Маяки Ukraine Facility и МВФ: к ним нужно прийти, а не пытаться обойти
Чтобы получить финансовую помощь Евросоюза в рамках программы Ukraine Facility, сначала надо серьезно потрудиться, — 50 млрд евро просто так с неба не падают. Финансирование в рамках программы Ukraine Facility, а также программы финансирования Международного валютного фонда напрямую зависит от выполнения индикаторов, предусмотренных соответствующим Планом действий.
Согласно итогам мониторинга по состоянию на конец июля 2024 года, проводившегося консорциумом аналитических центров RRR4U, выполнение индикаторов, или маяков, проходит достаточно ровно. Но есть и отклонения от установленных дедлайнов.
Всего RRR4U отмониторил 37 маяков, которых Украина достигла в 2023-м — первом полугодии 2024-го, и тех, которых должна достичь. Взглянем выборочно на основные маяки, более пристально всмотримся в недостигнутые: какие именно и в чем причина отставания от сроков.
Итак, что у нас хорошего?
По данным мониторинга, Украина приблизилась к договоренности с кредиторами по реструктуризации еврооблигаций, что должно облегчить долговое бремя и высвободить средства на финансирование обороны. Кроме того, уже получена бюджетная поддержка от США. В то же время финансовые потребности остаются высокими.
В конце июня совет директоров МВФ одобрил четвертый пересмотр программы финансирования для Украины. Это позволило получить очередной (пятый) транш в размере 2,2 млрд долл. Обновленный меморандум с Фондом содержит два новых маяка, а именно:
- реформа таможни (до конца октября 2024 года);
- отмена «поправок Лозового» и другие изменения в Уголовный процессуальный кодекс Украины (до конца октября 2024 года).
Кроме того, до конца сентября Украина должна выполнить следующие структурные маяки:
- провести аудит налоговых льгот и потерь от них (перенесено с июля 2024 года);
- определить наиболее пострадавшие от войны госкомпании и оценить фискальные и квазифискальные риски;
- завершить внешний аудит эффективности Национального антикоррупционного бюро Украины с участием трех независимых экспертов с международным опытом и опубликовать отчет о нем.
Следующий пересмотр, который будет проходить ориентировочно в сентябре-октябре 2024 года, также имеет все шансы стать успешным. Ведь Украина фактически уже выполнила домашнее задание, а именно: приняла в июне 2024 года закон о перезагрузке Бюро экономической безопасности. При этом прогресс по программе будет оцениваться на основе количественных критериев эффективности и достижения индикативных целей.
Первые пять структурных маяков Украина выполнила еще до первой оценки программы (июнь 2023 года):
- изменения в бюджет на 2023 год — финансирование обороны;
- ограничение спонтанных изменений в закон о бюджете и возобновление среднесрочного планирования;
- подготовка плана налоговых изменений для дорожной карты Национальной стратегии доходов;
- регистрация законопроекта об ограничении государственных гарантий;
- прозрачность и подотчетность средств на специальных счетах Национального банка Украины, в частности, UNITED24 (глобальная инициатива по поддержке Украины, запущенная 5 мая 2022 года украинскими властями, фандрайзинговая платформа).
Кроме того, 29 июня 2023 года правление НБУ утвердило Стратегию смягчения валютных ограничений, перехода к большей гибкости обменного курса и возвращения к инфляционному таргетированию.
Достаточно показательна история маяка №9 о возобновлении публичного декларирования активов должностными лицами. Это крайне важный шаг на пути возвращения к довоенной антикоррупционной политике. Но сначала получилась некая половинка шага.
В сентябре 2023 года парламент принял законопроект, который предусматривал, что реестр деклараций будет закрытым еще в течение года. Общество и международные партнеры негативно восприняли такую новость. В результате президент Украины наложил вето на закон и подал свои предложения, которые открывали реестр деклараций сразу. 20 сентября 2023 года народные избранники повторно рассмотрели вышеупомянутый законопроект и приняли его с предложениями президента.
