульманами по специфическим причинам в голове британских колонизаторов объединили с Пенджабом и окрестными территориями, образовав единый Пакистан, разделенный Индией. Их объединяла номинально одна религия, но издания ислама на Индостане очень разные, а этнический состав и языковую карту разных частей «Пакистана» объединяло только то, что и урду (главный язык Пенджаба), и бенгали (главный язык Бангладеш) – это индоевропейские языки. Ну как примерно Украину и Испанию объединили бы в одно государство на основе того, что оба языка индоевропейские, а религия – христианство.
Затем – благодаря Индии – «восточный Пакистан» обрел независимость. Но из-за наплыва в индийские штаты Западная Бенгалия и Ассам миллионов беженцев, с Индией перессорился. Потом помирился. Потом снова поругался. Это едва ли не завершилось открытой войной 2001 года. Но обошлось.
И это все во время бешеных политических качелей от попыток в демократический социализм, в демократический капитализм (на глобальном юге такое сочетание – привычная практика) к авторитаризму и военной диктатуре. Идут даже споры о том, сколько именно военных переворотов произошло в стране после 1971 года, потому что методология подсчета допускает варианты.
Уже бывший премьер Шейх Хасин был у власти дважды – с 1996 до 2001 и после 2009 года. Она – дочь одного из основателей государства, Муджубура Рахмана, убитого во время переворота 1975 года. Ее саму едва не убили во время покушения во время избирательной кампании 2001 года (в результате теракта погибли 15 человек), а затем она в 2008 году скрывалась от преследований со стороны военных в США. Но в том же году вернулась и выиграла выборы. С тех пор удерживая власть.
На фоне всех этих бурных событий в стране безумно росло население: сейчас там живет более 170 млн человек на площади в четверть Украины. Плотность населения – более 1000 человек на км кв Бангладеш – преимущественно отстала аграрная страна, но благодаря уникальному плодородию дельты Ганга она себя более-менее кормит. Но зарабатывает, конечно, на другом. На экспорте газа и иностранных инвестициях, в том числе западных корпораций.
Создала ли страна уникальные условия для работы западных инвесторов? Как можно было догадаться по рассказу выше – нет. Но военизированная охрана фабрик, отсутствующие экологические нормы для вредных производств, рабская сила для текстильного производства делают страну привлекательной для специфических производств, где надо либо чихать на экологию (и совсем чихать, чтобы кислота лилась по улицам), либо чихать на права работников (платить им мизер, использовать детский труд, нарушать нормы, которые даже в Китае или Юго-Восточной Азии нарушать уже нельзя).
Большинство населения вынуждено выживать, поэтому подчиняется этим практикам. Которые не то чтобы сильно изменились за последние 15 лет. Карьера или хотя бы полурабская работа на западных или восточных производствах – хорошая ролевая модель. Для части населения приемлемым вариантом является бегство в Индию (где с правами мусульман большие проблемы, но контраст есть даже при таких условиях), бегство в Британию (в Британии сейчас живет более миллиона бенгали, из них где-то 70% – из Бангладеш), или найм в полурабство в странах Ближнего Востока.
При этом Бангладеш является местом жесткой конкуренции между Индией и Китаем. В мечтах товарищей из Пекина – прямой или опосредованный контроль за этой страной. Которая является буквально воротами в Индию.
Короче, когда жалуемся на свою горькую судьбу, надо помнить, что хуже может быть всегда.