Маршал авиации Индии в отставке Анил Чопра отметил, что китайская авиационная промышленность сделала значительные успехи, однако эти достижения чзачастую основаны на заимствованиях и реверс-инжиниринге.
Китайские правительственные СМИ постоянно рассказывают миру о быстро развивающейся авиационной промышленности КНР. Однако многие критики утверждают, что значительная часть китайских военных технологий, включая авиационные разработки, основана на копировании иностранных образцов без учета интеллектуальной собственности. В связи с этим маршал авиации Индии в отставке Анил Чопра определил восемь образцов боевых самолетов Поднебесной, которые были в той или иной мере скопированы у США и России.
Первые копии
Истоки китайской авиационной промышленности берут начало с помощью Советского Союза. В годы Корейской войны Шэньянская авиастроительная корпорация создала двухместный учебно-тренировочный самолет МиГ-15УТИ под обозначением JJ-2. В 1956 году Китай начал производство копий МиГ-15, а затем перешел к производству Shenyang J-5 (МиГ-17) и Shenyang J-6 (МиГ-19) по лицензии.
Chengdu J-7 и Shenyang J-8
СССР передал технологии МиГ-21 Китаю в начале 1960-х годов, но после китайско-советского раскола сотрудничество было приостановлено. Китайцам удалось воспроизвести МиГ-21, что привело к созданию Chengdu J-7.
Разработка Shenyang J-8, первого китайского истребителя собственной разработки, началась в 1960-х годах, но производственные трудности и политические потрясения задержали его ввод в эксплуатацию до 1980 года.
Chengdu J-10
J-10, также известный как "Энергичный дракон", является копией израильского истребителя Lavi, разработанного на основе американского F-16. В 1980-х годах Китай получил доступ к технологиям F-16 через израильский проект Lavi, что и позволило создать J-10.
Этот истребитель стал значительным шагом вперед для китайской авиации, получив множество усовершенствований, включая систему управления fly-by-wire.
Shenyang J-11 и J-16
J-11 появился в результате лицензионного соглашения с Россией на производство Су-27СК. Китай начал заменять российские компоненты на отечественные, что привело к созданию J-11B. В дальнейшем Китай разработал J-16, модифицированный и обновленный Су-27, включающий современные китайские технологии.
Shenyang J-15
J-15, известный как "Летающая акула", является копией российского Су-33. Китай получил незавершенный прототип Су-33 от Украины и, используя реверс-инжиниринг, создал J-15 для ВМС НОАК. Этот истребитель служит основным самолетом авианосного базирования в Китае.
Chengdu J-20
J-20, первый китайский стелс-истребитель пятого поколения, имеет значительное сходство с американским F-22 Raptor. Китайский инженер Су Бин был приговорен к тюремному заключению за кражу планов F-22, что позволило Китаю разработать данную машину. Несмотря на это, многие эксперты считают, что J-20 обладает большей радиолокационной заметностью по сравнению с F-22 из-за ограничений китайских технологий.
Shenyang J-31/J-35
Shenyang J-31, также известный как J-35, является копией американского F-35 Lightning II. Он разработан для экспорта и как истребитель авианосного базирования. Самолет продолжает испытания и, вероятно, станет основным истребителем авианосного базирования в будущем.
Заключение
Анил Чопра отмечает, что китайская авиационная промышленность сделала значительные успехи, однако эти достижения часто основаны на копировании и адаптации иностранных технологий. Стратегия заимствования и реверс-инжиниринга помогла китайским специалистам сократить затраты на исследования и разработки, но также привела к критике со стороны международного сообщества.
В будущем Китаю предстоит доказать свою способность к инновациям и развитию собственных технологий без нарушения прав интеллектуальной собственности.
Важно Боевые крылья Поднебесной: каким парком новейших J-20 может похвастаться Китай