Закон №3384-IX вступил в силу 12 октября 2023 года. 10 декабря 2023-го Национальное агентство по вопросам предупреждения коррупции сообщило об открытии публичного доступа к реестру деклараций.
Вот еще один антикоррупционный индикатор с показательной судьбой. Это маяк №12: усиление финансового мониторинга политически значимых лиц. Выполнен с задержкой.
В меморандуме с МВФ украинская сторона пообещала возобновить усиленный финансовый мониторинг топ-чиновников в соответствии со стандартами FATF. Этот шаг должен обеспечить более эффективную борьбу с отмыванием средств.
Здесь стоит напомнить, что еще 19 ноября 2022 года вступили в силу изменения в закон о финмониторинге, которые сократили срок статуса политически значимого лица с пожизненного до трех лет после увольнения. Это никак не согласовывалось с международными стандартами в сфере противодействия отмыванию средств. И вот 17 октября 2023 года Верховная Рада проголосовала за законопроект, восстановивший пожизненный статус политически значимого лица. Закон (№3419-IX) вступил в силу 29 октября 2023 года.
Вот такая она, в виде голых фактов, беспощадная борьба с топ-коррупцией с помощью попыток увильнуть от уже согласованных с ЕС и МВФ шагов.
Теперь о некоторых маяках, выполненных вовремя.
Маяк №19 — утверждение Национальной стратегии доходов. Правительство вписалось в дедлайн.
27 декабря 2023 года Кабмин утвердил Национальную стратегию доходов. Она, в частности, предусматривает:
- усиление налоговой и таможни;
- закрытие возможности использовать упрощенную систему налогообложения вместо официального трудоустройства штатных работников;
- приведение НДС и акцизов в соответствие с законодательством ЕС;
- усиление антикоррупционных мер;
- реформы в налоговой системе.
Интересна ситуация с программой кредитования «Доступные кредиты 5–7–9» (маяк №22). Концептуальная записка о программе увидела свет в марте текущего года.
Изначально в 2020 году программу «Доступные кредиты 5–7–9%» создавали для поддержки малых и средних предприятий (МСП), для которых обычные банковские кредиты недоступны. В рамках программы льготные кредиты предоставляли также для инвестиций и поддержки стартапов.
После начала полномасштабного вторжения в программу добавили покрытие оборотных средств и расширили ее на крупные компании. Фактически в 2022 году программа стала основным спасательным кругом для бизнеса. В некоторых банках 80–90% кредитов были выданы в рамках этой программы.
Однако из-за ограниченного объема средств в бюджете существует острая необходимость вернуть программу к поддержке именно МСП, а не крупного бизнеса. Вместо этого в сентябре правительство, наоборот, расширило программу 5–7–9%, что противоречит обязательству по меморандуму МВФ. Кроме того, максимальный срок программы увеличили до десяти лет, а лимит программы повысили до 150 млн грн, что актуально как раз для крупных компаний. Имеем печальный результат — рост задолженности государства банкам для компенсаций кредитов «5–7–9» до астрономических показателей.
В процессе выполнения еще немало маяков:
- пересмотр налоговых льгот;
- оценка фискальных и квазифискальных потерь от госпредприятий;
- среднесрочное бюджетное планирование: анализ и обновление;
- введение в действие изменений в Таможенный кодекс Украины в соответствии с лучшими мировыми практиками;
- оптимизация и повышение эффективности работы Высшего антикоррупционного суда, который буквально завален уголовными производствами, а нагрузка на судей очень велика;
- завершение внешнего аудита НАБУ.
Маяков, к которым следует прийти в оговоренные сроки, очень много. И если нам нужны деньги ЕС и МВФ, необходимо именно прийти, а не попытаться обойти их.
***
Напомним, RRR4U (Resilience, Reconstruction and Relief for Ukraine) — это консорциум украинских организаций гражданского общества: Центр экономической стратегии, Институт экономических исследований и политических консультаций, Институт аналитики и адвокации и DiXi Group.